Перевозчик, получивший по конкурсу межмуниципальные маршруты в пяти южных районах Омской области, окончательно разругался с региональным минпромом
Иск министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области к ООО «Дилижанс» начал рассматривать Арбитражный суд Омской области. 18 октября состоялись предварительные слушания. Организатор перевозок высказывает намерения лишить частного перевозчика карт маршрутов, выданных на автобусы, но при этом хочет, чтобы суд заставил ООО «Дилижанс» перевозить пассажиров еще некоторое время, пока ему найдется замена. А представитель перевозчика уверяет, что карты маршрутов он уже вернул и так, а работать на маршрутах не сможет даже по решению суда. Денег нет даже на ГСМ для автобусов. Подконтрольное минпрому автопредприятие «Омскоблавтотранс», которое продает билеты через свои кассы, не рассчитывается с перевозчиком с августа.
Напомним, в рамках реализации федерального законодательства о пассажирских перевозках минпром провел летом конкурсный отбор и распределил 230 маршрутов мужмуниципальных перевозок. ООО «Дилижанс» было признано победителем по одному из лотов и получило право работать с августа на 34 маршрутах в пяти южных районах: Таврическом, Русско-Полянском, Павлоградском, Черлакском, Нововаршавском. 16 сентября частный перевозчик приостановил перевозки на шести маршрутах, заявив об убытках, после чего минпром обратился в арбитражный суд, чтобы изъять у перевозчика все выданные карты маршрутов и выставить лот на повторный конкурс.
– Перевозчик по закону имеет право добровольно отказаться от маршрутов, но только по истечении месяца с начала перевозок. То есть не раньше 28 сентября. Мы получили первое заявление от ООО «Дилижанс» с отказом от шести маршрутов 12 сентября. В результате мы теперь не можем законно аннулировать карты маршрутов и выдать новые другому перевозчику, а должны будем аннулировать выданные карты в судебном порядке, а потом проводить конкурсные процедуры, которые занимают минимум месяц, – пояснил суду руководитель департамента транспорта минпрома Алексей ЛАЗУТКИН.
Как выяснилось на предварительном заседании, перевозчик уже вернул карты маршрутов и не желает ни судиться с минпромом, ни продолжать работать на маршрутах. По словам представителя ООО «Дилижанс» Юрия АРЧИБАСОВА (ТК «Автобусы Омска»), до проведения конкурса на спорных маршрутах работал «Омскоблавтотранс», а убытки ему субсидировались из областного бюджета, причем субсидии составляли порядка 40% от общей выручки. С августа все маршруты отнесли к категории нерегулируемых перевозок и субсидии отменили.
– Мы пришли на маршруты, шесть из которых – реально убыточные. На остальных прибыль равна нулю. Откуда мы возьмем деньги, чтобы компенсировать убытки? – удивлялся в суде Юрий АРЧИБАСОВ. – Мы 15 дней поездили по шести маршрутам и встали. На наши обращения никто не реагирует. При общей выручке в 20 тысяч рублей мы убыток получили в 70 тысяч рублей. А минпром наши затраты компенсировать не хочет, но хочет нас заставить, чтобы мы ездили по 220-му федеральному закону.
Еще одна проблема, что большую часть билетов пассажиры приобретают не у самого перевозчика, а через кассы автостанций, которые принадлежат областному «Омскоблавтотрансу». Госпредприятие должно было оставлять себе только 15%, а остальные деньги за проданные билеты отдавать ООО «Дилижанс», но по факту использует эти деньги на свои нужды. А теперь у перевозчика, по словам Юрия АРЧИБАСОВА, уже нет финансовых возможностей продолжать работу. 5 октября он уведомил прокуратуру и глав администраций пяти районов, что уходит, а с 13 октября полностью прекратил перевозки на всех маршрутах южного направления, поставив 45 автобусов на прикол.
Руководитель департамента транспорта минпрома Алексей ЛАЗУТКИН признал, что проблема с долгами «Омскоблавтотранса» существует, но она разрешима. Суд дал сторонам десять дней, чтобы они смогли договориться и заключили мировое соглашение.