Известные русские революционерки на омской земле
Город Омск в эпоху революционных потрясений стал страницей в жизни и других всемирно известных женщин, которых можно считать антиподами Марии Бочкаревой. Так, в марте 1917 года в Омск на несколько дней прибыла легендарная «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская.
Жизнь этой женщины, как и жизнь поручика Бочкаревой, могла бы стать сценарием для масштабного исторического фильма. Выйдя еще молодой женщиной замуж, она вскоре бросила семью, как родительскую, так и свою собственную и, оставив сестре мужа своего грудного ребенка, ушла в революционную борьбу. Имевшая дворянское происхождение и получившая хорошее образование, Брешко-Брешковская стала крестьянкой: жила среди крестьян и проповедовала им идеалы революции. «Оделась я в крестьянскую одежду, захватила котомку, палку и пошла бродить», — позже вспоминала она. С 1874 года для нее начался период тюремных мытарств. Тюрьма, ссылка, побег, снова тюрьма, каторга, Сибирь, опять побег и опять тюрьма и каторга… Вернувшись спустя 22 года из ссылки по амнистии в 1896 году, она вновь окунулась в революционную работу и с 1903 года находилась на нелегальном положении. Именно Екатерина Брешко-Брешковская стала одной из основателей партии социалистов-революционеров в 1902 году. В 1910 году вновь была отправлена в ссылку, в которой пребывала до Февральской революции. Именно в феврале 1917 года наступил звездный час Брешко-Брешковской. Разъезжая по стране в персонально выделенном спецвагоне, она выступала в защиту Временного правительства, популяризировала эсеровскую программу, требовала доведения войны с Германией до победного конца, активно поддерживала формирование женских «батальонов смерти», феминистическое движение. В Омск «бабушка русской революции» прибыла 11 марта 1917 года и остановилась в Доме Республики (бывший дворец генерал-губернатора). Перед домом ей была устроена торжественная встреча, после чего в специально отведенной для нее комнате Брешко-Брешковская принимала депутации омичей. В революционном Омске ее возмутили, бросающиеся в глаза признаки дореволюционной дисциплины в армии. Увидев военных, она воскликнула: «Бесстыдники! Они восстановили погоны и кокарды!» Эта фраза, произнесенная в «исконно военном» Омске, циркулируя в офицерской среде, усиливала раздражение против социалистов. Но даже несмотря на этот факт, проезд Екатерины Брешко-Брешковской через Омск вызвал широкий положительный резонанс.
Подобный «триумфальный проезд» произошел в Омске за 11 лет до потрясений Февральской революции. Только главной героиней его была не Брешко-Брешковская, а другая эсерка – Мария Спиридонова. Поезд, на котором Спиридонова и другие революционерки направлялись на Нерчинскую каторгу 30 июня 1906 года, сделал остановку на станции Омск. Сорок рабочих пришли на вокзал встречать Марию Спиридонову, а затем уже образовалась толпа из тысяч людей. По слухам, недалеко от вокзала даже были спрятаны войска на случай беспорядков. Так двадцатиминутная остановка превратилась в митинг. И даже после того как по просьбе начальника конвоя Спиридонова попросила толпу «отпустить» всех, чтобы не задерживать пассажирский поезд, ее просьба была исполнена далеко не сразу. Люди отцепили вагон и огромной толпой покатили его вручную.
Сложно представить это сегодня, но сто лет назад боевых офицеров и известных революционеров встречали в разных городах как сегодня звезд кино и эстрады. В будущем, уже в советской России, судьба Марии Спиридоновой сложилась трагически, как и судьба ее тезки по «другую сторону баррикад» — Марии Бочкаревой. Но, конечно же, для нас все эти женщины интересны в первую очередь, своими уникальными личностными качествами, которыми не каждый мужчина обладает: отчаянной храбростью, глубокой преданностью своим идеалам и несгибаемой волей.
При поддержке передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Анатолия ШТЫРБУЛА