Крепость, определившая основу омского градостроительства на столетия вперед, была построена за три года.
К середине 1750-х годов Омская крепость сильно обветшала и перестала соответствовать требованиям, предъявляемым военно-оборонительным сооружениям того времени. Расположенный за Омью бастион во время ледохода и ледостава (когда наплавной мост снимался) оказывался отрезанным от тыла. Высоким левым берегом мог легко воспользоваться неприятель для обстрела нижележащей крепости.
Впервые вопрос о строительстве новой крепости ставился еще в 1722 году. В 1756-м уже крайне ветхая Первая крепость была отремонтирована. В 1762-м на левом берегу Иртыша, напротив устья Оми, было поставлено оборонительное укрепление – Елизаветинская защита – маяк, служивший в качестве передового дозора на случай нападения кочевников.
В 1764 году к развернутому проектированию новой крепости приступил коллектив военных инженеров под руководством майора Ларса МАЛЬМА, в который также вошли: инженеры-прапорщики ЗЕЛЕНОЙ и РОМАНОВСКИЙ, капитан АНДРЕЕВ, прапорщик УКСУСНИКОВ. Начало работы над проектом сдвинулось с мертвой точки после прибытия в Омск нового командующего отдельным Сибирским корпусом, генерал-поручика Ивана Ивановича ШПРИНГЕРА. Им и инженер-майором МАЛЬМОМ 28 февраля 1765 года был подписан чертеж крепости. Вместе с проектом в Петербург было направлено «мнение», в котором пояснялась целесообразность строительства новой крепости и расписывались этапы ее сооружения. Проект ШПРИНГЕРА-МАЛЬМА первоначально предполагал сохранение старой крепости, рассматривались даже варианты ее усиления. Однако эта двойственность была преодолена при утверждении проекта в Санкт-Петербурге. Окончательно Первая крепость была разрушена в 1773 году. Были снесены стены, башни и ворота, но была сохранена слобода. Деревянную церковь Сергия Радонежского разобрали и перевезли в село Горнокулачинское.
Именно И. И. ШПРИНГЕР обосновал назначение крепости как будущей резиденции начальника Сибирских войск, «признав Омскую крепость главным местом, где должно завсегда находиться главному теми (пограничными) местами командиру». В мае 1767 года проект новой Омской крепости был утвержден, а через год, весной 1768 года началось ее строительство.
Изначально работы велись под руководством инженер-майора Мальма, а затем подполковника ШЕСТИНСКОГО. Основной рабочей силой, задействованной в строительстве, стали казаки и арестанты. Работы велись весьма энергично. В 1769 году на строительстве Омской крепости работало 78 каменщиков, 150 драгун и 1691 ссыльный. Лес и землю на лошадях подвозили более 1500 человек. Таким образом, в один сезон на сооружении крепости было занято 3419 человек. А позднее к строительству привлекалось еще больше людей.
Заготовка строительных материалов производилась в Долонском и Семипалатинском сосновых борах, откуда лес сплавлялся вниз по Иртышу. Каменные материалы изготавливались в кирпичных сараях, построенных на левом берегу Иртыша. Для обжига кирпичных стройматериалов использовался тростник с ближайших озер. Вторая Омская крепость возводилась по передовым правилам европейской фортификации того времени.
Крепость занимала площадь в 30 гектаров и имела четыре бастиона (Подгорный, Степной, Тарский и Форштадтский) и три полубастиона (Омский, Ильинский и Иртышский). Окружена крепость была земляным валом в 3,5 метра в высоту, а со стороны Иртыша он возвысился на 12 метров над плесом реки. С внешней стороны вал был обведен широким сухим рвом в 2,4 метра глубиной. Подъемные мосты вели к деревянным крепостным воротам: Омским – со стороны Омской слободы и Тарским – с северной стороны. Двое других ворот выходили в сторону Иртыша, где не было рва и мостов. Эти ворота получили названия Тобольские и Иртышские. В 1770 году появились первые обывательские дома и форштадты за линией открытого пространства перед крепостью. Начался новый этап омской истории.
Ширванский мушкетерский полк в Омске
Омскую крепость охранял полк, отличившийся в Бородинской битве
С периодом нахождения на земле Омского Прииртышья Ширванского мушкетерского полка связано огромное количество тайн. Из книги «Служба ширванца: 1726-1909 гг.», изданной в 1910 году и посвященной истории «84-го Пехотного Его Величества полка», мы узнаем, что название «Ширванский» было утверждено официально только в 1819 году, после объединения с Кабардинским полком (название происходит от Ширванского ханства – феодального государства, располагавшегося на территории Азербайджана). До этого Ширванский полк менял свое название несколько раз, а самих Ширванских полков было два (второй из них был переименован в Казанский). Видимо, с этим фактом и связаны многочисленные путаницы, касающиеся времени и места расположения ширванцев на сибирской земле.
Подробно этот вопрос в своей статье «Ширванские мушкетеры в Омске и за его пределами» освещал омский историк-краевед Евгений ЕВСЕЕВ. Согласно его версии Ширванский мушкетерский полк (тогда он поочередно назывался по именам своих командиров) был передислоцирован в Омск в 1745 году. Для укрепления восточных границ империи в Сибирь было отправлено пять регулярных полков под командованием генерал-майора Х. КИНДЕРМАНА. Полки разместились в Томске, Тобольске, Иркутске и Колывани. В Омске, где располагался Штаб Сибирского корпуса, был дислоцирован Ширванский мушкетерский.
В период строительства второй Омской крепости штаб-квартира ширванцев находилась в Чернолуцкой слободе (ныне – Чернолучье). Позднее штаб полка, офицерские покои и солдатские казармы расположились на территории самой крепости. «Зимние квартиры» ширванцев – одноэтажные деревянные постройки – образовали внутри крепости целую улицу.
В Омске о себе ширванские мушкетеры оставили противоречивую память. Редкие пограничные стычки со степными кочевниками, праздный образ жизни не лучшим образом отразились на боевых качествах ширванцев. «Квартировали по лучшим деревням – широко и прихотно отъедаясь на отвал. Мундиры и панталоны стали в обтяжку. Причина тому – толстота закормленных людей», – писал офицер омского гарнизона подпоручик БРОНЕВСКИЙ.
«Золотые» времена для офицеров и солдат Ширванского полка закончились, когда на должность командира войск сибирской инспекции был назначен генерал-лейтенант Григорий Иванович ГЛАЗЕНАП. Он сначала объявил выговор командиру мушкетеров полковнику ДЬЯЧКОВУ, а потом и вовсе отстранил его от командования, заменив опытным боевым офицером, полковником Ф.В. ЗВАРЫКИНЫМ. Новый командир немедленно взялся за наведение порядка в полку. Каждодневными учениями он быстро привел полк в форму, соответствующую уставному порядку.
В 1808 г. Ширванский полк вошел в состав 24-й пехотной дивизии. А летом этого же года император Александр I направил Г. И. ГЛАЗЕНАПУ «высочайшее распоряжение», в котором велел направить полк «к западным границам империи».
В 1809 г. Ширванский полк после долгих лет пограничной службы совершил боевой поход в австрийские владения в Галиции. В 1812 году ширванцы отличились в боях под Смоленском. В ходе Бородинской битвы, находясь под сильным огнем неприятеля при штурме Курганной батареи, полк «с отменной храбростью ударил в штыки на наступающего неприятеля и обратил его в бегство». Во время триумфального Заграничного похода Русской армии 1813-14 годов в кровопролитном бою полк отбил у французов 12 орудий и был награжден Георгиевским знаменем. В 1819 году Ширванский пехотный полк был переведен на Кавказ, где и прослужил отечеству до конца Первой мировой войны.
Подготовил Сергей НАУМОВ по материалам телепередачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".