Джек ВЭНС.
Хроники Кадуола
North Charleston (SC): CreateSpace, 2016 год. – 740 стр.
Серия: Джек Вэнс. Собрание сочинений
Случайно на ноже карманном
Злодеи должны злодействовать, а герои геройствовать. А иначе зачем книги?
В «Хроники Кадуола» входят три романа: «Станция Араминта», «Эксе и Древняя Земля» и «Трой». CreateSpace — американская компания, предлагающая услуги по организации самиздата по технологии «печать по требованию» с предоставлением ISBN. То есть указанное издание – это электронная книга, которую за некоторую немаленькую сумму можно превратить в книжку, а можно не превращать, ограничившись электронным вариантом в Сети. В начале 2000-х первые два романа издательство АСТ выпустило в бумаге в серии «Координаты чудес». Полностью с трилогией мы можем теперь познакомиться благодаря подвижничеству переводчика Александра ФЕТА, поставившего перед собой поистине титаническую задачу познакомить российского читателя с объемным наследием американского писателя.
Творчество ВЭНСА производит странное впечатление. У него нет блеска стиля, психологических глубин, парадоксальных размышлений. НФ ВЭНСА – это прежде всего приключения. В «Хрониках Кадуола» мы встречаем благородных героев, коварных злодеев и наивных дядюшек. Но все это смешивается им в такой коктейль, что его романы цепляют. Этот Джек из какой-то тени: его описания деталей чуждых миров напоминают попытку визионера неуклюжими и неточными земными словами дать понять всю парадаксальную великолепность и ужасность ослепительного иного мира, но не находящего нужных понятий и пытающегося заменить их подробно прописанными терминами, во многом остающимися до конца непонятными. Вот как описывается его стиль в англоязычной энциклопедии научной фантастики: «Всегда стремясь к барокко, он развился в эффективную высокопоставленную дикцию, несколько педантичную и почти всегда насыщенную богатой, но отдаленной иронией. Способность ВЭНСА называть людей и места порождает ощущение, что этнографии сновидений вырезаны почти так же, как садовник создавал бы топиар».
Герои трилогии действуют в основном на родной планете Кадуол – своеобразном природном заповеднике, который злодеистые злодеи пытаются разомкнуть, раскрыть остальному миру, и на ряде других необычных планет, в том числе и на Земле – в частности в городе Киеве.
mif1959
Нил АШЕРСОН
Черное море. Колыбель цивилизации и варварства
М.: Издательства Corpus, АСТ, 2017 год. — 480 стр.
Тираж 3000 экз.
«Ни политики, ни писатели»
Размышления о политическом насущном
«В книге я провожу мысль о том, что Черное море — его народы и прибрежные регионы, его рыба, его воды и его безмерно глубокая история — это единый культурный ландшафт. Ни одна часть этого ландшафта не имеет смысла в отрыве от других. Однако самая существенная особенность Черного моря состоит в непрерывном изменении всех его частей. Это место никогда не было застывшим, «вечным». Его народы находились в движении по крайней мере пять тысяч лет. И точно так же, в состоянии непрерывной адаптации, жили и существа, населяющие воды Черного моря, так как климат и речные потоки колеблются, а чужеродные виды вторгаются в море и разрушают один естественный баланс за другим. За годы, прошедшие с момента написания этой книги, внутри и вокруг Черного моря продолжались человеческая миграция и экологические изменения, которых не предвидели ни политики, ни биологи, ни писатели», — утверждает в предисловии известный британский журналист и писатель Нил АШЕРСОН. Автор планомерно и педантично показывает все аспекты формирования этого «культурного ландшафта». От плавания Ясона за золотым руном до самых последних политических, экономических и экологических преобразований. Как зарождался рыбный промысел и кто населял прибрежные земли в разные эпохи, какой главный товар привозили с собой из плавания к берегам Черного моря микенские торговцы, какая опасность таится на глубине ниже 150-200 метров и почему это может привести к масштабной экологической катастрофе. Книга о Черном море впервые была издана издана в 1995 году и посвящена одному из тех, мест Земли, которые справедливо именуются колыбелью цивилизации. Как полагают издатели, «предметом внимания автора стала богатейшая культурная и политическая история черноморского ареала от древности до наших дней, включая события времен распада СССР. История Черного моря не закончена, и книга Ашерсона увлекательно описывает ее самые неожиданные и драматические повороты».
Е.К.
Александр ГЕНИС
Картинки с выставки: персоны, вернисажи, фантики
М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2017 год. — 280 стр.
Тираж 5000 экз.
«Выбраться из обыденного»
Прогуляться по музею с русским американцем
«От моего дома полчаса езды до леса и до музея Метрополитен, и я не устаю этому радоваться. Не путая природу с искусством, я одинаково люблю и то и другое, находя в них много общего. Мы знаем, что нас ждет в лесу и в музее, но всегда натыкаемся на непредвиденное и чудесное. И лес, и музей — альтернатива обычной жизни. Первый был до нее, второй — после. Один растворяет будни, другой перегоняет их, повышая градус, но оба дарят праздником. Поэтому мы можем бродить по галереям и тропинкам с одной и той же целью — отпустить вожжи и выбраться из обыденного, подставив себя под целительное излучение прекрасного. Зная и пользуясь этим методом всю жизнь, я собрал в книгу лучшие походы, дорогие открытия и яркие воспоминания», — без затей поясняет автор. В книге собраны четыре десятка эссе, познакомившись с которыми читатель узнает, что думает Александр Александрович, к примеру, по поводу живописца Каспара-Давида Фридриха, нарисовавшего в первой четверти девятнадцатого века окно своей студии. Оказывается, немецкий романтик ввел в изобразительное искусство новый мотив, после чего все принялись писать окна. Окна, конечно, и раньше присутствовали на полотнах, однако, как утверждает автор, «если раньше окно было дырой для света, то у Фридриха оно стало порогом познания и гносеологическим инструментом. Его окно — метафизическая конструкция, задающая вопросы о природе реальности». Право слово, рука так и тянется немедленно поискать знаменитое окно в Сети. Потом речь у ГЕНИСА зайдет про рожи Хальса, бабье лето Климта, алфавит Шагала и прочие иллюзорные вещи, которые должны быть известны всякому культурному человеку. Наверное.
Е.К.
Майкл КОННЕЛЛИ
Черный ящик
Пер. с англ.
М.: Издательство АСТ, 2017 год. — 448 стр.
Тираж 3000 экз.
«Оглашение вердикта»
Гарри Босх ведет расследование двадцатилетней давности
В 1992 году во время беспорядков в Лос-Анджелесе застрелили датскую журналистку. Тогда это преступление так и не удалось раскрыть. «Двумя днями ранее расовые, социальные и экономические проблемы, подспудно зревшие в недрах города, вырвались на поверхность подобно извержению вулкана. Суд по делу четырех офицеров полицейского управления Лос-Анджелеса, обвиненных в чрезмерной жестокости при избиении чернокожего водителя, арестованного за превышение скорости после долгой погони, закончился оправдательным приговором. Оглашение вердикта, вынесенного присяжными в здании суда на другой окраине города, расположенной в сорока пяти милях от Южного Лос-Анджелеса, вызвало там тем не менее мгновенную и бурную реакцию. Небольшие поначалу группы озлобленных людей стали собираться на каждом перекрестке, возмущаясь столь вопиющей, по их мнению, несправедливостью. И очень скоро крики переросли во вспышки насилия. Вездесущее телевидение не мешкая подняло в воздух вертолеты, чтобы передавать эти сцены в реальном времени в каждый дом города, а затем – и по всему миру. Полицейских события застали врасплох». Конечно, некоторые усилия по поиску преступников были предприняты, но чрезвычайными оказались тогда обстоятельства. Дело о гибели датской журналистки так и осталось нераскрытым. Но вот через двадцать лет детективу Гарри Босху поручили в порядке инвентаризации висяков возобновить расследование. В 1992 году он первым оказался на месте преступления. Теперь же Босх настойчиво попросил, чтобы дело Аннеке Йесперсен отдали именно ему. Он убежден: в каждом деле есть свой черный ящик — улика, помогающая понять, что же произошло. А еще он хотел узнать, что за расследование вела датчанка.
Е.К.