По мнению Светланы ШЕВЧЕНКО, нет смысла тратить на новый генплан 70-100 млн рублей, пока окончательно не решен вопрос с метро и аэропортом
17 августа на форуме партии "Единая Россия" на тему "Качество жизни" разговор шел о градостроительной политике на территории города.
Основная проблема действующего генплана Омска, считает депутат горсовета Юрий ФЕДОТОВ, в том, что при его составлении никто не подсчитывал, а будет ли то, что заложено в генплане, городу по карману, и никто не спросил у собственников строений, зданий, территорий, чего бы они, собственно, хотели.«Качественная жизнь определяется теми ресурсами, которыми мы располагаем. Один из этих ресурсов – градостроительная политика, те документы, в которых она выражена – генплан, Правила землепользования и застройки, проекты межевания и планировки», – подчеркнул Юрий ФЕДОТОВ.
Хорошей попыткой учесть мнение горожан стала инициатива ИТП "Град", который на безвозмездной основе взялся за разработку мастер-плана – своего рода технического задания от жителей для актуализации генплана и другой документации.
Гендиректор ИТП "Град" Анна БЕРЕГОВСКИХ же считает, что генплан не нужно переоценивать, ведь на тот момент, когда он составлялся, отношений собственников в нынешнем формате еще не было. Генплан, по ее мнению, лишь малая часть реализации Стратегии развития города.
– Чего не хватает Омску в первую очередь? Политики развития города. Важно, чтобы на это обратили внимание городские власти, будущие депутаты. В первую очередь необходимо объявить конкурс, желательно международный, на основные положения Стратегии социально-экономического и пространственного развития города. Сегодня практика такая уже в России есть, – предложила БЕРЕГОВСКИХ. А уже когда появится стратегия, понадобится план ее реализации, корректировка нормативов градостроительного проектирования. Кроме того, по мнению гендиректора ИТП "Град", необходима комплексная программа развития инфраструктуры – социальной, транспортной, коммунальной. Наконец, нужен документ по планировке улично-дорожной сети.«Надо запомнить одно: в городе не существует дорог, есть улицы и надо заниматься благоустройством улиц. Город — это не сумма недвижимости, не здания и сооружения, город определяется пространством между зданиями, и это принципиально важно", – уверена БЕРЕГОВСКИХ.
С ней согласился архитектор Александр БЕГУН.«Мы в рамках программы "Комфортная городская среда" разрабатывали проекты благоустройства ключевых общественных пространств в городе, и опыт этой работы показал, в какую сторону нужно меняться, показал, что в приоритете должен быть житель города и его потребности. Менять подходы непросто, страшно, но это придется сделать», – считает он.
– Сегодня проблема актуализации генплана перезрела, – продолжил коллега БЕГУНА, архитектор Олег ФРЕЙДИН.– Нынешний генплан Омска не плохой и не хороший, просто в нем заложена еще советская пространственная парадигма, которая не учитывает ни прав собственности, ни нового социального устройства.
По мнению ФРЕЙДИНА, у Омска масса потенциальных возможностей, которых нет у соседних городов. Это довольно неплохой климат и пространственная организация города – две реки, хорошая планировочная структура, и это все можно использовать в качестве преимуществ. «Действующий генплан был ориентирован на экстенсивное развитие территории, и, мне кажется, это основная ошибка. Исходя из небольшого бюджета город просто не может содержать большие территории в должном порядке. Так, новые территории освоения – Завертяева и другие – потребовали от города колоссальных затрат. Сейчас нужно, напротив, переходить к интенсивной модели, смотреть, чем мы располагаем внутри города, и заниматься этими вещами. У нас отсутствует элементарная инфраструктура, масса неиспользуемых пространств", – продолжил Олег ФРЕЙДИН.
По словам главного архитектора Омской области Елены МИХЕЕВОЙ, актуализация генплана обойдется около 70 млн рублей. А замдиректора департамента архитектуры администрации Омска Светлана ШЕВЧЕНКО оценивает траты в сумму до 100 млн рублей."Нет смысла приступать к актуализации генплана, пока мы не имеем решений по крупным инфраструктурным вопросам, пока нет понимания, что делать с аэропортом, что будет с метро, что делать с предприятиями на территории города. Да, Стратегия развития города при этом нужна, и нужна она до того, как начнется разработка генплана, который интересы жителей и должен учесть", – подчеркнула ШЕВЧЕНКО.