Найджел КЛИФФ
Подмосковные вечера. История Вана Клиберна, как один человек и его музыка остановили холодную войну
Серия «Из личного архива»
М.: Эксмо, 2017 год. – 656 стр.
Тираж 5000 экз.
«Подмосковные вечера» и холодная война
Кто же он, сын Харви и Рилдии?
«Рилдия Би О’Брайен Клиберн больше всего гордилась собой в тот день, когда родила сына. Ей было тридцать семь лет; одиннадцать лет она была замужем за Харви Лейвеном Клиберном, и детей у них не было. Муж, который был на два года моложе ее, родился в штате Миссисипи», – начинает историю КЛИФФ. Рилдия встретила будущего мужа на вечернем молитвенном собрании – оба были баптистами, и когда в 1933 году они осознали, что наконец-то станут родителями, это показалось чудом им обоим. Примечательно, что Рилдия «входила в группу дам-любительниц музыки, которая предложила русским исполнителям приехать в Шривпорт. Клиберны переехали в этот город после того, как отец Рилдии, Уильям Кэри О’Брайен (он был мэром города Макгрегор, штат Техас, а также судьей, членом законодательного собрания штата и журналистом) убедил своего зятя начать карьеру в нефтяном бизнесе». В юности Рилдия мечтала стать пианисткой и уже почти начала свою карьеру, когда ее родители пресекли это начинание, посчитав музицирование на публике совершенно неблаговидным занятием. Так или иначе, но ее сын вполне воплотил ее тягу к музыке, став профессиональным пианистом. Более того, он вошел в историю: Вана Клиберна, победителя Первого международного конкурса имени П.И. Чайковского, обожали миллионы людей в СССР и в Соединенных Штатах. Как утверждают издатели, «в своем захватывающем и безупречно строгом труде Найджелл Клифф воссоздает драму и напряженность времен холодной войны, ставя в центр повествования глубоко убедительный образ талантливого исполнителя, чья музыка временами служила мостом над опасной пропастью, разделявшей противоборствующие державы».
Е.К
Антон ЧИЖ
Лабиринт Химеры
М.: Издательство «Э», 2017 год. – 384 стр.
Тираж 6000 экз.
«Белые ночи стали теплы»
Увлекательнейший розыск в дореволюционном Павловске
«1902 год, 25 апреля. Павловск. Вечер обещал быть чудесным. И никаким другим быть не мог. Василий Ильич Антонов ощутил это своим большим и, в общем, незлым сердцем. Причин для такой счастливой уверенности было множество. Начать с того, что в Павловск явилась окончательная весна. Белые ночи стали теплы, в воздухе густо пахло молодой зеленью, покрывшей ковром дворцовый парк, сады при дачах и улицы городка. Потерпеть меньше недельки – и начнется сезон, а вместе с ним бурление жизни, очаровательные дамы, приятные встречи, концерты в Павловском воксале и всякое такое прочее, чего Василий Ильич ожидал со сладким нетерпением. И вовсе не как провинциал, тосковавший по солнцу столичных развлечений. Василий Ильич Антонов занимал счастливую должность Управляющего городом Павловском, да-да, именно так здесь именовался городской голова. Хоть в подчинении у него было наперечет чиновников и дворников, но статус обязывал показываться в сезон везде и быть в курсе всего» – да-да, очередная история от господина ЧИЖА разворачивается в пригороде тогдашней столицы Российской империи. Как обычно, перед читателем является Загадка на трех сотнях страниц, которую он и пытается разгадать вместе с профессионалами своего дела. А именно: с вернувшимся на службу отставным сыщиком петербургской полиции Родионом Ванзаровым и великим криминалистом Аполлоном Лебедевым. Преступники, конечно, будут изобличены, местная павловская полиция получит наглядный урок, как надо работать, а читатель с пользой и удовольствием проведет вечер. Тем более что самая большая тайна книги – удивительное умение автора поселить в душе читателя мир и покой, как это и полагается при чтении классических образцов детективного жанра, где на стороне мирного обывателя выступают рыцари без страха и упрека. Независимо от того, какое время на дворе.
Е.К.
Максим ОСИПОВ
Пгт Вечность
М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2017 г. – 256 стр.
Тираж 1250 экз.
«Сквозь пустоту тогдашнего окна»
Рефлексии тарусского доктора
«Странно, дом-то был крепкий. С огромным балконом, на него выносили обеденный стол. «Так вот с кем мы дело имеем…» – сказала мама без выражения, – гость ваш, сосед, похожий на Сергея Рахманинова, тоже москвич, сообщил за чаем, что он парторг своего института». Мама была молчалива, особенно в сравнении с отцом, но могла произнести и что-то такое, неудобное, в сторону. Она здесь бывала только в июле и августе, а отец – во всякое время. Летом жил наверху, а зимой – тут приблизительно, где теперь стоишь ты. «И вот сейчас выпархивает птица / Сквозь пустоту тогдашнего окна…» – это из путевого очерка «Свента» про поездку в Литву к давно забытому детству. Тихое, спокойное изложение. Мягкие, необязательные сожаления. Нюансы десоветизации. Всяческие рефлексии. «Стихи стихами — исчезновение дома вызывает растерянность: камни, как выясняется, тоже недолговечны. Печально, хотя, разумеется, есть вещи и пострашней, да и ты не Набоков, не Пруст. Походи между сосен по мягкому мху, подойди к воде. Ни высокие старые сосны, ни худенькие деревца возле берега, ни заросли камышей никуда не девались – вот они, тут как тут». Максим ОСИПОВ – писатель, драматург, врач-кардиолог, основатель «Общества помощи Тарусской больнице». В его новой книге три рассказа, исповедь альтруиста и повесть «пгт Вечность» с подзаголовком «Записки завлита». Есть в этой повести старый директор театра Мир Саввич и новый – Геннадий Прокопьевич, «небольшого роста, стремительный, по театру буквально летал, хотя, между прочим, тоже сорок какого-то года рождения». Что-то этакое может омскому читателю припомнится, и неудивительно, поскольку спектакль по осиповской пьесе «Русский и литература» шел на сцене театра драмы в 2012–14 годах. Книга оформлена Андреем Бондаренко, что тем более радует.
Е.К.
Сергей ЛУКЬЯНЕНКО. Застава
Цикл «Пограничье»
М.: АСТ, 2014 год. – 318 стр.
Тираж 80 000 экз.
Погранцы
Граница на замке, а ключ в кармане
Романом «Застава» Сергей ЛУКЬЯНЕНКО запустил цикл «Пограничье», в котором насчитывается уже 9 книг. Помимо «Заставы» еще две написаны с ЛУКЬЯНЕНКО в соавторстве. К большому сожалению, читать хоть как-то возможно лишь первый роман. Да и по его поводу даже рьяные поклонники автора исплевались. Впрочем автор профессиональные навыки не утерял, есть много книг и хуже. Но такое впечатление, что ЛУКЬЯНЕНКО либо достал что-то старое из загашника и быстро доработал, либо творил между делом, торопясь к установленному издательским договором дню. АСТ, рассчитывая на популярное имя, сразу же бухнул тираж аж 80 тысяч экземпляров, хотя по нынешним временам тираж и в 8 тысяч считается солидным.
Действие происходит в некоем мире под названием Центрум, в который регулярно телепортируются жители Земли. Первый раз это происходит случайно, и большинство повторить уже не в состоянии, но есть отдельные личности, которые сообразили, как это происходит. Причем на Центрум можно попасть из многих миров, и все они между собой такой взаимопроникающей способностью не обладают. Но больше всего все-таки землян. Впервые попавших ловят пограничники, ставят на запястье татуировку и предупреждают, что больше сюда ни-ни, или приглашают в пограничники. Если же ты проник в Центрум второй, а то и третий раз, да еще с контрабандой, это уже чревато, влоть до смертоубийства. Мир после того, как весь пластик и подобные высокотехнологические вещества в результате некой эпидемии стали распадаться, стал весьма скудным.
Пограничных застав на планете немало. Об одной из них, все обитатели которой родом из России, и идет речь. Главный герой, Иван, бывший музыкант, решил остаться на этой заставе в компании других разношерстных персонажей. Так что речь идет о так называемых попаданцах. Есть интрига: некто хочет и на Земле устроить эпидемию распада высокомолекулярных соединений, но российские погранцы грудью встали на защиту родной планеты. Штампов много, неувязок тоже хватает, логика, порою хромает. Но понятно: враг будет разбит, а справедливость восторжествует. Автор не позиционирует роман как подростковый, но все признаки налицо.
mif1959