Об этом говорили педагоги на круглом столе ОНФ и мотивировали сумму высокой интенсивностью труда и 12-часовым рабочим днем
По данным ОНФ, Омская область входит в десятку регионов с самой низкой заработной платой педагогов. По итогам проведенного в этом году мониторинга видно, что средняя начисленная заработная плата учителей в регионе составляет 16 тысяч 750 рублей при средней недельной нагрузке более 25 часов. В то же время данные Росстата и министерства образования региона дают совершенно другие цифры. Росстат указывает, что за девять месяцев 2017 года средняя зарплата педагогов в Омской области составляла 25 830 рублей.
6 декабря на круглом столе ОНФ, посвященном теме низких заработных плат учителей, собрались чиновники, члены профсоюзов, педагоги. Они обсудили сложившуюся ситуацию. Руководитель рабочей группы «Образование и культура как основа национальной идентичности» регионального штаба ОНФ Валерий ГАГАРИН выделил две главных проблемы: перегруженность педагогов, неадекватно низкая материальная оценка учительского труда.
Сегодня в нашем регионе трудятся около 14 тысяч учителей. По мнению экспертов ОНФ, существующая система оплаты труда вынуждает работников образования повышать интенсивность, чтобы получать доход, который соответствует данным Росстата и на который можно прожить. Об этом говорил зампредседателя Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Леонид СИВИРИН: «Если смотреть статистику, в прошлом году учебная нагрузка учителей была в среднем около 25 часов, в настоящее время – около 27 часов. Понятно, что указ президента выполняется за счет увеличения интенсивности труда педагогов».
Еще одной проблемой по мнению профсоюзов является отсутствие внимания к молодым специалистам. В предыдущие годы им выделяли доплаты, льготную ипотеку, а сейчас все это не действует, и приток в образование новой крови существенно сократился. Вызывает вопросы и сам статус молодого педагога. Выпускники вузов, которые работали во время студенчества, устраиваясь на работу после получения диплома, уже не считаются молодыми специалистами.
Об общем недостатке кадров рассказала секретарь райкома профсоюза работников народного образования и науки САО Светлана МУРАТОВА: «Если раньше не было вакансий в дошкольных учреждениях, то сегодня есть. Я уже не говорю о медиках и поварах. Подчас руководителю учреждения приходится вставать за плиту и помогать воспитателям готовить детям пищу, потому что люди бегут от такой заработной платы».
Заместитель заведующего отделом Федерации омских профсоюзов ОНФ Андрей ЕФРЕМОВ раньше работал в образовании и поделился своим опытом:«Больше всего за десять лет в школе я ненавидел, когда поднимали заработную плату. Потому что сначала ее поднимают на 25 процентов, а потом проходит полгода и в половину дорожают продукты, коммунальные платежи, и ты реально понимаешь, что ее опустили ровно на 25 процентов. Если мы продолжим работать в том же ключе, зарплата будет только ухудшаться. Нужно сделать шажок, увеличить зарплату на энное количество пунктов. Только это позволит реально поднять заработную плату».
«Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ как-то нам сказал: «Надо было правильно выбирать профессию». Простите, выбрали не ту, не знали, что умные, образованные люди в государстве не нужны, – эмоционально выступила учитель школы № 120 и член штаба ОНФ Елена БОРОДИНА. –Нас учат методисты, которые никогда в школе не работали либо делали это очень давно и сбежали оттуда, нами руководят те, кто получает на порядок больше нас. Исходя из того, сколько мы делаем, наша зарплата должна быть 80 – 100 тысяч». Она рассказала, что за 28 учебных часов, классное руководство, руководство методическим объединением она получает 14 тысяч рублей в месяц.
Присутствовавшая за круглым столом первый заместитель министра образования Омской области Лариса УСТИНОВА удивилась такой сумме и отметила, что многое зависит от нагрузок, стажа, наличия квалификационной категории, стимулирующих выплат: «Такой суммы при 28-часовой нагрузке не может быть. По всей видимости, вы озвучили только основную заработную плату без учета компенсационных выплат. Мы обязательно выйдем в вашу школу на проверку».
Лариса УСТИНОВА попыталась в своем выступлении показать, что ситуация в образовании региона не такая уже и плачевная. Она отметила, что регион занимает 48 место по уровню зарплат в школах, 59-е – по оплате труда в детских садах и 41-е – в учреждениях, где воспитываются дети-сироты. «Это середина», – резюмировала чиновница, имея в виду, что в России 85 регионов. Также она обратила внимание на постоянный рост оплаты труда учителей. В 2017 году на зарплаты было выделено 10,374 млрд рублей, что на 426 млн больше, чем в 2016 году. По сведениям министерства образования, полученная при мониторинге ОНФ информация, что самая низкая зарплата в образовании у специалистов коррекционных школ, не соответствует действительности. Замминистра назвала среднюю для данной категории педагогов зарплату – 33 601 рубль.