Поставщики электричества и тепла увеличили предпринимателям количество процедур для согласования
В пятницу, 22 декабря, на заседании совета по инвестиционной деятельности и развитию конкуренции при губернаторе были представлены итоги мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Омской области в 2017 году. Докладывала заместитель регионального министра экономики Анна НЕГОДУЙКО, которая прошлась по базовым узлам мониторинга, предполагая, что подробнее члены инвестсовета в силах и сами ознакомиться с документом.
Топ-3 барьеров для бизнеса
Документ и в самом деле интересный. Минэкономики проанализировало анкеты, заполненные 2 214 предпринимателями и 2 838 потребителями товаров и услуг, а также жалобы и обращения предпринимателей и населения в контрольно-надзорные органы по вопросам конкуренции, качества услуг.
Предприниматели оценили наличие административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности. Топ-3, влияющих на бизнес барьеров в сравнении с 2016 годом не изменился. Это "Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность" – его выделили 20,1% опрошенных, в 2016 году их доля была меньше – 19,4 %. Далее – барьер по "Ограничению в доступе к поставкам в рамках государственных (муниципальных) закупок". Его отметили 17,9 % респондентов (в 2016 г. – 18,6 %). Замыкает тройку барьер по "Сохранению высокой налоговой нагрузки на бизнес" – 17,6 % (в 2016 г. – 18,1 %). При этом 10,1 % предпринимателей отметили отсутствие барьеров, в то время как в 2016 году таких респондентов было 9,8 %.
Большинство предпринимателей указали на высокий и очень высокий уровень конкуренции – почти 75%. Доля предпринимателей, считающих, что на целевом для них рынке слабая конкуренция либо ее "нет совсем", составила 9,7%, это меньше чем в 2016 году (11,5%). 64% предпринимателей отметили рост числа конкурентов за последние 3 года.
Наибольшая доля предпринимателей, указавших на высокий и очень высокий уровень конкуренции, представлена рынками розничной торговли, на рынках связи и плодоовощной продукции. Низкий уровень конкуренции либо ее отсутствие отметили большинство предпринимателей, предоставляющих на рынке медицинских услуг, на рынке детского отдыха и оздоровления, рынке услуг по сбору и утилизации отходов.
Естественные монополии: было
Пожалуй, самыми любопытными оказались данные мониторинга деятельности субъектов естественных монополий, куда была отнесена и власть как распорядитель земли.
Напомним, что идея внедрения стандарта конкуренции исходила от Агентства стратегических инициатив. Другой известный проект АСИ – Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. На инвестиционном совете в июле 2015 года при губернаторе Викторе НАЗАРОВЕ много говорили о естественных монополиях в связи с низким местом в национальном рейтинге субъектов РФ по состоянию инвестклимата. Омская область по интегральному индексу вошла тогда в предпоследнюю четвертую группу. Тогда говорилось, что в затягивании сроков подключения к сетям виноваты монополисты. Из-за них и застройщики терпят убытки, и репутация органов власти страдает. Чтобы подключиться к электросетям, например, нужно пройти 7 процедур, а подключение к сетям водоснабжения занимает в среднем 437 дней.
– Мы год уже обсуждаем необходимость сокращения сроков подключения к сетям, и никакого результата нет. Хватит разговаривать, – возмутился тогда Виктор НАЗАРОВ. – Если они не готовы, то будем разговаривать по-другому. Не утвердит им РЭК инвестиционную составляющую в тарифе – и до свиданья! Если и этот рычаг не поможет, буду разговаривать в Москве с руководителями этих компаний. И если местные руководители не готовы сегодня двигаться вместе с регионом, то пусть назначают тех, кто готов.
В 2015 году после негативной оценки АСИ регион очень много сделал для улучшения инвестиционной репутации. В Омск в августе 2015-го приезжал, в частности, и по этому поводу ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей ШАРОНОВ. Члены правительства зачастили в АСИ начиная с первого зампреда правительства Вячеслава СИНЮГИНА. В итоге через год по показателю оценки развития уровня содействия конкуренции у Омской области оказалось 27 место среди 85 регионов России.
Однако в конце июля 2016-го тогдашний министр экономики региона Оксана ФАДИНА отметила на очередном заседании совета по инвестиционной деятельности, что по взаимодействию предпринимателей с естественными монополиями, Омская область по-прежнему получила «очень низкий» результат в рейтинге по критерию прозрачности их работы для предпринимателей и инвесторов. Чтобы исправить ситуацию, Минэкономики предложило «оперативно отработать с субъектами естественных монополий вопрос по созданию с их помощью на интерактивной карте Омской области наложения резервов мощностей, точек подключения к энерго- и газовой инфраструктуре».
Естественные монополии: стало
В итоге в 2017 году по ряду позиций в связи с естественными монополиями Омская область откатилась назад. Выше говорилось, что в 2015 году для подключения к электросетям нужно было пройти 7 процедур. В 2017 году процедур стало уже 8. Если в 2016 году общими усилиями уменьшили количество процедур, которые необходимо пройти для подключения к тепловым сетям с 8 до 7, то в 2017 году их снова стало 8. Количество дней для получения доступа к земельному участку увеличилось до 184 дней по сравнению с 174 днями 2017 года. А срок подключения к сетям водоснабжения и водоотведения снова стал увеличиваться, после того как в 2016-м уменьшился по сравнению с 2015-м.
Как показал мониторинг, уровень удовлетворенности предпринимателей предоставлением им услуг теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предоставленных субъектами естественных монополий, в 2017 году в сравнении с 2016 годом снизился в части сложности процедур подключения к услугам. Более всего предприниматели не удовлетворены стоимостью подключения к объектам водоснабжения и водоотведения, а также сроками и стоимостью получения доступа к объектам газоснабжения.
Реестр омских субъектов естественных монополий, контролируемых ФАС России, включает в себя 64 организации, в основном это водо- и энергоснабжающие предприятия.
В ходе обсуждения на инвестиционном совете 22 декабря 2017 года врио губернатора Александр БУРКОВ, как и Виктор НАЗАРОВ двумя годами ранее, высказался по поводу инвестиционной составляющей монополистов в тарифе, что-де инвестиционную программу они не исполняют, разницу в этой сумме в итоге возвращают, но получается, что пользуются полученными деньгами как беспроцентной ссудой.