Управляющие организации считают норматив по потреблению электроэнергии в местах общего пользования заниженным и прогнозируют убытки
31 мая на заседании правления Региональной энергетической комиссии Омской области утверждены приказы, которыми вводятся с 1 июня вдвое сниженные нормативы потребления электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах региона, вызвавшие большие споры. Специалисты РЭК считают, что эти тарифы будут побуждать управляющие компании экономить ресурсы, а их оппоненты уверены, что решение о снижении финансовой нагрузки на плательщиков коммунальных услуг принято по политическим мотивам.
Напомним, в соответствии с законодательством с 1 января 2017 года услуги по поставкам электроэнергии, холодной и горячей воды для общедомовых нужд (ОДН) переведены из коммунальных в жилищные. Квитанции за ОДН стали выставлять не ресурсоснабжающие, а управляющие организации, и расчет проводился по нормативу. Нормативные величины расхода холодной и горячей воды на общедомовые нужды не вызывали нареканий, а вот за электроэнергию для ОДН омичи стали платить существенно больше, чем по приборам учета. Омская область даже вошла в десятку регионов, где «электрический» норматив оказался самым высоким.
По поручению губернатора Виктора НАЗАРОВА специалисты РЭК должны были рассчитать новые нормативы, которые были бы максимально приближены к фактическому потреблению, до 1 июня. Для определения нормативов создавалась рабочая группа, в которую вошли представители ресурсоснабжающих и управляющих компаний, Омского ЦТИ, общественных организаций, надзорных органов. В отличие от старых нормативов, которые определялись методом аналогов, новые определялись расчетным методом, без проведения замеров, учитывался только минимально необходимый набор услуг.
С целью определения нормативов все жилые дома были сгруппированы в шесть групп.
Площади ОДН, как отмечают в РЭК, определялись по данным Омского ЦТИ. Информацию о наличии ресурсопотребляющего оборудования и числе проживающих предоставляли управляющие и ресурсоснабжающие организации. Сведения по часам горения лампочек, работы лифтов и другого общего оборудования РЭК почерпнула из старого, еще советских времен, приказа Минжилкомхоза № 283 от 25 декабря 1989 года. Формы приказов РЭК об утверждении нормативов, как подчеркивают в РЭК, были одобрены на заседании общественного совета. Задержку по времени с принятием решения об установлении нормативов в РЭК объясняют тем, что они до последнего момента ожидали решения Государственной думы, которое позволит жителям самим выбирать, как они будут платить – по нормативу или по приборам учета.
Нормативы на электроэнергию для большинства домов снизились значительно. По данным пресс-службы РЭК, средняя омская квартира площадью 33 кв. метра по прежним нормативам платила 160 – 180 рублей, по рассчитанным РЭК новым нормативам будет платить 50 – 55 рублей (по приборам учета – 35 – 45 рублей). А вот по воде снижение, как и ожидалось, получилось небольшим – до 20% в 2-этажных благоустроенных домах. В некоторых домах норматив на ОДН по воде стал даже немного выше. Рост произойдет по пяти категориям домов с максимальной степенью благоустройства в зависимости от этажности. По самой массовой категории домов (пятиэтажки с максимальной степенью благоустройства) значение норматива увеличится на тысячную долю.
Однако некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация управляющих организаций в ЖКХ» считает, что расчеты РЭК следует перепроверить еще раз. В письме, направленном на имя губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА, некоммерческое партнерство уверяет, что специалисты РЭК при расчете нормативов потребления ресурсов на содержание общего имущества многоквартирных домов нарушили требования, которые содержатся в постановлении Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, поэтому необходимо провести юридическую экспертизу проекта приказа РЭК во избежание судебных споров.
В новых нормативах по мнению СРО, как минимум, не учтены нормативные технологические потери. Если по законам физики не вся электроэнергия расходуется с пользой, значительная ее часть (от 2% до 10% в зависимости от состояния и материалов проводки) банально теряется по дороге к лампочке или насосу, то эти естественные потери нужно кому-то оплачивать. При условии, что нормативы намного ниже реальных, все жители откажутся от оплаты по приборам учета и будут использовать заниженные нормативы. В итоге образуются выпадающие доходы, компенсировать которые управляющим компаниям не под силу, и это приведет к массовым их банкротствам.
Специалисты РЭК с этими выводами не согласны. Они уверяют, что норматив не занижен, а в домах, где управляющие организации работают добросовестно и совместно с жителями навели порядок по учету данных (провели энергосберегающие мероприятия, вовремя снимают показания приборов учета по квартирам, что позволяет видеть объемы потребления и сразу замечать жильцов, манипулирующих с приборами учета, а также упорядочили работу с «резиновыми» квартирами, ликвидировав безучетное потребление), оплачивать ОДН выгоднее по фактическим показаниям приборов учета.
А исполняющий обязанности председателя РЭК Омской области Владимир ТАРАНЕНКО апеллирует к статистике. Мол, в Курске, Белгороде, Вологде, Ульяновске, Тюмени размер новых нормативов по ОДН сопоставим с омскими. В Красноярске и Воронеже нормативы даже выше.
– На наш взгляд, нормативы, которые установлены сейчас, оптимальны, поскольку, во-первых, нашей юридической службой они приведены в соответствие с 306-м постановлением Правительства РФ. Во-вторых, если сравнивать размеры нормативов, установленные в других регионах, Омская область в середине списка. Это как раз показывает, что значения и не заниженные, и не завышенные, - пояснил «КВ» Владимир ТАРАНЕНКО. — Будут ли у управляющих организаций выпадающие доходы? Это сейчас сродни гаданию на кофейной гуще: оценить сложно, подтвердить достоверность невозможно. РЭК Омской области может дать оценку только после проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а управляющие организации не подпадают под регулируемый вид деятельности.