Пока в России зарегистрировано лишь 60 тысяч онлайн-касс — 5% от всей контрольно-кассовой техники, подлежащей замене
С 1 июля 2017 года вся зарегистрированная контрольно-кассовая техника в стране должна передавать чеки онлайн в налоговую. Для предприятий России, осуществляющих расчеты с населением, первая половина 2017 года пройдет под знаком подготовки к новым требованиям 54-ФЗ. Первый рубеж реформы уже пройден: с 1 февраля 2017 года нельзя зарегистрировать или перерегистрировать кассу с ЭКЛЗ. А менее чем через четыре месяца старый порядок применения контрольно-кассовой техники и вовсе перестанет существовать. И к 1 июля 2018 года кассы должны установить все юридические лица и ИП в том числе плательщики ЕНВД и патентной СНО. О том, какие проблемы возникают у бизнеса в связи с введением новых требований закона, корреспондент «КВ» Наталья ВИРКУНЕН спросила у руководителя ГК «КАССОВЫЙ СЕРВИС» Дмитрия БЕРГА.
– Насколько омский бизнес готов к переходу на онлайн-кассы?
– По самым скромным подсчетам, рынок кассовой техники в Омской области, требующей модернизации или замены, в соответствии с поправками в закон 54-ФЗ, оценивается в 22 тысячи единиц ККТ. На сегодня, по данным ФНС, в Омской области зарегистрировано 950 онлайн-касс. К сожалению, пока активность пользователей кассовой техники не столь высока, многие ждут июня, предполагая, что за месяц легко заменят кассу. Может показаться, что времени еще более чем достаточно или сроки внедрения реформы будут перенесены. Но переноса сроков не будет, об этом не раз заявляла ФНС России. А на доработку существующей кассы или подбор нового решения требуется далеко не один день, и чем крупнее компания, тем больше времени это может занять. Модернизация кассового парка до новых правил 54-ФЗ может занять от 1 месяца до полугода. Нагрузка на производителей и интеграторов кассовых решений с приближением сроков будет все больше нарастать, что ведет к неминуемому росту цен и дефициту на рынке кассового оборудования, а также дефициту свободных квалифицированных специалистов. И предприятия, которые обратятся за оборудованием или за помощью специалистов в конце мая и в июне, рискуют не успеть в срок. В результате придется либо платить штрафы, либо приостанавливать деятельность.
– Алкогольщики первыми попадают под реализацию нового закона. Как продвигаются дела по оборудованию розницы слабоалкогольной продукции?
– В более короткие сроки, до 31 марта 2017, все организации и индивидуальные предприниматели – плательщики ЕНВД и патентной системы налогообложения, осуществляющие розничную торговлю пивом и слабоалкогольными напитками, в том числе при оказании услуг общественного питания, должны оборудовать свои торговые точки кассовой техникой, способной передавать данные о каждом пробитом чеке в налоговую и отправлять по требованию покупателя чек на электронную почту или мобильный телефон. Несмотря на приближение срока для данной категории налогоплательщиков, предприниматели откладывают все на последний момент. Ажиотаж планируется после 20-го марта. Пока успели установить новую технику 5-7 % пользователей. При этом в стране серьезный дефицит с оборудованием, в очереди стоят даже крупные ритейлеры. Производители декларируют сроки отгрузки в течение 40 – 60 дней. Поэтому большинство ритейлеров этого сегмента рискуют не успеть подготовиться в указанные законом сроки. Кроме того, в условиях спешки и дефицита, возможно ошибиться при выборе кассовой техники, не учтя предстоящих изменений в законодательстве, что в последствии может привести к необходимости переоборудования торговой точки, т.е. к дополнительным расходам.
– Сам рынок контрольно-кассовой техники как-то меняется, наверное, в связи с увеличением спроса, происходит наплыв новых игроков?
– Да, изменения кардинальные. Во-первых, в новом порядке применения ККТ появляется новый участник – оператор фискальных данных (ОФД), в задачи которого входит получение от ККТ пользователя каждого оформленного им чека в электронном виде и передача его в ФНС России. Передачу информации в ОФД будет осуществлять контрольно-кассовая техника, которая предварительно будет формировать для чека фискальный признак. В каждой ККТ будет установлен фискальный накопитель – аналог текущей ЭКЛЗ. ОФД при получении чека будет отправлять в ККТ квитанцию о получении и фиксации данного чека в своей базе данных. Во-вторых, изменилась схема взаимодействия налогоплательщика с ФНС. Теперь процесс регистрации и обмена документами происходит через личный кабинет в ФНС на сайте www.nalog.ru.
– Вы, как специалист, на какую технику советуете обратить внимание предпринимателям?
– Первое, на что хочу обратить внимание, предпринимателю необходимо закладывать в бюджет отдельную статью расходов на кассовое обслуживание, обязательную предстоящую модернизацию касс и программных продуктов, с учетом будущих изменений в законодательстве. Сейчас инвестировать в покупку онлайн-касс необходимо не только с учетом планов на развитие бизнеса, но и с учетом запланированных тенденций по изменению законодательства, вплоть до 2021 года. К выбору онлайн-кассы нужно отнестись, как к покупке компьютера, есть правило – бери самое современное, потому что через пару лет это оборудование уже будет морально устаревшим.
При выборе модели нужно учитывать, какая будет нагрузка на кассу – малая (несколько чеков в день), средняя (100 – 200 чеков в сутки) или высокая (когда печатаются километры чеков, как в крупных супермаркетах.
Кнопочные кассы уже канули в Лету. Лучше всего на замену им подходят смарт-терминалы, например «ЭВОТОР». Смарт-терминалы являются симбиозом кассы и системы товароучета. И сейчас, когда требуется передавать данные о наименовании проданного товара или услуги, смарт-терминалы без затруднений позволяют реализовать это на практике. По сути это хорошая замена полноразмерной системы автоматизации для малого бизнеса. В среднем стоимость смарт-терминала около 30 тысяч рублей. Комплексная автоматизация стоит в среднем 150 тысяч рублей. Кстати, в современной онлайн-кассе есть магазин приложений, где можно приобретать полезные программы по улучшению эффективности работы торговой точки, по организации удаленного контроля или технической поддержки.
– Ранее было заявлено, что можно переоборудовать старые кассовые аппараты. Это же дешевле.
– Смотря какие: оптимально проводить предварительный аудит кассового оборудования. Что касается цены, у каждого случай индивидуальный. Стоит учесть моральный износ оборудования, техническое состояние кассы. Для кого-то стоимость модернизации будет в пределах 1500 – 2000 рублей, а кому-то будет оптимально купить новую кассу.
– Помимо нехватки техники, затягивания сроков, нехватки квалифицированных кадров по 54-ФЗ, есть ли еще проблемы на пути к реализации закона?
– Главная из них – отсутствие на рынке фискальных накопителей в необходимых объемах, т.к. всего один завод их производит и не успевает покрывать весь спрос. Произведенные ранее фискальные накопители были скуплены третьими лицами и теперь реализуются по завышенной цене. А гиганты розничных продаж, сетевые игроки теперь в очереди за ними стоят, не говоря о мелких предпринимателях.
– То есть сроки срываются – не все успеют?
– Если не затягивать принятия решения, то успеют все. Сейчас срок отгрузки касс с завода увеличился, потому что кассы нужны сразу всей стране. Объемы выпуска кассовой техники на заводах увеличиваются, производители в день делают столько, сколько раньше делали в неделю.
– Выход из этой ситуации есть?
– Переход на новый порядок применения ККТ – это обязанность пользователя, который должен заранее проработать эти вопросы. Мы призываем начинать процесс перехода как можно раньше. Переход потребует не только модернизации, но также и изменения некоторых внутренних регламентов предприятия. Успеет ли рынок перейти на новую технику, смогут ли пользователи кассовой техники избежать штрафов или простоя бизнеса, сейчас зависит от них самих.
– Расскажите поэтапно – для понимания, какой путь необходимо проделать предпринимателю при установке новой кассовой техники.
– Сначала – трезво оценить, в каком состоянии находится ваша кассовая техника, возможно ее модернизировать или лучше приобрести новую, уточнить наличие возможности обновить программное и кассовое ПО, решить вопрос со способом передачи данных (беспроводная или проводная связь с Интернетом), обзавестись квалифицированной электронной подписью, заключить договор с ОФД и зарегистрировать личный кабинет на сайте налоговой. После того как у вас будет онлайн-касса и все подготовительные этапы позади, можно регистрировать ее на сайте налоговой. Завершающий этап — установка оборудования на торговом объекте и консультация персонала по работе с онлайн-кассой. Успех – дело техники.