Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Книжный клуб. Манарага: Отец Мира и Мать Войны

15 марта 2017 10:39
0
3508

Дональд  РЕЙФИЛД

Грузия. Перекресток империй. История длиной в три тысячи лет

Пер. с англ.

М.: Издательство КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2017 год. – 608 стр.

Тираж 5000 экз.

 

«От Черного моря»

Английский взгляд на грузинскую самобытность

«В этой истории Грузия рассматривается, во-первых, политически, то есть как территория с сегодняшними границами (с точки зрения международного права); во-вторых, географически, как закавказские земли, простирающиеся от Черного моря до стечения рек Иори и Куры и от Главного Кавказского хребта до Малого Кавказа, близ устья реки Чороха и верховья реки Куры; наконец, Грузия рассматривается с исторической точки зрения, то есть с границами, которые некогда включали части современной Турции, Азербайджана и Армении. В Х веке Грузия, как утверждал церковный юрист Гиорги Мерчуле, была страной, где обедню отправляют по-грузински. », — пишет во вступлении англичанин РЕЙФИЛД.  Известный британский литературовед и историк. Автор внушительного исследования «Жизнь Антона Чехова», вышедшего в 1997 году и переведенного на русский язык в 2005-м. Главный редактор фундаментального «Полного грузинско-английского словаря».  Грузинская история, представленная РЕЙФИЛДОМ, начинается появлением картвелов.  Происхождение Картлийского царства; Обращение; Арабское нашествие; Объединение; Давит Строитель;  Деметрэ и Гиорги III; Царица Тамар – темы первых восьми глав, которых в книге 23, причем последние посвящены  времени после Сталина и восстановленной независимости.  Как это принято, РЕЙФИЛД благодарит за помощь в работе коллег, и даже в этом фрагменте история говорит собственным голосом: «Я многим обязан своим грузинским друзьям и знакомым, среди которых надо поименно поблагодарить Шукию Апридонидзе, Нинель Мелкадзе и Русико Амиреджби, которые помогали мне разыскивать новые и забытые публикации. Я очень благодарен Тбилисской публичной библиотеке, Омару Тушурашвили (директору архивов Министерства внутренних дел) и тбилисским букинистам. Несмотря на сталинскую тиранию, грузинская историография советского периода часто отличается своей объективностью и научной тщательностью. Сегодня, когда независимая Грузия преодолела анархию 1990-х годов, некоторые историки и бывшие государственные чиновники опубликовали монографии, статьи и материалы, которые проливают свет на проблемы и давнего, и недавнего прошлого».

Е.К.

 

Владимир СОРОКИН

Манарага

М.: Издательство АСТ,  CORPUS, 2017 год. – 256 стр.

Тираж 20 000 экз.

 

«Они хотели искусства»

Новый сорокинский роман для ценителей

Это, надо полагать, привет Рэю Брэдбери, который писал про 451 градус по Фаренгейту. Тот роман, увидевший свет в 1953 году, стал культовым для советских интеллигентов. Нынешняя антиутопия эту судьбу вряд ли повторит, однако  и СОРОКИНЫМ манкировать не стоит, потому что пишет он про то, что совсем скоро произойдет с бумажной книгой. Скорее всего. «Вечер: шашлык из осетрины на «Идиоте». Роман полноценный, второго среднего веса, 720 граммов, 509 страниц, бумага веленевая, цельнотканевый коленкоровый переплет. Вполне хватило на восемь шампуров. Как и было обговорено, клиент + семеро гостей восседали вокруг жаровни. Естественно, не только чтобы убедиться, что я жгу именно первое издание, книгу за 8700 фунтов, а не подменил ее каким-нибудь северным детективом XXI века про сто пятьдесят оттенков посредственности. Они хотели искусства. И получили его. Все, все соответствовало. Я был на высоте. Хотя только book’n’griller знает, сколько в его работе подводных камней. Это – наша внутренняя кухня. Романы, как известно, печатались на разной бумаге». Мимоходом плюнув на шведскую на пару с польской  макулатуру, СОРОКИН предъявляет миру новую профессию – book’n’griller.  Тьфу, скажет читатель, вот гадость-то, но не знает он, что случится после Нового Средневековья и кто тогда станет героем. Писатель СОРОКИН знает. Тот же book’n’griller, к примеру, окажется профессией весьма опасной: клиенты могут и прибить, если что не так. «Я вспоминаю того легендарного фокусника, что некогда ходил по городам Европы, поражая публику простым фокусом с протыканием пальца гвоздем. Элементарный трюк, целиком зависящий от угла зрения простаков. Но однажды подвыпившие простолюдины поймали «волшебника» где-то на площади, громогласно требуя фокуса. Гвоздь ему выдали. Его обступили со всех сторон. И пришлось чародею по-настоящему проткнуть себе палец. А гримасу боли народ принял за улыбку. Вот тогда он и получил настоящее признание». Я тоже вспоминаю. Сдается, об этом писала когда-то «Наука и жизнь». Там еще рисунок был поясняющий. Одни книжки читали, как пить дать. Или журналы.

Е.К.

 

Эмили БАРР

Ночной поезд

Серия «Психологический триллер»

М.: Издательство АСТ, 2017 год. – 416 стр.

Тираж 12 000 экз.

 

«Он бы простил все»

Ищи женщину и не промахнешься

«Вид из окна открывался впечатляющий, но мы оба смотрели лишь на маленькую станцию прямо перед  домом. Как только скрип тормозов возвестил о прибытии поезда, мужчина был уже на ногах, прижимал ладони к стеклу огромного окна и вглядывался вперед. Он бы простил жене все, появись она в этот момент из-за хвоста поезда, везя за собой маленький чемодан (я была уверена, что у нее маленький чемодан на колесиках). Ему было бы наплевать, где она была, что делала и с кем». Она и вправду что-то делала. Скучающая в провинции замужняя красавица завела роман с симпатичным попутчиком в поезде, сбежала с ним, а потом, после какой-то ссоры, убила? Такова версия полиции, расследующей дело об исчезновении Лары Финч и гибели ее бойфренда Гая. И только тихая, скромная Айрис – подруга Лары – уверена: полиция ошибается. Не зря она все время кого-то боялась, жила в постоянной тревоге, как будто оглядываясь через плечо и готовясь к бегству… Но как помочь Ларе? C несвойственной ей отвагой  Айрис начинает поиски и шаг за шагом продвигается по следу старых грехов и темных, опасных секретов. Однако то, что Лара не любила мужа, совсем не секрет. «Он стоял рядом со мной на балконе, протягивая зеленую кружку, которую его отвратительная мать подарила мне на Рождество. Под нами к станции подъехал поезд, состоявший из двух вагонов — более длинному этой платформы не хватит.  — Одна чашка чаю, — сказал он с шутливой церемонностью, и я едва не передернулась от отвращения. -  Надеюсь, это встретит одобрение мадам. Одобрения это у меня не встретило, но я не могла, конечно, об этом заявить. Я взяла кружку обеими руками, стараясь придать лицу правильное выражение». Эмили БАРР — британская путешественница и писатель. «Ночной поезд» – ее двенадцатый роман. Живет в Корнуолле со своим мужем и тремя детьми.

Е.К.

 

Джо АБЕРКРОМБИ. Полмира

М.: Эксмо,

Серия: Черная Fantasy, 2015 год. – 496 стр.

Тираж 6000 экз.

 

Отец Мира и Мать Войны

Миг, когда ты промедлишь, будет мигом твоей смерти

«Полмира» – это продолжение «Полкороля» из подросткового цикла брутального Джо АБЕРКРОМБИ. Герой предыдущего романа – Ярви – уже не главный герой (ГГ), хотя как министр короля и играет важную роль в путешествии через полмира: «И где мы найдем союзников?» Отец Ярви улыбнулся: «Среди врагов, где же еще?» Эта книга уже более жесткая и жестокая, чем предыдущая, словно автор по восходящей приучает читателя к своей манере, потихоньку усиливая крепость сюжетного напитка. ГГ ныне двое – он и она – Бренд и Колючка Бату – оба в конце пубертатного периода. Им уже пора становиться воинами, они и собирались стать таковыми, проходя соответствующее обучение, но оба оказались изгоями, не допущенными в строй. Но именно по этой причине и попали на шхуну «Южный ветер». Гребцами. Сражаться они будут на суше, а на море их удел – тяжко, до мозолей грести. Впрочем мечты о доблестях, о подвигах, о славе тоже воплотятся в жизнь. В первом же бою намашутся мечами по самое немогу, убивая и боясь быть убитыми: «Я не воин». «Воин». «Воины не боятся». «Дураки не боятся. Воин стоит, несмотря на страх. Ты выстоял». Бренд подергал влажные штаны: «Я выстоял и обмочился». «И не ты один». «В песнях герои никогда не мочатся в штаны». «Ага, точно. – Ральф в последний раз сжал его плечо и встал. – Вот почему там песни, а здесь жизнь». В мире, где их маленькое королевство – песчинка по сравнению с Империей, им очень нужны союзники. Но зачем этим потенциальным союзникам поддерживать заведомо слабого? Мотивацию – умом, коварством, хитростью, логикой – подводит отец Ярви, который старше обоих ГГ всего лишь на несколько лет: «Боги ненавидят тех, кто плохо планирует, и помогают тем, у кого есть хорошие друзья, хорошие мечи и здравый смысл. Вот тебе мой совет, поменьше волнуйся о том, что могут сделать боги, и побольше о том, что можешь сделать сам».

А еще в романе есть юношеская влюбленность – с обидами, непониманием, самоуничижением, неуверенностью. Самое ее нервическое начало.

mif1959

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.