Вместо «взятки» он все же будет сидеть за «превышение с последствиями»
27 апреля в Омском областном суде завершилось рассмотрение апелляционной жалобы по делу экс-замначальника Омского УМВД Сергея КЛЕВАКИНА. Председательствующий судья Денис ХОДОРКИН вынес в третий раз решение по данному делу.
Напомним, что первый – оправдательный – приговор КЛЕВАКИН, обвиняемый в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ), получил согласно решению судьи Октябрьского районного суда Евгения БАЛАЦЫРЯ 15 марта 2016-го. Затем по апелляционному представлению прокуратуры уголовная коллегия областного суда в июне отменила приговор, направив дело на пересмотр. И уже 13 января 2017 года, по решению судьи того же суда Александра МАТЫЦИНА, КЛЕВАКИН был признан виновным в получении взятки за преференции на аукционе фирме Виктора МЕДВЕДОВСКОГО, занимавшейся закупом квартир для Омского УМВД. Сергею КЛЕВАКИНУ было назначено наказание в виде лишения свободы на 4 года в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 500 тысяч рублей.
Об отзыве лимитов
Слушание началось с ходатайства адвоката КЛЕВАКИНА Натальи РОМАНОВСКОЙ, которая настаивала на приобщении к делу справки, свидетельствующей о практике отзывов лимитов, выделенных для нужд УМВД не только Омской области, но и других регионов. Напомним, свидетельские показания о том, что поторопиться и заключить договорные отношения с ООО «РБТ-Сервис» замначальника главы УМВД заставило именно это обстоятельство – если бы деньги не были освоены полностью, их обратно могла забрать Москва.
Первые аукционы по квартирам в УМВД попытались провести еще в мае 2012 года. Тогда на сайте госзакупок появилось 24 извещения на приобретение 24 жилых помещений в районах Омской области. В 14 из них начальная цена за 1 кв. м была указана такая, какую Минрегион установил для Омской области на 2 квартал 2012 года, – 27 750 рублей. Ровно за столько спустя полгода компания Виктора МЕДВЕДОВСКОГО и продала 17 из 18 квартир УМВД. Остальные 10 лотов были дешевле, так как основывались на средних показателях небогатых местных рынков недвижимости. Минимальная начальная цена составила 23 800 рублей за квадрат. Вне зависимости от стоимости все 24 аукциона провалились из-за отсутствия заявок.
Документ к делу ХОДОРКИН приобщил. Далее он дал слово представителю прокуратуры. Прокурор заявила о том, что ранее в отношении КЛЕВАКИНА был вынесен чересчур мягкий приговор, и потребовала увеличить срок «за подрыв авторитета органов внутренних дел» до 8 лет лишения свободы, а также назначить ему выплату 20-кратного размера ущерба, т.е. 80 млн (!) рублей. При этом наиболее «весомая» часть доказательной базы обвинения расположилась в части показаний МЕДВЕДОВСКОГО, который после обличительного признания и освобождения из-под стражи не раз, по словам защиты, просил у КЛЕВАКИНА прощения за сделку со следствием. На неудачный компромисс его вынудило слабое здоровье. По версии следствия, около 4 млн рублей МЕДВЕДОВСКИЙ передал КЛЕВАКИНУ в качестве вознаграждения за «положительные аукционы».
– Размер ущерба определяется нами как разница между затраченной суммой и суммой, потраченной на покупку квартир через МЕДВЕДОВСКОГО. Это свыше 11 млн рублей. Эта сумма подлежит возмещению виновным лицом. Кроме того, 13 июля 2015 года МЕДВЕДОВСКИЙ показал, что предложение о покупке квартир исходило от КЛЕВАКИНА, половину вырученной суммы он должен был передать ему, – пояснила прокурор.
Бездоказательное обвинение
В прошлом номере «КВ» мы писали о том, что большая часть аргументов прокуратуры была опровергнута стороной защиты. РОМАНОВСКАЯ подмечала, что нет точной суммы и даты дачи взятки, что, кроме слов МЕДВЕДОВСКОГО, нет ни одного реального доказательства, что при утверждении о завышенной начальной максимальной цене контрактов УМВД все же, напротив, провело торги из средних цифр по нашему региону. При этом отвергает факт превышения цен даже потерпевшая сторона – в прениях это подтвердила начальник правового отдела УМВД России по Омской области Ольга ЗАХАРЧЕНКО. Казалось бы, факты ясны и прозрачны, но стоило видеть, как за каждый из них в прениях билась адвокат осужденного.
– В приговоре вообще нет описания преступных действия КЛЕВАКИНА, как это принято, потому что их невозможно описать, – прокомментировала Наталья Андреевна.– Что касается МЕДВЕДОВСКОГО, то мы убеждены, что к больному человеку применены репрессивные методы Уголовно-процессуального кодекса. А что значит разница между потраченной суммой и потраченной МЕДВЕДОВСКИМ? Где точная методика расчета ущерба? КЛЕВАКИН только сэкономил деньги Рособоронзаказа.
Кроме того, в ходе проведения повторных аукционов заявились несколько юрлиц – это ИП АКСЕНИЧ, ЗАО «Основа-Холдинг» и ЗАО «Сибнефтепродукт».
– Никто не обращает внимания на то, что позже, при отсутствии массовых заявок от юрлиц, Рособоронзаказ позволил УМВД по Омской области приобретать квартиры у физических лиц. При этом КЛЕВАКИН направил письмо начальнику департамента тыла Сергею СЕРГЕЕВУ об отзыве почти 11 млн рублей, т.е. КЛЕВАКИН сам сократил суммы лимита! – возмущалась РОМАНОВСКАЯ.
Одним из доводов в пользу защиты стал принцип формирования лотов для аукциона:
– КЛЕВАКИН, вопреки логике обвинения, не сформировал 1 лот из 35 квартир, то есть такой комбинации, которую никто и никогда, кроме заранее оговоренного исполнителя, не подберет. Все квартиры были разделены на отдельные лоты. Даже ограничивающих факторов в виде площади, точного указания этажа и тех не было.
В итоге стараниями замначальника УМВД удалось приобрести на 104 кв. м площади больше, чем оговаривалось в аукционных требованиях, сэкономив свыше 2,5 млн бюджетных рублей. В то же время в обвинении было сказано, что «КЛЕВАКИНЫМ причинен ущерб».
По словам адвоката, МЕДВЕДОВСКИЙ большую часть квартир приобрел на заемные средства еще до момента перечисления денег со счетов полиции на его расчетные счета. Он немало рисковал, вкладывая в покупку малоликвидных квартир в районах области собственные деньги, когда в любой момент УМВД могло отказаться от сделки.
Искажения следствия
И так – шаг за шагом – РОМАНОВСКАЯ«припомнила» каждую строчку обвинительного заключения и обвинительного приговора в адрес своего подзащитного.
– Почти половины квартир на момент заключения контрактов ООО «РБТ-Сервис» с УМВД уже было – кто-то продал, кто-то отказался от сделки. Это раз. У омского УФАС претензий и замечаний по проведению аукционов нет. Это два, – пояснил сам осужденный.
Он продолжил свое выступление в прениях, обозначив также, что по закону не может выступать в аукционах заказчиком, как то указано в приговоре, заказчиком может быть только бывший глава УМВД, Юрий ТОМЧАК.
– Все документы подписывал ТОМЧАК, в сделках нет ни одной моей подписи, поэтому Бюджетный кодекс не нарушен. Кроме того, предположения об обналичивании денежных средств через «Строй Инжиниринг», «Строй Энерго», «РБТ-Сервис», «Альфаком» – компании Виктора МЕДВЕДОВСКОГО – независимым экспертом следственного комитета ЕЛИСЕЕВОЙ не нашли подтверждения. Прокуратурой была «возбуждена группа», это цепочка МЕДВЕДОВСКИЙ – ВОЙЦЕХОВСКАЯ – КОРОЛЕВ – ТРОФИМОВ – ИВАНОВ, но где она в материалах дела? – заключил КЛЕВАКИН.
– Возбуждается корявое уголовное дело, и его жуют 10 месяцев, – говорит нам адвокат.– И не могут свернуть с этого пути только потому, что на его ведение потрачено немало бюджетных денег. Но что для нас важнее – истина или ведомственный авторитет?
Таким образом, КЛЕВАКИН не признал свою вину в получении взятки в особо крупном размере. Суд не посчитал обвинительное заключение убедительным и также отверг данную статью. КЛЕВАКИНА оправдали в обвинении о взяточничестве, далее предусмотрена процедура реабилитации.
Но каково же было удивление собравшихся в зале суда, когда во второй раз суд вменил КЛЕВАКИНУ превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ)! Суд признал его виновным и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и 6 месяцев в колонии общего режима. Сейчас КЛЕВАКИН отбывает срок в колонии строгого режима. Также суд лишил его прав занимать соответствующие должности в УМВД в течение еще трех лет. При этом почти 11 месяцев из назначенного срока осужденный уже отсидел в СИЗО.
Исковое требование о возмещении УМВД 11 млн рублей суд оставил без рассмотрения, оговорив, что дело подлежит гражданскому судопроизводству. Арест, наложенный Куйбышевским райсудом на автомобиль Volkswagen, 5 планшетов, 18 тысяч рублей и гаражный бокс, оставили в силе до рассмотрения вопроса по гражданскому иску. При этом, по словам Ольги ЗАХАРЧЕНКО, самостоятельных требований, равно как и самого ущерба, ведомство никогда не заявляло. Штраф в полмиллиона рублей, наложенный на КЛЕВАКИНА, суд также отменил.