На минувшей неделе традиционные «кухонные посиделки» в редакции газеты «Коммерческие вести» посетил председатель жюри программы неигрового кино омского фестиваля кинодебютов «Движение» Алексей ФЕДОРЧЕНКО.
Маститый кинорежиссер и продюсер, фильмы которого регулярно собирают престижные награды международных фестивалей, за чашкой чая рассказал творческому коллективу «КВ» о том, почему он ложится спать в 5 утра, как рождалось его кино, сколько сегодня стоит снять фильм, где продюсеры ищут деньги и почему режиссер ФЕДОРЧЕНКО не думает о прокате. А еще он рассказал о том, чем его фильм «Овсянки» так поразил Квентина ТАРАНТИНО на Венецианском фестивале.
– В день открытия фестиваля «Движение» в Омске проходил общероссийский форум партии «Единая Россия», посвященный мероприятиям по спасению культуры – «Культура – национальный приоритет». А что думаете вы, как представитель той самой культуры? Все действительно так плохо? Культура гибнет?
– Нет, ну рано или поздно все умрет, в том числе культура. Но я бы так широко не стал ставить вопрос. Что такое культура в вашем понимании?
– Увы, умные люди много веков уже думают, но единого понимания, что такое культура, пока нет.
– Вот видите. Я об этом форуме – к сожалению или к счастью – ничего не читал и не знаю, к какому выводу пришли его участники. Я думаю, что ситуация с культурой в России очень разная. Я когда снимал кино марийское в Свердловской области, имел возможность сравнить две деревни, которые находятся рядом – одна русская, другая марийская. В марийской есть ДК, хотя и бедный, но работающий, там поет хор старушек, проводятся занятия с детьми, есть библиотека и так далее. А в русской деревне по соседству ДК заколочен. И вообще, сколько я бывал в русских деревнях, работающего ДК не видел.
– Тут проблемы в финансировании скорее. Малым народностям на национальную культуру выделяют деньги, а русским – не выделяют.
– Ну, вам виднее, вы – деловая газета, про деньги знаете больше, чем я. Но при любом финансировании национальная культура держится на подвижниках, самураях культуры, которые стоят на ее страже. Они и без денег будут хранить национальные традиции, это их потребность. От людей много зависит, я считаю. В кино так же – есть коммерческое кино, как бизнес, а есть кино как искусство. И это совершенно разные виды кинематографа. Я бы коммерческое кино не взялся делать, это другая профессия. И сериал я снять не смогу.
– То есть культура не погибнет?
– Пока язык есть, будет и культура. Вся не погибнет, что-то все равно останется. Но ситуация тяжелая, конечно. Если говорить про финансирование, то на культуру каждый год выделяется все меньше и меньше, вы это и сами прекрасно знаете. В кино, правда, идет встречное движение, появляющиеся новые технологии позволяют сокращать бюджеты на произ...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию.