Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Книжный клуб

17 мая 2017 12:05
0
2798

Барри МАЙЛЗ

Бит Отель: Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 1957-1963

Пер. с англ.

М.: «Альпина нон-фикшн», 2017 год. – 330 стр.

 

«Дом номер девять по улице Жи-ле-Кер»

Гинзберг, Корсо, Берроуз и все

Книга, безусловно, сильно на любителя. Она увидела свет на английском языке в 2001 году и начинается так: «Бит («Разбитого») Отеля больше нет. Фасад первого этажа дома номер девять по улице Жи-ле-Кер перестроен, а само здание, состоявшее из отдельных комнат с общими туалетами, а точнее дырами в полу, теперь занимает отель Relais du Vieux Paris. Его стены расписаны Пьером Фреем, индивидуальные сейфы в номерах, 19 телевизионных каналов, телефоны с модемом, мини-бары, белоснежные ванные с фенами и махровыми халатами. Узкая улочка, однако, почти не изменилась; и каждое утро, как и в Средневе-

ковье, вода стекает в канавки, образующие сложную систему канализации, и бурлит водоворотами вокруг куч тряпок, наполняющих их. Старинные серые стены по сторонам улицы такие же выщербленные и заделанные на скорую руку во многих местах, какими

они и были сорок лет назад. Как обычно, от дренажных канав поднимается легкий пар, а в конце узенькой улочки открывается вид на другой берег Сены с Дворцом правосудия и стройной башней церкви святой Стефании, которая лишь немного изменилась за

прошедшие сотни лет». На самом деле все меняется. И Лимонов как-то писал, что в семидесятых годах в самом центре Парижа можно было вполне задешево обосноваться в старинных домах. Теперь вряд ли. Издатели напоминают потенциальному читателю, что документальный роман раскрывает одну из самых ярких  страниц  истории  «разбитого»  поколения,  или битников,  как  их  стали  называть  впоследствии.  Бит Отель – именно там родилась дерзкая и экспериментаторская, не признающая рамок и ограничений бит-культура. В  этом  богемном  улье  жили  Аллен  Гинзберг,  Питер Орловски, Грегори Корсо, Уильям Берроуз, Брайон Гайсин и  Иэн  Соммервиль.  Автор,  лично  знавший многих «разбитых», черпает свой материал из дневников, писем  и  интервью. Понимающему достаточно.

Е.К.

 

Джеймс УИСТЛЕР

Изящное искусство создавать себе врагов

Пер. с англ.

М.: Ад Маргинем Пресс, 2016 год. – 256 стр.

 

«Раздражали и весело подзадоривали»

О том, как судились художник и его критик

Во второй половине семидесятых годов девятнадцатого века в Англии столкнулись в яростном поединке молодой художник Уистлер с одной стороны и авторитетнейший художественный критик Рескин. Рескин утверждал, что выставленная Уистлером в галерее Гроувнер картина «Ноктюрн. Черное с золотом» не стоит тех 200 гиней, в которые ее оценил  художник. Уистлер подал в суд на Рескина за клевету и ущерб деловой репутации. Примечательно, что Уистлер сам собрал впоследствии материалы процесса и вокруг процесса в смешную и яркую книгу, озаглавив свой труд так: «Изящное искусство создавать себе врагов, шутливо показанное на многих примерах, когда чрезмерно серьезных людей, лишенных самообладания, раздражали и весело подзадоривали к непристойной и бестактной болтливости. Эти трогательные заметки посвящаются тем редким людям, которые уже смолоду отделались от дружбы многих». Свидетельства интеллектуальной рубки середины девятнадцатого века и сегодня читаются на одном дыхании. Потому, наверное, что не перевелись ни критическая спесь, ни творческое самомнение.«Ради самого м-ра Уистлера не менее, чем для защиты покупателей, сэру Коутсу Линдзи не следовало бы допускать в галерею произведений, где невежественное тщеславие художника столь смахивает на преднамеренное плутовство. Я до этого много видел и слышал о нахальстве кокни, но все же я не ожидал, что самодовольный скоморох посмеет нагло запросить двести гиней за то, что он швырнул горшок краски в лицо публики», – вознегодовал Рескин в  «Fors Clavigera». Уистлер в ответ написал умную и злую книгу.

Е. К.

 

 

Татьяна СТЕПАНОВА

Ключ от миража

Серия «Следствие ведет профессионал»

М.: Издательство «Э», 2016 год. – 384 стр.

Тираж 5 000 экз.

 

«Лестница наверх»

Загадки старого московского дома

«Жизнь сразу начинает казаться серой и безрадостной, а существование тяжким бременем, когда на улице хлопьями валит мокрый февральский снег, а ваша машина вдруг ни с того ни с сего предательски глохнет посреди дороги. Екатерина Сергеевна – Катя Петровская, в замужестве Кравченко, – криминальный обозреватель пресс-центра ГУВД Московской области, даже толком не представляла себе, где она находится. Вместе с телеоператором пресс-центра Марголиным она возвращалась из Реутова. Там находился военный госпиталь, где лечились раненные в Чечне омоновцы. О них Катя и оператор делали телерепортаж», – так начинается очередное Катино приключение. Но связано оно вовсе не с автомобилем, а со старым московским домом, где происходят загадочные убийства. «Надежда Иосифовна повздыхала, поворчала себе под нос, вытащила из-под кухонной стойки ведро с мусором и, стараясь ступать как можно тише, чтобы не потревожить сон дочери, направилась по темному коридору к двери. Вышла на площадку. У лифта горела тусклая лампочка, а лестница наверх к мусоропроводу была совершенно темной. За окном лестничной клетки тоже было еще темно. Что ж, февраль все-таки – длинные ночи, короткие дни. Надежда Иосифовна начала подниматься по лестнице. И вдруг обо что-то споткнулась». Ситуация требует, чтобы в неблагополучном доме находился свой человек: именно там  Катя на время и поселяется. Уже собрано множество фактов, а вот в убедительную версию они не выстраиваются. Детектив написан бойко, читается легко, забывается быстро. Примечательно, что автор ненароком демонстрирует незнание отечественной географии в таком, к примеру, пассаже: «Василий Васильевич Мухобоев прибыл в Москву по служебным делам. В родном городе Мухобоева Солигорске, удаленном от столицы на две тысячи километров, затерянном среди сопок и тайги Уссурийского края, набирала обороты кампания по выборам мэра».

Е.К.

Олег ДИВОВ

Родина слонов

Серия: СССР-XXI

М.: Изд-во «Э», 2017 год. – 256 стр.

Тираж 8 000 экз.

 

Вечное мясо

«Чем больше от себя отнимаешь, тем более остается"

«Есть такая работа: просто быть звездой, огромной, пушистой и обаятельной. Блистать на выставках, сниматься в рекламе, красоваться перед заказчиками, всех очаровывать, всюду побеждать и, если совсем повезет, — задать новый стандарт породы». Несмотря на то, что роман написан известным «мастером собак», это – не про породистого пса. Это про мамонта по имени Катька. Полное имя – Катерпиллер. Он главный герой произведения. Вместе с чукотским семейством Умки. Его имя тоже совсем иное – Василий Умкы. Он сын директора мамонтового питомника «Звезда Чукотки» и внук создателя этого питомника. Он должен был продолжить семейное дело, тем более что, по общему мнению, у него – талант по взаимоотношениям с мамонтами. Точнее – с мамонтом Катькой. Впрочем, каждый мамонт обычно привязывается к каюру, как собака к хозяину. Но проблема в том, что мамонты гораздо умнее собак. И зачем чукчи связались с этим безнадежным и уже, казалось бы, бесперспективным делом – разведением мамонтов? Якутские мамонты будут чуть поглупее и намного сильнее, да и просто выносливее. Чукотский роман Олега ДИВОВА – о людях. Тот же Умка решил переломить судьбу: он не животное, которое выращивают под определенную цель и чья будущая жизнь запланирована с самого рождения: родился мамонтоводом и умрет им же. Человек обязан сам выбрать, чем заниматься в жизни. Он решил стать матросом-мотористом. И ничего, что пока еще плавает на катере и его тошнит от волн, просто надо подождать несколько лет и обязательно освободится вакансия на большом корабле, который ходит без качки по большим океанам. Умка и знать ничего не хочет о мамонтах. Но Катька настигает его как молния, как финский нож. Их встреча была случайна, но блудный сын возвращается домой.

Новая работа ДИВОВА – это альтернативная история. СССР, сохранившийся в XXI веке. С черными пятнами в прошлом, с семейными скелетами в юртах, но роман удивительно светлый, хотя иногда и грустный.

mif1959

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.