День первый: туманный Шварцвальд
С 17 по 19 ноября, тестируя автомобили чешского бренда, группа из 20 региональных российских журналистов, включая обозревателя-аналитика «КВ», проехала в рамках пресс-тура Skoda Regional Media Event более 500 километров по большим и малым дорогам немецкой земли Баден-Вюртемберг и французского Эльзаса. За пятницу-субботу мне пришлось изрядно покрутить руль на обновленном универсале OCTAVIA COMBI и новеньком внедорожнике KODIAQ, следуя за навигатором. Ну а головой я крутил уже по собственной инициативе, чтобы успеть запомнить «пряничную» архитектуру французских и немецких деревень и гористо-лесистый пейзаж за окном.
Стартовый пакет
Признаться, я достаточно долго присматривался к автомобилям марки SKODA, и даже несколько раз успевал забыть, что компания SKODA AUTO с начала 90-х входит в немецкий автоконцерн Volkswagen AG, но автопроизводитель из чешского Млада-Болеслава из года в год показывал хорошие результаты, а с маркетинговым аргументом невозможно не считаться. Сейчас чешская компания тоже в полном порядке. Судя по свежим статистическим данным, только в октябре 2017 года SKODA AUTO реализовала по всему миру 107 400 автомобилей (на 9,7% больше, чем в октябре предыдущего года), показывая стабильный рост даже на рынках Европы (+11,3%).
Ну а в России у чешской компании продажи еще более убедительные – +23,8% за октябрь. По данным автопроизводителя, положительную динамику по отношению к результатам прошлого года показали все модели, представленные в России: OCTAVIA (+22,9%), YETI (+20,5%), RAPID (+4%), а объемы реализации флагмана SUPERB увеличились более чем втрое. Интересует россиян и новый SKODA KODIAQ, который позиционируется чешской компанией в качестве первого в их истории семейного внедорожника. Продажи новинки стартовали в июне 2017 года и обеспечили чешскому бренду дополнительный рост. В России активно ждут начала продаж и компактного кроссовера SKODA KAROQ, так что движуха продолжается.
Мог ли я после всего этого отказаться от приглашения слетать по-быстрому в Штутгарт и оценить, насколько идеально покатится SKODA KODIAQ по автобанам и серпантинам швабских гор? Нет, не мог. Хотя я почти на сто процентов был уверен, зная свою «везучесть», что пресс-тур либо сорвется по каким-нибудь космическим причинам, либо мне не успеют оформить визу, либо все модные SKODA KODIAQ разберут более расторопные коллеги, а мне останется что-то более скромное. Еще были опасения, что в самый нужный момент у меня выключится навигатор, и я, знающий по-немецки только «хенде хох», а по-английски – «мистер, хэлп ми, плиз», навсегда затеряюсь где-нибудь между Баден-Баденом, Страсбургом и Боденским озером. К счастью, все срослось: не отменили, оформил, успел, долетел, благополучно прошел через рубежи, вымученно улыбаясь пограничникам. Остальные волнения рассеялись, как только сел за руль первой тестовой машины и утопил пальцем кнопку зажигания.
Движение – жизнь
Стартовая площадка автопробега – стоянка отеля Movenpick рядом с международным аэропортом Штутгарта. Пока я пил кофе в ресторане отеля, пытаясь осознать весь масштаб предстоящего мне испытания, коллеги быстро расхватали все ключи и разъехались, оставив мне ярко-красный семейный универсал SKODA OCTAVIA COMBI третьего поколения. Цвет авто и его обновленный лаконичный дизайн мне понравились сразу, все остальное – по мере движения, поскольку изначально у меня были не самые глубокие познания в автомобилях этой марки, а времени на первоначальное ознакомление не осталось вообще (тайминг организаторы тест-драйва составили весьма жесткий).
В общем, настроил я оперативно под себя зеркала и водительское кресло, вспомнил зачем-то, что первый SKODA OCTAVIА сошел с конвейера в 1996 году, а за последующие 20 лет компания продала по всему миру более 5 млн автомобилей этой линейки (сейчас, если я правильно понял, различные версии SKODA OCTAVIA производят в Чехии, Китае, Индии, России и Казахстане), и незамедлительно отправился в путь, поскольку каждая секунда промедления отдаляла меня от конечной точки первого дня путешествия по дорогам экономически успешной земли Баден-Вюртемберг – отеля Hostellerie des Chateaux в милой французской деревушке Отротт под городом Страсбургом, где теперь принято жаловаться на российское правосудие.
Первое испытание – долгая пробка, вызванная дорожными работами. Но она оказалась даже кстати, поскольку, во-первых, мне удалось проверить, что омские пробки – намного неприятнее немецких, во-вторых, за время движения в густом потоке дисциплинированных немецких водителей мы со SKODA OCTAVIA COMBI хотя бы немного познакомились и чуток привыкли друг к другу. И я хотя бы выяснил, наконец, что находится под капотом тестового авто (бензиновый турбированный двигатель 1,8 TSI мощностью 180 л.с., спаренный с роботизированной коробкой DSG-7). В-третьих, я морально подготовился к встрече со знаменитой трассой В500 «Schwarzwald». А простому сибиряку, скажем прямо, да еще без подготовки, от такой удивительной дороги можно получить эмоциональную травму на всю жизнь.
В круге первом
Не буду засорять текст, повторяя битые молью обороты автожурналистов про «народный автомобиль», «тяговитый двигатель», «информативный руль», «энергоемкую подвеску». У тестового SKODA OCTAVIA COMBI со всем этим был полный порядок. Как и с различными электронными ассистентами. У водителя обновленного SKODA OCTAVIA COMBI всегда под рукой большой отряд помощников. Проверить их все в боевых условиях за один день невозможно, но, насколько я успел оценить, система контроля курсовой устойчивости действительно очень хорошо отрабатывает свои задачи. А при движении по скоростным магистралям сильно помогает электронный ассистент, контролирующий движение по полосе (он даже подруливает на легких виражах).
Реально облегчает жизнь водителя система автоматического переключения света фар и система контроля слепых зон, которая двумя задними радарами отслеживает приближающиеся автомобили, и если кто-то слишком быстро оказывается сзади вас или находится в слепой зоне, то в корпусе левого или правого зеркала заднего вида загорается предупреждающий индикатор. Причем среднестатистическому водителю нет нужды задумываться, как все это работает. Когда увлекаешься динамикой автомобиля, про помощников забываешь напрочь. Главное, что они подстраховывают, а машина уверенно держит дорогу, даже в непростых погодных условиях горной местности, когда черная асфальтовая полоса петляет так резво, что пассажиров на заднем сиденье может укачать за час.
По правде, черт меня не раз толкал под руку, заставляя зайти в очередной поворот чуть более рискованно, не сильно сбрасывая скорость, но сибирское благоразумие все же возобладало. Электроника электроникой, а жизнь дается человеку только один раз. Да и зачем так уж сильно торопиться, если можно наслаждаться дорогой. А она по всему горному массиву Шварцвальда прекрасная, с качественной разметкой, которая почему-то не стирается за пару месяцев.
Кстати, даже на самых крутых виражах Шварцвальда я не заметил ни ограждений по краям, ни спасительных отбойников. И ограничение скоростного режима было гуманное почти на всей трассе – 90 км/ч. Поскольку на горном серпантине в ноябрьскую непогоду и туман быстро поедет только сумасшедший, другого объяснения у меня нет – в Германии рассчитывают исключительно на благоразумие водителя. То есть нам элементарно доверяют. Как такое вообще возможно – не представляю. В России на похожей дороге обязательно ограничили бы скорость до 60 км/ч, да еще через каждые сто метров натыкали бы лежачих полицейских и поставили дополнительные знаки с дополнительным ограничением до 30 км. Ну и обязательно в кустах дежурили бы собиратели штрафов с полосатыми палочками.
Продолжение в следующем номере.
Фото к материалу:
Сегодняшний Шварцвальд – место отдыха богатых и знаменитых. А исторически это была богом забытая дыра, родина всяких мрачных персонажей из знаменитых сказок братьев Гримм и Вильгельма Гауфа. Именно здесь, кстати, родился бедный угольщик Петер Мунк, герой моей любимой в детстве сказки «Холодное сердце»
Пока доедешь по серпантину вверх, увидишь и туман, и снег, и солнце. Шварцвальд в ноябре – это все времена года одновременно
Внутреннее пространство автомобилей марки SKODA выполнено в условно консервативном стиле. Кому-то этот стиль покажется скучным, а мне нормально, не отвлекает от дороги
В Германии нельзя остановиться для фотографирования в любом месте, где захочется. Можно оказаться на частной территории, а местные бюргеры чужаков не жалуют, могут и в полицию номер машины сообщить
Если я правильно запомнил, его зовут Жан, он типичный французский винодел в четвертом поколении. Говорит по-французски, гордится немецкой фамилией, считает себя эльзасцем
Милый деревенский французский отель с конским ценником. Рекомендую. Мне достался номер с джакузи. Правда, этим преимуществом я не успел воспользоваться, после перелета и длинной дороги от Штутгарта сразу рухнул на кровать
Не думал, что когда-нибудь сяду за руль автомобиля в кузове «универсал». Однако SKODA OCTAVIA COMBI не разочаровал. Видимо «универсал в Сибири» – далеко не то же самое, что «универсал в Германии»