О том, как здание-призрак помогло омскому предпринимателю Виталию ШАБСИНУ получить право на муниципальную землю
4 октября Первомайский райсуд продолжил рассмотрение по делу о мошенничестве в особо крупном размере, возбужденное в отношении омского предпринимателя Виталия ШАБСИНА. Дело рассматривает судья Игорь ШЕВЧЕНКО. Гособвинение представляет Юлия КУДАШОВА.
По версии обвинения, 29 марта 2013 года ШАБСИН незаконно приобрел земельный участок в районе 3-й Енисейской. Бизнесмен заявлял, что он использует на участке капитальное строение. Позже обнаружилось: на этой земле стоит лишь времянка без адреса, да и цена сделки оказалась в несколько раз ниже рыночной. За 6,5 тысячи кв. м ШАБСИН заплатил всего 398 тысяч рублей вместо 9,1 млн. При этом площадь здания 70,4 кв. м позволяла оформить в собственность всего 1000 кв. м земли.
Позже, в июне 2014-го, Кировский районный суд признал сделку недействительной, равно как и последующую куплю-продажу объекта недвижимости – между ШАБСИНЫМ, а также предпринимателем и его соратником БАТУХТИНЫМ и гражданкой МОРОЗОВОЙ.
В ноябре 2016-го еще один из фигурантов дела – бывший заместитель директора департамента имущества Валерий ПОМОРГАЙЛО – за предоставление именно этого земельного участка под несуществующее здание был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 293 часть 1 УК РФ, «неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе». Следствие и прокуратура предъявляли чиновнику «превышение должностных полномочий», что грозило двумя годами лишения свободы, однако суд переквалифицировал обвинение в «халатность», срок давности по которому уже прошел.
В ходе нынешнего судебного заседания другой представитель потерпевшей стороны – департамента имущественных отношений администрации города – Александр УСТИНОВ рассказал: начало 2013 года выдалось для сотрудников департамента тяжелым. С февраля вступил в силу новый закон. Он снимал функции по распоряжению земельными участками с управления по земельным ресурсам Омской области и наделял этими полномочиями городскую администрацию. Большой наплыв документации, отсутствие достаточного количества штатных сотрудников, по словам чиновника, создали ситуацию, удобную для махинаций под шумок.
Специалисты департамента не смогли вовремя разглядеть, что в документах, выданных на аренду неразмежеванной земли, вдруг из ниоткуда появился объект капитального строительства, который давал право собственникам ОКС стать полноправным владельцем земельного участка под объектом. Позже, подсудимый ШАБСИН, по версии следствия, всячески пытался объект узаконить. И все невпопад! Так объект капитального строительства при проведении госэкспертизы оказался вовсе не ОКС, а временным сооружением ввиду отсутствия даже коммуникаций. Позже вообще выяснилось, что владельцем заброшенного и полуразрушенного здания (восстановленного ШАБСИНЫМ для работы под магазин), на которое много лет якобы никто и внимания не обращал, с 1998 года оказался Владимир ЖАБИНЕЦ, сводный брат Виталия ШАБСИНА, который передал права собственности на объект предприимчивому бизнесмену. При этом сначала департамент при обнаружении ошибки попытался составленный впопыхах договор приобретения участка в собственность узаконить, составив допсоглашение. И ШАБВИН даже согласился доплатить недостающую сумму. Но позже спорное дело было решено все же передать в суд.
На вопросы судьи и прокурора, почему выкупная стоимость участка оказалась значительно ниже кадастровой, свидетель пояснил, что ошибочно был применении коэффициент 2,5%, предусмотренный под застройку ИЖС, вместо 15-20%, которые взимаются с предпринимателей при осуществлении коммерческой деятельности.
Далее в суд явились свидетели Павел АКИМОВ – бывший учредитель ООО «Сигма», общества впоследствии проданного ООО «СибТур-Омск», соучредителем которого является также ШАБСИН, и Владимир БАТУХТИН, еще один соучредитель упомянутой организации. Первый постоянно путался в своих показаниях, называя разные сроки знакомства с подсудимым, даты передачи прав на ООО «Сигма» и даже при описании того самого здания. Одни утверждали, что от здания остался только полуразрушенный фундамент, другие видели остатки стен. АКИМОВ разглядел даже крышу, но после зачитывания ему судом первоначальных показаний, от крыши все же отказался.
– У вас у всех разное видение этого здания, мы пытаемся понять, что это за объект, – пояснил судья ШЕВЧЕНКО.
Второй пояснил, что здание вовсе не временное сооружение, а ОКС, просто предприниматели снесли полуразрушенные блоки стен и обшили здание металлом. А то, что на продажу был начислен неверно коэффициент, так это вообще юрист ЛЕВИЩЕВ виноват – он предложил свои услуги за схему, которая БАТУХТИНУ «сразу не понравилась», и взял за свою работу немалый гонорар – 1,5 млн рублей. Есть, по словам БАТУХТИНА, в этом деле еще один виноватый – юрист ТАРАБИН, который предложил оформить разрушенный фундамент в собственность как ОКС.
– ЛЕВИЩЕВ с ТАРАБИНЫМ оформили все по поддельным документам, а мы расхлебываем, – пояснил БАТУХТИН.
Прокурор КУДАШОВА: Вы начали с того, что право собственности на землю должно было принадлежать ООО «Сигма», а оказалось на ШАБСИНА. Вы не в курсе, почему такие расхождения в его действиях?
БАТУХТИН: Мне этот участок был не интересен, а ШАБСИН собирался что-то строить…
КУДАШОВА: А вам знаком некий ЖАБИНЕЦ?
БАТУХТИН: Да, это брат ШАБСИНА.
Судья ШЕВЧЕНКО: Как оказалось, он собственник этого здания. С 1998 года, и вы достраивали его здание… Как так получилось?
БАТУХТИН: Это не здание сейчас, а только фундамент.
ШЕВЧЕНКО: Экспертиза видела его.