13 октября на традиционных «кухонных посиделках» в газете «Коммерческие вести» побывал председатель совета директоров группы компаний «Стройбетон» Олег ЗОЛОТОВ
За чашкой чаю крупнейший омский застройщик рассказал творческому коллективу «КВ» о том, что происходит сегодня на омском рынке жилья, о лоббизме, влиянии власти на себестоимость квадратного метра, кризисе, перспективах строительной отрасли в целом и о новом жилом комплексе в центре Омска, который станет визитной карточкой «Стройбетона». Беседу с Олегом ЗОЛОТОВЫМ записал обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
– Олег Борисович, когда вы были у нас в гостях в конце 2015 года, то говорили, что настоящий кризис еще не наступил. А сейчас он наступил? Дно уже видно?
– По правде говоря, я уже боюсь прогнозы делать. Когда озвучиваешь не очень хорошие прогнозы, а они оправдываются, то всегда остаешься крайним. Людям приятнее видеть радужные перспективы, чем реальность, поэтому я скажу так: хоть все и плохо, но не совсем плохо. «Стройбетон», например, за 12 лет работы построил миллион квадратных метров жилья. Это вот прямо сейчас происходит, когда мы два новых дома вводим. А что такое миллион квадратных метров? Жилье примерно для 50 тысяч человек. Это как если бы мы за эти годы построили Тару и Калачинск. То есть это такой ощутимый вклад в экономику Омской области. К сожалению, большого праздника по этому поводу делать нам сейчас не хочется, настроения нет.
– То есть дна мы достигли? Или еще нет?
– Если посмотреть статистику, а она сегодня достаточно объективную картину дает, то не совсем все здорово. А в конкретной Омской области – все совсем не здорово. И в плане безработицы, и в плане доходов и оттока населения. Мы в кризисе как были, так в нем и остаемся. И будем в нем еще достаточно долго. Просто сейчас наступило некое равновесие и ниже мы не падаем. И не будем, я надеюсь. И люди привыкли. К плохому ведь тоже привыкаешь. Но вполне возможно, что вслед за Украиной и Сирией прилетит еще что-то, и тогда ситуация опять изменится, и мы поймем, что это был совсем не кризис, что у нас до этого все вообще было хорошо.
– Кризис на рынке строительства жилья – это последствие неплатежеспособности покупателей?
– Совершенно верно. Часть людей у нас стали зарабатывать меньше, часть – потеряли работу вообще. На примере своей организации могу сказать: у нас в 2014 году работало 3200 человек во всех подразделениях, а на сегодняшний день осталось порядка 2000 человек. Никаких специальных сокращений мы не делали, просто вслед за уменьшением объемов работ происходит снижение зарплат, и люди уходят. Раньше у нас при желании можно было зарабатывать по 40 – 50 тысяч рублей в месяц. Сейчас таких заработков уже нет.
– Какие у «Стройбетона» планы по вводу жилья на этот год?
– Мы планировали ввести примерно 120 тысяч квадратных метров. На сегодняшний день сдали только половину – порядка 60 тысяч. И до конца года сдадим еще 20 – 25 тысяч. А вводить больше нет смысла, я считаю. У нас доста...
Полную версию материала можно прочитать в бумажной версии газеты "Коммерческие вести". Покупайте в киосках Роспечати, в сети «Дилижанс» и у частных распространителей. Или подписывайтесь на полную электронную версию.