Дмитрий БЫКОВ
Июнь
М.: Издательство АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2017 год. – 512 стр.
Тираж 15 000 экз.
«Мишу Гвирцмана исключили из института»
Вариации на сталинскую тему
«Когда в октябре 1940 года Мишу Гвирцмана исключили из института, у него появилось много свободного времени. Как им распорядиться, Миша не знал. Оставаться дома было немыслимо, вздохи матери доводили его до белой, буйной, несправедливой ярости.
Он еле удержал ее от похода к ректору, от заявления с признанием собственной вины, — и она притихла, но не успокоилась, нет. Особенно ужасны были ежечасные предложения что-то съесть, подкладывание вкусненького. Впрочем, вечернее покашливанье отца и нарочито-бодрые разговоры о чем попало, чаще всего о газетных новостях, были ничуть не лучше. Не мог оставаться дома, первое время просто шлялся по городу, благо сентябрь был теплый, почти летний, и ноги сами уводили как можно дальше от Сокольников, чтобы ни-ни-ни, не встретить человека из института». Так начинает свою книгу человек-оркестр и журналист Дмитрий БЫКОВ. Талантливый писатель, успешный литератор, профессиональный филолог. Надо отдать должное, ценители быковского творчества с нетерпением ожидали «Июнь», и, как сообщают издатели, «новый роман Дмитрия Быкова – как всегда яркий эксперимент. Три разные истории объединены временем и местом. Конец тридцатых и середина 1941-го. Студенты ИФЛИ, возвращение из эмиграции, безумный филолог, который решил, что нашел способ влиять текстом на главные решения в стране. В воздухе разлито предчувствие войны, которую и боятся, и торопят герои романа». Прочитать новый быковский опус определенно стоит хотя бы потому, что в воздухе опять разлито предчувствие войны.
Е.К.
Александра МАРИНИНА
Цена вопроса
М.: Издательство «Э», 2017 год. – 352 стр.
Тираж 90 000 экз.
«Кон в игре с судьбой»
Дзюба и Большаков на службе справедливости
«Вот так. Еще сегодня утром жизнь была другой, привычной, поддающейся планированию и понятной. Еще сегодня в шесть утра Валерий Олегович, заваривая кофе и с аппетитом поедая поданный женой завтрак, точно знал, что и как будет происходить и сегодня, и завтра, и послезавтра… А сейчас вдруг выяснилось, что ничего-то он не знает и не понимает. И решение нужно принимать немедленно. Альтернатива у Валерия Олеговича жесткая, совершенно очевидная и малоприятная: пожертвовать придется или делом всей своей жизни, или собственно этой самой жизнью. Да нет же, не пожертвовать в прямом смысле этого слова, а всего лишь поставить на кон в игре с судьбой. Может быть, ему повезет и он выиграет. Но может и проиграть. Страшно. Риск чрезвычайно высок» – так думает господин Шарков, и придется ему туго. Почему? Хотя бы потому, что он персонаж новой книги знаменитой российской детективщицы, которая и положительных-то героев по головке не гладит, а уж отрицательным и вовсе спуску не дает. Как предупреждают издатели, на этот раз борьба развернется всерьез: генерал МВД Шарков твердо верил, что управляемая им Программа – последний шанс навести порядок в правоохранительных органах. Однако исчез один из ее участников, одержимый радикальными идеями, а затем начались странные «парные» убийства... И стало понятно, что если сегодня не остановить убийцу-фанатика, то завтра Программе придет конец. Но какую цену готов заплатить генерал Шарков за дело всей своей жизни? И чего это будет стоить полковнику Большакову и капитану Дзюбе, уже подключившимся к расследованию? По обыкновению, издатели поделили новый марининский роман, издав его в двух книгах, но истинных ценителей качественного детектива это вряд ли остановит.
Е.К.
Михаил ЛАБКОВСКИЙ
Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым
М.: Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год. – 320 стр.
Тираж 20 000 экз.
«Самой сделать предложение»
Радикальные подходы к тонкой материи
«Если вы хотите замуж, встречаетесь или даже живете вместе уже полгода-год и ничего не происходит, надо попробовать самой сделать предложение. Если мужчина не готов создавать семью – значит, пришла пора с ним попрощаться. По-хорошему, конечно». Казалось бы, так себе совет — ничего особенного, однако стоит страждущим прислушаться: не бабушки на скамейке судачат, а психолог советует. Да и времена нынче не те, чтобы турусы разводить. Впрочем если насчет этимологии, то в древности турусами назывались осадные сооружения, так что флаг наступающим в руки. «Некоторые рассматривают выбор партнера как способ решить свои проблемы. Материальные, психологические, жилищные, репродуктивные. Это одна из самых распространенных и роковых ошибок. Здоровыми могут быть только честные партнерские отношения. Жизнеспособными могут быть только те отношения, цель которых проста – быть вместе», – растолковывает Михаил ЛАБКОВСКИЙ. Голос у него, между прочим, располагающий и приятный. К примеру, когда он ведет передачи на «Эхо Москвы». Но слишком доверяться ему – голосу – все же не стоит. «Если вы хотите замуж, первое, что вам надо сделать, – выкинуть эту идею из головы. Хотя бы временно. У людей получается то, что они мысленно обесценивают», – жестко советует мягкий ЛАБКОВСКИЙ. И знает, о чем говорит. На любой самый сложный вопрос он дает доходчивый ответ. «Его заявления и советы настолько радикальны, что многим приходится сначала испытать удивление, если не шок. В рекомендациях автор не прячется за обтекаемыми формулировками, а четко называет причины проблемы. И самое главное, что он знает, как эту проблему решить», – уверяют издатели. Стоит проверить.
Е.К.
Запах страха.
Коллекция ужаса
Харьков, Белгород: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2014 год. – 816 стр.
Доп. тираж 10 000 экз.
Плач в темноте
Роскошь злодеяния
«Почти весь антураж современного похоронного обряда имеет одну цель – выгода работников похоронных бюро и кладбищ... Оказалось, что это одна из трех-четырех самых больших трат, которые может сделать обычный гражданин в течение среднестатистической жизни. Также его удивило странное сходство свадеб и похорон. Просто поразительно, как легко их можно перепутать» – это из рассказа Дэвида ШОУ «Похороны». Здесь рассказывается о том, что, перед тем как долину затопит новое водохранилище, раскапывают кладбище для переноса могил в другое, незатапливаемое место. И тем самым нарушают покой захороненных (параллельно выяснилось, что мертвые находились отнюдь не в покое). Ожившие, приобретая вид, который у них был перед смертью, идут в соседний родной для них городок. Кто-то убивает былых обидчиков, хоронит их, и те тоже потом возвращаются в новом качестве. Кто-то бесчинствует. Но рассказ не об этом, а о любви главного героя и той, кто когда-то ушла туда, откуда не возвращаются. Она вернулась. Грустный рассказ, но светлый. Да и во всей этой антологии ужаса собраны удивительно интеллигентные вещи, даже можно сказать – интеллигентские. Очень много культурных отсылок: на стихи Томаса Стернза Элиота, на минойские фрески, на Рэя Брэдбери. Как изысканное вино, у которого только знаток в состоянии различить смородиновые или вишневые оттенки, тона ржаной корки или орехово-миндальные тона. Немало рассказов перекликается друг с другом: в центре внимания нескольких из них писатели, специализирующиеся на жанре ужасов и соблазняющиеся шансом совершить идеальное преступление, а еще больше возможностью понять, работают ли законы жанра в реальной жизни: «Нас интригует мотивация, метод, развитие характера персонажа. Как правдоподобно изобразить убийцу? Из кого выйдет хорошая жертва? Вот, к примеру, мы с тобой. Люди меня знают. Если бы я пропал, кто-то бы это заметил и стал бы задавать вопросы. А вот ты человек посторонний. Здесь тебя никто не знает, что делает тебя идеальной жертвой».
mif1959