Все рубрики
В Омске вторник, 16 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,5891    € 99,7934

Обзор – 2016. Сотовую связь настигла стагнация, но клиенты этого даже не замечают

11 января 2017 12:25
0
19070

Сотовая связь, драйвер телекома, второй год подряд демонстрирует отрицательную динамику, но клиенты операторов этого даже не замечают

Многие российские отрасли вынуждены провожать 2016 год с печалью в глазах. Телекоммуникационная отрасль, которая много лет показывала чудеса рентабельности и была драйвером роста всей российской экономики, не стала исключением. Уходящий год основательно подточил ее запасы прочности. Сотовая связь завтра не рухнет, конечно, но прошлогодняя инициатива законодателей, изложенная в «пакете ЯРОВОЙ», поставила под удар большую часть инвестиционных планов операторов. Пока еще неизвестно, почем обойдется российским потребителям связи параноидальная идея тотальной слежки, но она совершенно точно отменит планы по разворачиванию сетей пятого поколения (5G). Скоро придется забыть и про то, в России сотовая связь – одна из самых дешевых в мире. Как в этих условиях сотовым операторам удается сохранять оптимизм, пытался разобраться обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.

Все обо всем

По оценке агентства «ТМТ Консалтинг», российский телекоммуникационный рынок в 2016 году вырос всего на 1,6%, до 1,688 трлн рублей. Так же незначительно он вырос и в 2015 году – на 1,5%. При этом доходы от сотовой связи, которые формируют более половины всего телекомрынка (55%), снизились за прошедший год на 0,3% (за 2015 год – на 0,7%). Аналитиков радует, что падение в отрасли врод бы замедлилось, но при этом они отмечают, что все крупнейшие операторы фиксируют дальнейшее снижение ARPU (average revenue per user), средней выручки на одного пользователя. В общем отрасль накрыла крепкая стагнация, и пока ни у кого нет никаких рецептов по ее преодолению.

По данным агентства AC&M Consulting, количество абонентов у российских компаний сотовой связи (по количеству SIM-карт) в первом полугодии 2016 года увеличилось до 251,6 млн. Уровень проникновения сотовой связи вырос в прошлом году до 176% в среднем по России (в регионах остался на прежнем уровне – 164%). Что касается долей операторов по абонентской базе на массовом рынке, то AC&M Consulting приводит следующие цифры на первое полугодие: МТС имели 31% (78 млн абонентов), «МегаФон» занимал 30% (75 млн абонентов), у компании «ВымпелКом» (Билайн) было 23% (57 млн абонентов), у «Т2 РТК Холдинг» (Tele2) – 15% (39 млн абонентов). Совокупная доля остальных операторов России совсем небольшая – 1% рынка.

В сравнении с долей рынка в 2015 году «Билайн» потерял 1% (что было вполне ожидаемо). Tele2 добавил 1% рынка за счет Москвы и выхода в новые регионы. МТС пока еще на первом месте, но прежнему безусловному лидеру уже горячо дышит в затылок «МегаФон», прибавивший за год 1% рынка. На рынке Сибирского федерального округа расстановка сил тоже остается без особых изменений, несмотря на все старания маркетологов. По информации делового издания «Континент Сибирь», которое ссылается на данные, полученные в агентстве J'son&Partners Consulting, в 2016 году первое место остается за компанией МТС, которая сохранила долю рынка в 30%. На втором месте Tele2 с долей в 26%. У «МегаФона» в СФО популярность ниже, чем в среднем по РФ, и доля, соответственно, ниже – 24%. На последнем месте «Билайн», у которого 20%. По омскому сотовому рынку данных по 2016 году нет. Операторы свои доли принципиально не озвучивают, а независимые консалтинговые агентства (в том числе с иностранным участием) своей информацией с омскими СМИ не делятся.

Кстати, есть шанс, что сотовый рынок станет скоро более подвижным. В 2016 году, судя по результатам опроса Deloitte (2000 респондентов по всей России от 18 до 60 лет), абоненты сотовой связи установили пятилетний рекорд по перетоку: порядка 7% поменяли своего оператора (показатель включает в себя не только перенос номера при помощи услуги MNP, но и покупку новой sim-карты). В предыдущие годы меняли оператора не более 4–5% абонентов. Deloitte объясняет рекорд выходом на московский рынок оператора Tele2 и активным его продвижением в новые регионы и считает, что количество нелояльных к «большой тройке» абонентов может увеличиваться и дальше.

Добро пожаловать, или Посторонним вход не воспрещен

Самая позитивная новость 2016 года – появление на сотовом рынке нового федерального игрока. Осенью по всей стране (по Сибири с середины ноября) услуги сотовой связи стал оказывать главный государственный оператор Ростелеком. Пока не на собственных сетях, естественно, а в качестве виртуального оператора (mobile virtual network operator) на сетях Tele2. Странно, конечно, что такое большое событие, как запуск нового федерального оператора, произошло без помпы и массированной рекламы, но факт есть факт – вне экспертного сообщества и групп продвинутых пользователей этого события никто и не заметил. Во всяком случае массовый омский рынок на шестого сотового оператора пока не отреагировал никак.

Выбор тарифных планов у Ростелекома не слишком велик. Компания предлагает 5 пакетных тарифов «Супер симка» с различным количеством голосовых минут и включенным интернет-трафиком, один недорогой поминутный тариф и один исключительно планшетный тариф «ПРОСТОИНТЕРНЕТ». Самое дешевое пакетное предложение для Омска на сегодняшний день – 149 рублей в месяц, самое дорогое – 499 рублей (1000 голосовых минут и 7 гигабайт интернет-трафика). Судя по информации на официальном сайте, заказать sim-карту можно дистанционно (доставка бесплатная), можно получить ее в пунктах клиентского обслуживания (в Омске их четыре), а можно взять sim-карту у инсталляторов при установке домашнего телефона или при подключении проводного Интернета. В общем, все достаточно просто и понятно.

Примерно по такой же схеме, кстати, заходила на рынок дочка «МегаФона», компания «Скартел», которая с сентября 2014 года работает в Омске под брендом Yota. Только Yota ипользует сети аффилированного с ним «МегаФона», а Ростелеком договорился со своей аффилированнй структурой – компанией «Т2 РТК Ходинг». В Yota гордятся федеральным покрытием во всех стандартах, онлайн-обслуживанием, безлимитным Интернетом, единым (безроуминговым) пространством по всей России, а также безлимитными звонками внутри своей сети. Ростелеком пошел по тому же пути и гордится картой покрытия, безроуминговым пространством, обслуживаем 24/7 и нулевыми ценами на звонки внутри свой сети, то есть возможностью бесплатно (в рамках акции) звонить с сотового на проводные домашние телефоны и обратно.

Исходя из похожести маркетинговых стратегий Ростелекома и Yota, а также запоздалого появления на сотовом рынке обоих операторов, есть подозрение, что Ростелеком не сможет отбить себе клиентов у других омских сотовых операторов, в частности у Tele2, с которым он делит целевую группу. Конвергентность – это хорошо, но не все. А новую целевую группу компания искать почему-то не хочет. Судя по официальному сайту оператора, стать владельцем sim-карты от Ростелекома может только клиент Ростелекома, кто уже пользуется хотя бы одной услугой оператора (домашний телефон, проводной ШПД или платное ТВ). Какой злобный маркетолог придумал это отягощение – неизвестно. Видимо, это скрытая диверсия, которую руководство Ростелекома заметит, когда будет уже поздно.

Пакетное предложение

Запомнится ушедший год и очередными инициативами законодателей. Самой неоднозначной инициативой стал, конечно, «пакет ЯРОВОЙ» (Ирина ЯРОВАЯ – юрист, депутат Госдумы от «Единой России»), принятый с целью тотального слежения за распространением всех видов информации в русскоязычном сегменте Интернета. В этом пакете сошлись, пожалуй, все основные страхи и риски участников рынка сотовой связи – от непомерного повышения капитальных затрат до полного коллапса в отрасли. Цель изменения законодательства заявлялась благая, понятное дело, государство таким образом планирует бороться с терроризмом, однако после вступления в силу этих поправок туго придется не террористам, а операторам связи, мессенджерам и почтовым сервисам, которых обяжут хранить достаточно длительное время (до полугода) аудиозаписи разговоров, интернет-переписку и другие виды коммуникации, что обойдется слишком дорого по мнению участников рынка.

Несмотря на скандалы с битьем посуды, отрицательное заключение отраслевых экспертов, активную работу лоббистов «большой тройки», петиции, подписанные общественниками, закон был принят, причем весьма оперативно. В апреле документ внесли в Госдуму, а в начале июля его уже подписал президент. До конца года правительство (в лице Минкомсвязи и Мипромторга) имело возможность смягчить условия для операторов связи, сократив сроки и объемы обязательного хранения информации, что сократило бы и затраты операторов на реализацию антитеррористических мероприятий, но возможностью этой правительство не воспользовалось. В конце декабря Минкомсвязи представило на общественное обсуждение два проекта постановления правительства, судя по которым пощады операторам не будет. И это наводит на грустные мысли.

Точный размер капитальных затрат на оборудование для хранения данных операторы обещают назвать после того, как будут приняты эти документы. По предварительным подсчетам «МегаФона», исходя из пропускной способности сети в 150-200 Гбит/с, оператору необходимо будет хранить с 2018 года 150-200 Пбайт информации, а с 2019 года – 300-400

Пбайт. Затраты на реализацию требований законодательства оператор в своем квартальном отчете оценивал выше годовой выручки – в 500 млрд рублей. А сразу после принятия закона «МагаФон», «Билай», МТС и Tele2 оценивали свои совокупные затраты на создание инфраструктуры для хранения данных в 2,2 трлн рублей. Несложно догадаться, что эти капризы российских спецслужб оплатят в конечном итоге пользователи сотовой связи через «потяжелевшие» тарифы. Насколько изменятся тарифы из-за пакета ЯРОВОЙ, станет понятно в 2017 году.

Смотрим в перспективочку

Самой модной темой 2017 года, если не считать тему роста тарифов, станет тема виртуальных операторов (MNVO). Примеры Yota и Ростелекома оказались хоть и не слишком успешными в финансовом плане, но заразительными с организационной точки зрения. Уже известно, что хотят создать корпоративных операторов сотовой связи самые крупные монополии – Газпром и РЖД. О создании собственного федерального оператора на сетях Tele2 мечтает глава Сбербанка Герман ГРЕФ, который уже подписал соответствующие договоренности с компанией «Т2 РТК холдинг». Причем ГРЕФ обещает раздавать sim-карты с выгодными тарифами не только своим работникам, но и лояльным клиентам Сбербанка. Учитывая силу бренда Сбербанка, его огромную клиентскую базу и разветвленную розничную сеть, можно предположить, что проект будет удачным. Весьма перспективным может оказаться и совместный проект «МегаФона» с социальной сетью «ВКонтакте» — виртуальный оператор Vkmobile, если учесть десятки миллинов поклонников бренда «ВКонтакте». Плюс к этому авторы проекта уже раздают своей аудитории туманные обещания, что за сотовую связь можно будет платить не только деньгами, но и «лайками».

А если брать перспективы в целом, то на ближайшие пять лет «ТМТ Консалтинг» обещает российскому рынку телекоммуникаций стабильный, хотя и невысокий рост. Среднегодовая динамика в 2016 – 2021 годах составит 0,4%. Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе мобильным операторам удастся даже вернуть сервисную выручку к положительной динамике. Хотя, конечно, в условиях растущей конкуренции между операторами возможности роста доходов весьма ограничены. Судя по действиям сотовиков в 2016 году, они пытаются вырваться из ниши провайдеров услуг связи и стать поставщиком комплексных услуг (системная интеграция, хранение данных, облачные сервисы, интернет-проекты). В условиях низкой динамики рынка можно ожидать и сделок по слияниям-поглощениям.

Единственое, что точно не станет лучше, – реклама сотовых операторов. Советую к рекламным сообщениям про самых лучших, быстрых, надежных и дешевых относиться с некоторой долей скепсиса. По информации «Общественной потребительской инициативы», которая в 2016 году стала вести рейтинг недобросовестности операторов, за шесть месяцев примеров недобросовестности накопилось уже много. МТС допустила 29 нарушений в рекламе своих услуг, «МегаФон» — 18 нарушений, «Билайн» – 14, Yota – два, Tele2 – одно нарушение. Практически все операторы вводили в заблуждение потребителей относительно безлимитности Интернета, поскольку все предлагаемые тарифы обязательно имели какие-либо ограничения. В рекламе таких тарифов во многих случаях имелись скрытые оговорки по раздаче Интернета через смартфон, по использованию тарифа в файлообменных сетях.

«Билайн» и МТС больше всего допускали нарушений в рекламных компаниях тарифов «#можноВСЁ» и «Smart БЕЗЛИМИТИЩЕ». Реклама «МегаФона», как уверяют общественники, содержала недостоверную информацию о стоимости оборудования, скрытые оговорки, которые существенно влияли на цену покупки. В случае с Yota имело место утаивание, что в некоторых регионах России роуминг все же платный. Tele2 оказалась в рейтинге недобросовестности из-за отсутствия в рекламе услуги «Везде ноль» информации о необходимости внесения ежедневной абонентской платы и платы за второе и последующее подключение. В общем, будьте бдительны, уважаемые потребители услуг сотовой связи. Не верьте безоговорочно всему, что слышите.

 

Игорь БЕЗЗУБКИН, директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:

«Наша компания первой и пока единственной запустила в Омске сеть новейшего стандарта LTE-Advanced»

В 2016 году «МегаФон» продолжил вектор своего развития в области мобильной передачи данных. Как мы и обещали годом ранее, наша компания первой и пока единственной запустила сеть новейшего стандарта LTE-Advanced, обеспечивающую скорость передачи данных на скоростях до 225 Мбит/с. Мобильный Интернет и мобильная передача данных – это основной драйвер роста рынка телекома, поэтому мы активно на нем работаем и первыми запускаем самые передовые решения. Вместе с этим «МегаФон» закрепил за собой лидерство не только в скоростях, но и в покрытии сетей 4G: к концу 2016 года сеть LTE работает во всех городах Омской области – Омске, Таре, Исилькуле, Тюкалинске, Называевске и Калачинске. В общей сложности в зоне действия сети 4G проживает свыше 1 285 000 человек.

Если говорить про экономику, то 2016 год показал разнонаправленную природу рынка мобильной связи. С одной стороны, в массовом сегменте мы видим насыщение рынка – сегодня почти у каждого жителя есть по несколько sim-карт, практически остановился рост доходов от голосовой связи. Одним словом, пользователи сотовой связи уже не могут потреблять услуг больше, чем им необходимо. И это серьезный вызов, который должны принять все операторы связи в 2017 году: как строить свои бизнес-процессы в условиях стагнирующего рынка. С другой стороны, B2B-сегмент показал, наоборот, высокие темпы роста – более 30% за год в денежном выражении. Уверен, что различные конвергентные и гибридные услуги, которые доказали свою востребованность в B2B-среде, дадут толчок развитию и массового сегмента. А вместе с этим как никогда ранее возрастает и значимость скоростей сетей мобильной связи для конечного потребителя.

 

Олег ГИЛЬБУРД, директор омского филиала Tele2:

«За 2016 год на 30% увеличилось количество пользователей мобильного Интернета от Tele2»

В 2016 году компания Tele2 традиционно уделяла большое внимание развитию качества сети в Омской области. За 12 месяцев, благодаря масштабной программе, было модернизировано более 200 базовых станций. Эти действия позволили увеличить на 30% среднюю скорость передачи данных в стандарте 3G. В 2016 году технические специалисты компании осуществляли постоянный мониторинг качества сети и проводили точечные настройки оборудования, где это необходимо. Так, с начала года качество связи точечно было улучшено для жителей 14 районов области. Кроме этого, в октябре 2016 года была запущена технология Self-Organized Network (SON). Главная задача интеллектуальной системы – повысить эффективность взаимодействия сетей разных стандартов для исключения обрывов при совершении звонков и передачи данных. Также специальный модуль технологии позволяет сети гибко подстраиваться к изменениям объемов потребляемого интернет-трафика в стандарте 3G, перераспределяя нагрузку между секторами базовых станций.

С момент запуска сети 3G Tele2 в Омске прошло полтора года, и за это время во всех 32 областных центрах региона появился быстрый мобильный Интернет. Сегодня с уверенностью можно сказать, что абоненты «распробовали» наш быстрый Интернет. В 2016 году пакетные тарифы с включенным объемом интернет-трафика выбирали 70% новых абонентов. Кроме этого, за 2016 год на 30% увеличилось количество пользователей мобильного Интернета оператора. Конечно, вырос и среднесуточный объем интернет-трафика. Так, например, среднесуточный объем в сентябре увеличился на 214% в сравнении с сентябрем прошлого года. Растущее потребление интернет-трафика в 2016 году потребовало тарифа, ориентированного на мобильный Интернет. В третьем квартале 2016 года Tele2 запустила тариф «Беспредельно чёрный», и в декабре его уже выбрали 14% новых абонентов.

 

Андрей СЕРГИЕНКО, директор филиала МТС в Омской области:

«Основные инвестиции компания направляла на сети четвертого поколения LTE-1800»

Несмотря на то, что макроэкономическая ситуация не самая благополучная, МТС удалось сохранить и укрепить свое положение на рынке Омского региона. Мы продолжаем развиваться. В этом году основные инвестиции компания направляла на строительство сетей четвертого поколения LTE-1800 на базе существующей инфраструктуры и оборудования. Сигнал LTE-1800 лучше проникает в закрытые помещения, повышая качество связи в сети 4G в жилых домах, учебных заведениях, торговых и бизнес-центрах. Сегодня «технейтральная» 4G-сеть МТС покрывает половину территории Омска, а также доступна в районных центрах Азово, Крутинка, Кормиловка, Исилькуль, Черлак, Большеречье, Тара. К концу года количество базовых станций с поддержкой 4G было увеличено на 20%, сегодня высокоскоростной мобильный Интернет в сети 4G от МТС доступен в 25 населенных пунктах региона.

Год назад мы завершили глобальную модернизацию сети связи в Омской области, инвестировав более 600 миллионов рублей в новое оборудование, и сегодня видим стабильный рост трафика передачи данных. 40% абонентов МТС используют мобильный Интернет, а средний трафик на 1 абонента в регионе вырос в 1,6 раза. Продолжается «смартфонизация» населения: по итогам девяти месяцев 2016 года продажи смартфонов в регионе выросли в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Каждый второй телефон в сети МТС в регионе – смартфон. Соответственно, растет и трафик у пользователей смартфонов — рост в 2,5 раза.

На корпоративном рынке Омской области на протяжении последних лет главным трендом был спрос на телеком-сервисы, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы. Сейчас каждый третий корпоративный клиент МТС в Омске использует контактные сервисы по обработке звонков и обратной связи с клиентами: с начала 2016 года количество подключений таких сервисов, как «Автосекретарь», «Бесплатный номер 8 800» и «МТС Коммуникатор» выросло в среднем в 1,5 раза. Отмечу, что развитие телеком-сервисов обеспечило 80% роста интернет-трафика в бизнес-сегменте, что подтверждает востребованность наших услуг. Мы не собираемся снижать темп и в 2017 году планируем дальнейшее расширение покрытия 4G и улучшение качества связи.

 

Владимир ШИЛИН, региональный директор региона Восток ПАО «ВымпелКом»

«Организационная структура «Билайна» стала легче и эффективнее»

В прошлом году поменялась наша организационная структура. «Билайн» трансформировался, наша структура стала легче и еще эффективнее, теперь в ней меньше уровней управления. Вместе с этим расширилась область ответственности у сотрудников и возросла скорость принятия решений. В 2016 году изменения структуры не коснулись только людей, которые непосредственно работают с клиентами, – сотрудников офисов продаж.

Мы запустили проект BeeFree, в ходе которого наши специалисты и менеджеры могут работать из любого места. Например, из дома или из кафе. Мы считаем, что главное это не где наш сотрудник работает, а задача, решенная в нужный срок. При этом, конечно, не все сотрудники работают дома. Консультанты остались в салонах обслуживания. Благодаря проекту BeeFree мы увеличили свою привлекательность для нового поколения молодых сотрудников, которые не привыкли сидеть в офисе с 9.00 до 18.00. Кроме того, такая организация работы способствует укреплению культуры, ориентированной на результат.

Эти изменения внутри компании были необходимы, в том числе для того, чтобы предоставить нашим клиентам современный сервис. Мы делаем последовательные шаги, чтобы стать медиацентром в их жизни. Одним из важных событий 2016 года для клиентов и компании стал запуск конвергентного предложения. Теперь в Омске можно добавить домашний Интернет и телевидение в общий пакет мобильной связи. Их стоимость в пакете будет всего 1 рубль. Так, например, за 801 рубль теперь можно говорить по мобильному телефону, пользоваться мобильным и домашним Интернетом на высокой скорости, а также смотреть более сотни каналов на своем телевизоре. И при этом значительно экономить свой бюджет.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.