В ноябре в Омске появилось представительство Международного Эриксоновского университета коучинга (Канада). Событие стало возможным благодаря компании «Key&Key Group», имеющей серьезную репутацию на рынке коучинговых услуг.
Ведущий тренер Международного Эриксоновского университета коучинга (МЭУК), профессиональный коуч по стандартам ICF, автор системы «Бизнес от сердца. Осознанное лидерство» Денис СЫЧ, прибывший на открытие омского офиса МЭУК из Москвы, рассказал в интервью «КВ» о том, что такое коучинг, как отличить профессионального коуча от любителя и что делать, если привычные схемы управления больше не работают.
– Денис, правда ли, что МЭУК является самым крупным коучинговым университетом в мире?
– Да, это так, наши представительства имеются более чем в 40 странах мира. Я преподаю в этом университете с 2010 года, и за это время наша экспансия, как на постсоветском пространстве, так и в странах дальнего зарубежья, продолжилась и стала еще активней. Сейчас коучинг находится на пике популярности. Люди хотят учиться и действовать по-другому, и они понимают, что коучинг – высокоэффективный инструмент. Коучинг «прокачивает» не hard skills, не жесткие навыки продаж или построения бизнес-моделей, а развивает так называемые soft skills, то есть гибкие, социально-психологические навыки: лидерские, коммуникативные, командные, отношений и т.д. Есть директивный стиль управления, когда руководитель говорит, что и как делать, и есть коучинговый стиль управления, который уважает все другие стили управления, но он направлен на то, чтобы работать с мастерами своего дела, людьми, обладающими базовыми навыками.
– Но директивный стиль – один из самых популярных в России, почему вы отказываете ему в эффективности?
– Когда руководитель применяет директивный стиль управления с командой профессионалов, то эта команда начинает испытывать недовольство и демотивируется, потому что они и так хорошо знают, как делать свою работу. А когда им сверху дают жесткую установку, они не видят самоценности. Когда мы используем коучинговый подход, то мы раскрываем потенциал команды и каждого ее члена. Люди могут создавать собственные решения и брать ответственность за них на себя. Компании, находящиеся на высококонкурентном рынке, понимают, что технологии из прошлого уже давно использованы, поскольку все учились в одних и тех же бизнес-школах, где преподавали по одним схемам и давали одинаковые шаблоны. Все элементы из прошлого бизнесом уже отработаны, и пришло время для новых. Коуч не дает никаких советов, он задает вопросы и фокусируется на том, чтобы человек привнес свое видение. Люди часто залипают в своих ситуациях, я это называю «погружаются в свой борщ». Плавают внутри борща, с картошкой, капустой и другими овощами, но при этом часто не знают, насколько борщ вкусный. Коучинг – это возможность вылезти из этого борща и узнать: тот борщ, в котором ты варишься, – это то, чего ты хочешь, или нет?
– Сейчас коучингом называют все что угодно, потому что это модно. В чем уникальность ваших технологий?
– Когда мы говорим о Международном Эриксоновском университете коучинга, то это один из золотых стандартов обучения коучингу в мире, и все его программы сертифицированы Международной федерацией коучинга (ICF). Это профессиональная услуга для профессионалов, а не просто надпись на визитке «коуч». У меня была история, когда ко мне обратились люди, с таким запросом: «Мы продали коучинговые услуги. Достаточно дорого, за тысячу долларов в час. Денис, расскажите, пожалуйста, что такое коучинг?». И такого, к сожалению, много на рынке. Люди просто почитали книжки или даже не читали, но коучинг продается, так что будем теперь заниматься коучингом. С точки зрения клиентов, это не очень хорошо, потому что многие «коучи» просто не понимают, что они делают.
– А как распознать профессиональных коучей и отличить от любителей или это невозможно?
– Можно. У нас есть Международная федерация коучинга и ряд аккредитованных школ, а Эриксоновский университет – самая крупная подобная школа в мире. Есть люди, которые прошли там сертификацию, и у них есть документы, подтверждающие это. Важно знать, что существует несколько стадий квалификации, и все это регламентируется профессиональным сообществом, и при такой системе просто невозможно купить сертификат. Поэтому отличить профессионального коуча от непрофессионального можно очень просто, нужно спросить, какая у человека сертификация ICF.
– Каким образом состоялся выбор партнеров в Омске?
– Наша команда очень внимательно относится к тому, кто представляет нас в регионах. Это наши выпускники, они показали результаты, соответствующие стандартам обучения. Плюс один из учредителей проходил обучение у Мэрилин АТКИНСОН – президента университета. Мы верим в их потенциал и готовы поддерживать команду «Key&Key Group».
– Расскажите подробней о самом обучении.
– Управленческий коучинг – это курс, который дает базовые инструменты, которые позволяют пойти и внедрять их в компании. Этого достаточно, чтобы попробовать, и если это «заходит», то есть смысл продолжать дальше. Базовая четырехмодульная программа «Наука и искусство трансформационного коучинга» позволяет получить еще больше реальных инструментов для достижения максимальной эффективности и выхода на новый уровень. Подробнее о программе можно узнать в нашем представительстве или на сайте университета erickson.ru.
– Насколько это эффективно? Монетизируются ли в итоге полученные знания?
– Наш университет коучинга существует с 1995 года, то есть больше 20 лет, и за это время была масса возможностей убедиться в эффективности предлагаемых технологий. Вот пример из недавнего. Приходит ко мне клиент и говорит, что хочет коуч-сессию. В ходе разговора с ним я понимаю, что с ним происходит, его систему внутренних страхов и мотиваций. В результате мне удалось поддержать человека в том, чтобы он преодолел внутреннее сопротивление и увеличил оборот своей компании со следующего действия в 11 раз. Конечно, это экстрарезультат, но и такое бывает. Честные ответы на вопросы при помощи коучинга позволяют конвертировать желания в конкретный осязаемый результат.