Омскстат подготовил восемнадцатый ежегодник «Лидеры малого бизнеса Омской области», который подводит итоги 2016 года
1999 год – ЗАО «Октан-Брокер»
2000 год – ООО «Сибпромсервис»
2001 год – ОАО «Земля»
2002 год – ОАО «Земля»
2003 год – ЗАО ТД «Мясокомбинат Называевский»
2004 год – ООО «ЭлектроХимЗащита»
2005 год – ООО «Сеть Электро»
2006 год – ООО «Сеть Электро»
2007 год – ООО «Торговая компания «Пронтис»
2008 год – ООО «Омск-торг»
2009 год – ООО «Импэкс-трейд»
2010 год – ООО «Торговая компания «Сибальянс»
2011 год – ООО «ОмМет-ТРАНС»
2012 год – ООО НПЦ «Динамика»
2013 год – ООО «Иртыш-Торг»
2014 год – ООО «Иртыш-Торг»
2015 год – ООО «Иртыш-Торг»
Лидеры малого бизнеса – это организации малого предпринимательства, наиболее успешно осуществляющие свою деятельность в условиях рыночной экономики. В 2016 году к лидерам малого бизнеса относилось 965 организаций – 3,8% от общего числа малых организаций, представивших годовую бухотчетность (25,7 тыс. организаций).
Оборот малых организаций в 2016 году составлял 395,4 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал малых организаций соответствовал 5,2 млрд. руб., тогда как в 2015 году он достигал 7,2 млрд., а в 2014-м еще больше. Численность работников малых организаций составляла 153,4 тыс. человек (в 2015 году – 102,3 тыс. человек) – это 25% от среднесписочной численности всех омских организаций.
По итогам финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году малыми организациями Омской области получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме 14,1 млрд. руб. (по данным годовой бухотчетности), что на 34,5% выше уровня 2015 года. Прибыль составляла 25,8 млрд. руб. и по сравнению с 2015 годом увеличилась на 14%. 24,9 % от всей прибыли дали первые 10% списка лидеров Омскстата.
Вместе с тем результаты обследования деловой активности малых организаций, проводимого ежеквартально Омскстатом, свидетельствуют о наличии негативных факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие малого бизнеса. Наиболее распространенным из них был фактор «недостаточный спрос на внутреннем рынке» (на него указали более 58,3% предпринимателей от числа принимавших участие в обследовании), что объяснялось снижением платежеспособности населения (темп роста реальных располагаемых доходов населения Омской области составлял 91,7% к уровню 2015 года). Большую распространенность получили негативные факторы «высокий уровень налогообложения» (отметили 41,7% участников обследования) и «высокий процент коммерческого кредита» (20,8%).
Три года подряд самым эффективным малым предприятием Омской области было ООО «Иртыш-Торг» («Еромолинские продукты»). С чего вдруг это ООО опустилось с 1 места до 55-го, не совсем ясно. Судя по параметрам, в 2016 году несколько подкачала финансовая устойчивость. Чуть-чуть. Если учесть, что выручка «Иртыш-Торга» по итогам 2016 года составила 1,7 млрд. руб. – это перекроет устойчивость любого другого предприятия. Чистая прибыль ООО была 89,1 млн. руб. при уставном капитале в стандартные 10 тысяч руб. Второе омское предприятие того же холдинга – ООО «Омск-Торг» было ликвидировано в октябре 2016 года.
Занявшее в рейтинге 2 место ООО Производственно-коммерческая фирма «Аргаиз» появилось на свет в декабре 2014 года, показало нулевые балансы в 2015-м и 379,9 млн. руб. выручки — в 2016-м (чистая прибыль 45,76 млн руб.). Занимается оно оптовой торговлей лесоматериалами, строительными материалами и сантехникой.
Занявшее 3 место ООО «Дилижанс», торгуя табачными изделиями и прессой, имеет за 2016 год выручку 505,88 млн руб. и чистую прибыль 37,64 млн. руб. Хотя создано было лишь 25 декабря 2015 года.
Большинство малых предприятий живет недолго. ЗАО «Медипарт-2000» заняло 14 место среди 965 самых эффективных, прекратило деятельность в августе 2017 года, реорганизовавшись в иное юрлицо — ООО «ОМС», но с той же деятельностью.