Дмитрий БЫКОВ
Время потрясений. 1900 – 1950 гг.
М.: Издательство «Э», 2018 год. – 544 стр.
Тираж 7 000 экз.
«Приводится по памяти»
Новые быковские тесты про любовь к литературе
Неутомимый Дмитрий Львович продолжает ковать железо, пока оно горячо: его новая книга создана по мотивам популярной программы «Сто лекций с Дмитрием Быковым».
Но в любом случае для поклонников русской словесности это толково и ко времени. В годы межвременья полезно прикинуть, чем жили думающие люди в России лет сто назад и что из этого думания вышло. Новая быковская книга – первая часть двухтомника, посвященного русской литературе двадцатого века. Рассказывая об истории ее написания, БЫКОВ поясняет: «Когда я пришёл однажды в гости на телеканал «Дождь», его создательница Наташа Синдеева спросила меня, какие программы я мог бы вести, и я придумал «Сто лет – сто книг». Берутся сто главных, с моей точки зрения, русских книг ХХ века, и про каждую коротко рассказывается. Никто тогда не верил, что мы запустим этот цикл и доведём его хотя бы до середины». Цикл довели до ума: Дмитрий Львович редко бросает дело на полдороге. А еще он прям и самокритичен: «Большинство цитат в этих лекциях – кроме совсем уж важных случаев – приводится по памяти, потому что мне стыдно было перед Сашей Яковлевой лазить в айфон и зачитывать фрагменты чужих текстов. Пусть будут неточности, у нас же не диссертация, слава богу. И вообще при редактировании этого текста мы старались не слишком сглаживать прямую речь, чтобы сохранить непосредственность и подарить вам эффект присутствия. Выбор книг субъективен. Выбор автором телеканала «Дождь» в качестве партнёра тоже субъективен – но больше меня на такой проект никто не позвал, а «Дождю» спасибо».
Е.К.
Фредерик БАКМАН
Здесь была Бритт Мари
Пер. со шв.
М.: Издательство Синдбад, 2018 год. – 416 стр.
Тираж 15 000 экз.
«Отметины на паркете»
Страсти и страстишки шведской разведенки
«Во всяком браке есть свои недостатки, потому что у каждого свои слабости. Всякий, кто живет рядом с другим человеком, учится справляться с этими слабостями по-своему. Можно, например, смотреть на них как на шкафы и научиться подметать пол вокруг них. Поддерживать иллюзию. Знаешь, конечно, что под шкафом накапливается мусор, но учишься заметать его поглубже, чтобы гости не увидели. А в один прекрасный день кто-нибудь сдвигает шкаф, не спросив разрешения, и мусор является на свет божий. Мусор и царапины. Отметины на паркете, которые так и останутся на полу. И уже ничего не поделать». Так думала Бритт-Мари. Кто она такая? Женщина, которая оставила мужа-предателя после сорока лет брака. Или, может быть, вправду с ней очень тяжело было жить? Она не выносит беспорядка. Ужинает в шесть вечера. Утром встает в шесть утра. Любит и умеет критиковать, но людям это не нравится. В общем, однажды привычный мир Бритт-Мари дает трещину, и она решает все изменить. Перебирается в Борг, крохотный придорожный поселок, медленно гибнущий под гнетом финансового кризиса, чтобы работать в местном молодежном центре. Неожиданно для себя заводит дружбу с крысой — и становится тренером местной футбольной команды. Взяв на себя заботу о мальчиках и девочках Борга, Бритт-Мари невольно вникает во все тонкости поселковой жизни. Швеция вообще не слишком громкая страна, но ведь бури бывают в душе у каждого. И желание найти свою гавань тоже.
Е.К.
Редактор/составитель: Сергей НИКОЛАЕВИЧ; Елена ШУБИНА
3 отеля, или Здравствуй, красивая жизнь!
Серия «Сноб»
М.: Издательство АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2018 год. – 432 стр.
Тираж 3 000 экз.
«Гранд-отели и гостиницы»
Из рассказов путешественников
Для советского человека отель был непременным признаком красивой жизни. Ладно бы еще гостиница, но отель... Примечательно, что книга о домах для приезжих вышла в серии «Сноб», иными словами, и по сей день отель не всякому мудрецу доступен. Как справедливо анонсируют издатели, «гостиница – одно из главных изобретений человечества. В полной мере это сумели оценить люди ХХ века, когда, в погоне за свободой, начали селиться в разные гранд-отели и гостиницы попроще. Ведь номер в отеле – это, в сущности, так легко, удобно и красиво. Впрочем, может быть, и очень сложно, накладно и даже смертельно опасно. В этом можно убедиться, читая истории Татьяны Толстой, Дениса Драгунского, Людмилы Петрушевской, Алексея Сальникова, Максима Аверина, Виктории Токаревой, Александра Кабакова, Саши Филипенко, Александра Васильева, Алисы Хазановой, Бориса Мессерера и многих других, собранные при участии журнала «Сноб» и компании ARS VITAE в книгу рассказов и эссе». Понятное дело, что многие из россиян могли бы порассказать теперь о своей жизни в отелях, но эффект все же будет не тот. В этой книге собраны профессионалы.
Е.К.
Серия «Мир СТРУГАЦКИХ»
Понедельник не кончается никогда
М.: Издательство «Э», 2018 год. – 320 стр.
Тираж 3 000 экз.
Реальность переконфигурировалась
Фактов всегда достаточно – не хватает фантазии
Сборник состоит из продолжений повести братьев СТРУГАЦКИХ «Понедельник начинается в субботу». Начинается он с Сергея ЛУКЬЯНЕНКО, как самого известного. Правда, его история – «Временная суета» – об остановке Колеса фортуны была опубликована еще в 1996 году в легендарном проекте Андрея ЧЕРТКОВА «Время учеников». Тогда еще мало кто знал и слово такое «фанфик» – вариация на тему известного литературного произведения. С тех пор продолжений повестей СТРУГАЦКИХ написано в разы больше, чем написали сами братья. Но даже самым талантливым так и не удалось подняться до уровня исходника. Лучше всех получалось у тех, кто не смотрел на классиков снизу вверх и не пытался подражать стилю, а высказывал свои соображения по поводу тех проблем, которые мучили Аркадия и Бориса Натановичей. Именно таким является Михаил ХАРИТОНОВ, он же главный редактор газеты «Русский Марш» Константин КРЫЛОВ. Опубликованный в сборнике «Рубидий», к сожалению, не дотягивает до его же «Факапа», где он, не погрешив ни против одного факта из «мира СТРУГАЦКИХ», полностью переиначил подоплеку событий «Полдня, XXII века»: мир оказался не таким светлым и добрым, но не менее концептуальным и плотным. В повести «Рубидий» дело происходит спустя 30 лет после событий «Понедельника...» – в наши 90-е годы, когда положительными героями начали становиться не «красные», а белые, а реальность переконфигурировалась. Заведующий отделом Линейного счастья Федор Киврин укатил Оклахому. Не ради денег, он ученый, который занимается счастьем, – это его тема: «А никакого счастья у нас в стране не осталось. Сотворить того, чего нет, нельзя. Вот Киврин и отправился туда, где оно есть. За предметом изысканий». Кристобаль Хунта организовал кооператив. Сам Александр Привалов изменился мало, если учесть, что в НииЧАВО рабочие дни не считались прожитыми, в зачет шли только выходные, проведенные вне институтских стен, знаменитое долголетие и трудолюбие магов получало иное объяснение.
mif1959