Послабление предусмотрено для пользователей транспортных карт, по «безналу» проезд будет стоить 25 рублей.
14 ноября на комитете Горсовета по вопросам ЖКХ и транспорта директор департамента транспорта Александр ВЯЛКОВ рассказал о состоянии транспортных средств и финансовом положении пассажирских предприятий. А уже на следующий день на комитете по финансово-бюджетным вопросам удивил всех новостью о намерении администрации увеличить проезд до 30 рублей.
Износ транспорта и долги
На сегодня в Омске эксплуатируется 504 автобуса, 140 троллейбусов и 92 трамвая. Основной проблемой пассажирских предприятий чиновник назвал высокий износ транспортных средств. Ситуация налаживается с автобусами, после закупки новых машин степень износа к концу года снизится с 71% до 48%.
В этом году приобретено в лизинг 100 автобусов среднего класса, которые уже работают на улицах города. Также администрация закупает 20 автобусов большого класса и 100 малого класса. Все эти транспортные средства работают на газовом топливе, в связи с чем у депутатов возник резонный вопрос, как их заправлять. Как рассказал чиновник, 20 автобусов будут переданы ПП № 8, поэтому на его территории планируется установить заправку. Кроме того, в конце ноября в город поставят передвижной заправщик, который сможет заправлять до 30 больших автобусов, а с наличием активного модуля – до 50.
На предложение парламентариев сотрудничать в этом направлении с АЗС «Газпром» и «Топлайн» ВЯЛКОВ заявил, что это вопрос не департамента транспорта, а других, высших органов власти.
Что касается финансового состояния муниципальных пассажирских предприятий, на 31 октября этого года ими уплачено 669 млн. рублей налогов и страховых взносов, что позволило снизить просроченную задолженность с 360 млн. рублей до 198 млн. рублей.
С июня по октябрь 2018 года пассажирские предприятия № 4 и № 7 и ПАТП № 2 направили на погашение налоговых задолженностей 23,8 млн. рублей. «До конца текущего года планируется в полном объеме погасить просроченную задолженность по налогам и страховым взносам по одному из этих предприятий», – отметил чиновник.
Как он отметил, просроченная задолженность сформирована за период с 2014 по 2016 год. У работающих предприятий нет на сегодня задолженности. МП «Электрический транспорт» и ПП № 8 не выделяют денежные средства на уплату пени. По словам ВЯЛКОВА, из 672 млн. 803 тыс. рублей пени заплачено 38 млн. 773 тыс.
Подорожание проезда
О своем намерении увеличить стоимость проезда до 25 рублей мэрия заявляла в октябре. 15 ноября в докладе директора департамента транспорта ВЯЛКОВА на комитете Горсовета по финансово-бюджетным вопросам прозвучала более подробная информация по переходу на новую систему транспортного пассажирского обслуживания.
Так, предлагается с 1 января 2019 года внести различия в стоимости проезда безналичным способом и наличными деньгами. По транспортной карте одна поездка будет стоить 25 рублей, а если горожанин рассчитывается «наличкой», ему придется заплатить 30 рублей. Как объяснил Александр ВЯЛКОВ, безналичный расчет будет проводиться посредством транспортной карты, карты Сбербанка, а также с помощью смартфона.
Депутата Олега АФАНАСЬЕВА удивила такая разница, и он предложил установить плату за проезд максимум 25 рублей.
Преимущество такой разницы в размерах оплаты проезда обозначил вице-мэр Олег ЗАРЕМБА. По его словам, более высокая стоимость билета в городском транспорте за наличные будет стимулировать горожан переходить на безналичный расчет, к тому же это гарантия того, что все деньги придут в казну.
Правда, некоторые депутаты усомнились в том, что весь городской транспорт будет готов принимать карты с начала следующего года. На что директор дептранса заявил, что муниципальный транспорт готов на 99%, вопросы остаются по частниками.
В защиту подорожания проезда чиновник сообщил, что больше двух лет не повышались цены на проезд, в то же время росли цены на дизтопливо, теплоэнергию, шины, мазут и т. п. Тариф на перевозку одного пассажира в этом году составляет 36 рублей, 22 из которых оплачивают горожане. Из доклада ВЯЛКОВА следует, что нужно уменьшить нагрузку на бюджет.
– Если мы оставим старую стоимость проезда, то на компенсацию транспортникам нам понадобится 930 млн. рублей. Если мы увеличим провозную плату с 1 января 2019 года до 25 рублей, то на эти цели уже потребуется 788 млн. рублей, – пояснил чиновник.
На комитете прозвучала и информация с заседания УФНС на прошлой неделе. Так, по данным налоговиков, муниципальные ПП перечислили в бюджет 600 млн. рублей налогов, а частные перевозчики – всего 68 млн.. Разница в 8 раз удивила парламентариев, однако они надеются, что новая система перевозок в городе искоренит серый рынок.
Администрация планирует со следующего года намеренно перейти на другую схему расчетов с перевозчиками. Сначала все средства, полученные от перевозок, будут поступать в бюджет, а потом перевозчик будет получать деньги по договору за пройденные километры. Но пока непонятно, как будут учитываться пассажиры, частникам с внедрением новой системы будет выгоднее проезжать остановки, набирая нужные километры.
По мнению председателя комитета по финансам Юрия ФЕДОТОВА, эта система перспективна, так как позволит вывести перевозчиков из тени – «там уже не скроешь доходы, на частных предпринимателей не растянешь».
Также он обратил внимание на способ начисления выплат по километражу: «Я хочу предложить установить стимулирование с учетом наполнения автобусов – чтобы был стимул у водителей перевезти максимум пассажиров. Автобус может заполниться на одной остановке и все, остальные остановки проезжать».
По предложению депутата АФАНАСЬЕВА народные избранники голосовали отдельно. За «заградительную» стоимость проезда в размере 30 рублей проголосовали 10 депутатов, семь – воздержались. В итоге комитет принял и это предложение, и решение проекта, представленное администрацией.
Окончательное решение по этому вопросу примут на заседании Горсовета.