Они против нездоровой конкуренции с крупными игроками
11 января президент Союза фермерских хозяйств Омской области Иван БРИГЕРТ, а также фермеры с многолетним стажем Юрий ЩЕРБАК, Юрий ЛАЗАРЕВ и Петр БУРМА поведали о жизни и насущных проблемах сельскохозяйственной отрасли в регионе. Поводом для встречи стало обсуждение будущего урожая 2018 года, объем которого может значительно сократиться из-за недальновидных действий властей.
Это объединение состоит примерно из ста фермерских хозяйств, при этом в Омском регионе зарегистрировано более 1600 КФХ. Согласно данным объединения всего в минувшем году фермерские хозяйства обработали половину посевных площадей области – 1,4 млн гектаров. Кроме того, собрали 1,5 млн тонн зерна, 65 тысяч тонн картофеля и почти 14 тысяч тонн овощей. С такими показателями КФХ впору работать на экспорт из региона. Да не тут-то было. Несмотря на удвоенные показатели урожая в 2017 году, получить весомую прибыль не удалось никому.
О будущем урожае
В прошлом году фермеры вырастили немалый урожай пшеницы, но не сумели его продать по планируемой цене.
– Почему-то в Омской области цены обрушились вдвое, такого не было с 2005 года, – возмущался г-н БУРМА. – В Краснодарском крае цены остались на прежнем уровне. Причины нам неизвестны.
Ситуация с урожаем 2017-го напугала их настолько, что в посевную 2018-го многие просто сократят посевной клин. Идти на столь крайние меры, фермеров понуждают и быстро растущая стоимость топлива и деталей для техники.
– Весной 2017-го нас собрали в минсельхозе и поставили четкую задачу вырастить качественный урожай, хлеб 3-го класса. Для этого нужно применить удобрение, фунгициды. Удорожание зерна пошло на 30-40%. Что мы получили? Мы получили уменьшение цены вдвое. Если в 2016-м цена составляла 7 – 8 тыс. рублей за тонну, в 2017-м – уже 4–5 тыс. рублей. И вот эти новые лимиты для области – да это ничего для нас для всех. И мы не знаем, что делать, обрушения такого уже давно никто не помнит… – возмущался БУРМА. –При этом в прошлом году у нас были какие-то свои резервы. Но если еще один такой год, многие фермеры не смогут решить этот вопрос.
– В этом году многие планируют уже не сеять, а оставить земли свободными, в щадящем периоде вырастить урожай с минимальными затратами, – дополнил ЛАЗАРЕВ.
О завышенных потребительских ценах
– Мы выполняем все требования правительства региона, получаем молоко по розничной цене 40 рублей за литр, при этом в крупных холдингах они уже доходят до 60-80 рублей, – рассказал ЩЕРБАК.
Фермеры отметили, что им по силам удержать цены на хлеб в пределах 10 рублей за булку.
– Только за этот год топливо подорожало на 8 рублей за литр, – прокомментировал в ходе встречи Петр БУРМА.
– Чтобы сегодня окупить 1 тонну дизельного топлива, нужно вырастить 10 тонн пшеницы. Представьте себе, как тут выжить. Конечно, снова будет удорожание, – рассказал ЛАЗАРЕВ. – Боронование провести нужно, сеялку запустить, химпрополку провести, внести средства защиты растений. Зерноуборочные комбайны нужно заправить, автомобиль, чтобы вывезти зерно, тоже нужно заправить. Поэтому сократим посевную.
О неподъемных кредитах
Как и всегда, жаловались на дорогие и малодоступные кредитные продукты омских банков, неповоротливость бюрократической системы, которая попросту не знает и не хочет видеть проблемы простого крестьянина.
– Кредит для фермера в 5% – это дорогой продукт. Ставка не должна быть выше 1 – 4%, – пояснил Юрий ЛАЗАРЕВ. – Если бы наше государство вкладывало столько средств, сколько на Западе, мы бы удивили не только всю страну, как это было с санкциями, мы бы и Китай обогнали по темпам роста аграрного сектора. Я уже просчитал план, как коноплю выращивать…
– Мы научены опытом прошлого года и провели специальное совещание с руководством Россельхозбанка, – дополнил БУРМА.
– Банк требует не только поручительства друзей-соседей, но и крепкую залоговую базу. Меня это не устраивало, поэтому я не получил ни одного кредита в данной организации, – дополнил ЛАЗАРЕВ.
По особым законам
Чтобы сохранить ЛПХ и хоть какое-то поголовье в селах и деревнях, России необходимо выйти из ВТО, заявил БРИГЕРТ. Его поддержал Петр БУРМА, который пояснил, что в нашей стране федеральные законы и нормативы, по их мнению, пишутся для крупных холдингов и конгломератов.
– Те законы, которые принимаются у нас, принимаются в основном для крупных хозяйств. Для мелкого бизнеса…. Он физически не может выполнить весь этот норматив федерального закона. Возьмем в качестве примера Закон об экологии. Нужно заставить все юрлица, даже ИП, получать предельно допустимый выброс. Это мероприятие длится 7 – 8 месяцев, нужно провести около 10 различных согласований. Мое хозяйство получает в третий раз, в общей сложности в этом году я заплатил 150 тысяч рублей, а самое главное, что ущерб моего предприятия составляет 23 рубля в год! – пояснил Петр БУРМА. – Про пожарную сигнализацию… Меня заставляли ее ставить в тех холодных складах, где не была подведена электроэнергия, не было пожарной опасности. И так любой закон…
Об отсутствии нормальной законодательной базы рассказал также Юрий ЩЕРБАК, который на ближайшие пять лет поставил себе задачу удвоить, а то и утроить собственные показатели. Вот только как – большой вопрос.
– Мне пришлось полностью перестраивать пропускник для специализированных животноводческих предприятий под требования, датированные 1975 годом. Это единственный документ, по которому работают надзорные органы… Понимаете, мы создали частное подворье, но не создали специального закона, регламентирующего нашу деятельность. Вот в этом вся загвоздка в России, и мы топчемся, потому что законы для огромных предприятий, а мы не можем финансово никак, – заключил ЩЕРБАК.