Все рубрики
В Омске четверг, 30 Марта
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,9781    € 83,4859

В Омске воспроизводят из картона и пластика первый железнодорожный мост через Иртыш

4 апреля 2019 11:13
0
1686

Диораму моста 1896 года постройки омичи смогут увидеть уже в мае во время Ночи музеев. 

27 марта Дом журналистов пригласил СМИ в Омскую крепость на экскурсию в мастерскую, где создается диорама первого омского железнодорожного моста через Иртыш. Президентский грант на ее создание в размере 499,4 тыс. рублей выиграла Межрегиональная общественная организация «Центр интеллектуального и творческого развития «Ноосфера».

Макет представит собой часть железнодорожного моста (около 70 метров) на правом берегу Иртыша, выполненную в масштабе 1:35. Именно этот кусочек увековечен на нескольких сохранившихся фотографиях, где только что построенное сооружение принимает комиссия (15 марта 1896 года). Создатели диорамы «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш» намерены точно передать не только конструктивные особенности моста, но и ландшафт, мартовскую погоду с присущим ей снегом, проталинами и даже фотографа, который делал снимок. «Леон Буланже снял комиссию, которая принимала мост. На фото все стоят, подняв воротники, видно, что, несмотря на март, ветер дул сильный», – рассказал о планах реконструкции Юрий ТЕТЕРИН, руководитель Центра интеллектуального и творческого развития «Ноосфера».

Над диорамой размером 1x2 метра сейчас работают трое специалистов. В итоге на макете появятся 65 – 70 фигур людей разных профессий, сословий, а следовательно, одетых в отличающиеся костюмы. К сожалению, на фотографии не видно деталей – отделки шинелей, пальто, тулупов, угадываются только силуэты и пуговицы. Чтобы правильно раскрасить фигурки, мастерам придется дополнительно искать информацию, как в принципе выглядела верхняя одежда того времени. «Чтобы покрасить одного солдатика, нужно сделать минимум 13 подходов. На каждый уходит около 5 минут. Что касается стоимости, то простая пластиковая фигурка стоит от 120 до 450 рублей. На диораме моста их будет около 70. А уже собранные и покрашенные фигурки оцениваются в 1500 – 1600 рублей», – поделился Юрий ТЕТЕРИН.

Информации о строительстве моста, его конструктивных особенностях сохранилось не много даже в архивах, поэтому в некоторых случаях создателям макета придется импровизировать. Правда, некоторые детали все-таки известны и весьма впечатляют: так, в мост было вбито 350 тысяч заклепок. Они использовались для соединения деталей вместо привычной нам сварки. На диораме заклепки тоже появятся, их предстоит изготовить из алюминия числом около 400 штук. Также для создания макета используются пластик, металл, переплетный картон, палочки от мороженого, зубочистки, карандаши, из малярных кистей получится отличная пожухлая растительность, торчащая из-под снега.

Это не первая диорама, созданная Юрием ТЕТЕРИНЫМ. В 2018 году он изготовил к 100-летию Марьяновских боев масштабный макет, при демонстрации которого ему пришла идея сделать диораму железнодорожного моста. «Когда спрашиваем детей, как называется наша железная дорога, выясняется, что о Транссибе не слышал никто. Глубина краеведческих познаний отрицательная. Мы с проектом «Омская игрушка» ездим по школам, показываем игрушку – «казачков». Приходим в шестой класс, спрашиваем: «Ребята, кто это, как вы думаете?». Молчание. Одна девочка, видимо, самая эрудированная, стала рассуждать логически: «Этот дяденька на коне. Всадник. Он ковбой?». Это не шутка, это первая ассоциация, которая ребенку пришла в голову!  О том, что до 1919 года наш край был казачьим, дети даже не подозревают. Наша диорама «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш» должна рассказать подрастающему поколению и омичам вообще, какую роль в жизни города и Российской империи сыграло строительство железной дороги, которую мы называем Транссибирская магистраль», – пояснил Юрий ТЕТЕРИН.

Интересно, что для диорамы марьяновского боя «Ноосфера» изготовила 240 фигурок бойцов и восемь из них «ушли» во время экскурсий школьников. Несмотря на достаточно серьезную стоимость и высокие трудозатраты, создателя макетов это не слишком огорчает, он пожимает плечами и с улыбкой замечает: хорошо, дети хоть так проявляют свой интерес к истории.

Изначально планировалось, что презентация макета «Омск. Транссиб. История моста через Иртыш» пройдет в День города, но сейчас рабочую группу переориентировали на Ночь музеев, которая состоится уже в мае. Сжатые сроки беспокоят Юрия ТЕТЕРИНА: «Не все зависит от нас. Например, паровозы сейчас в пути. И это только основы, чтобы из них сделать наши «овечки», нужна серьезная реконструкция, а следовательно, время. Конечно, будем стараться завершить все в мае. В данный момент степень готовности диорамы – 35 – 40 процентов».

Интересно, что в гранте срок реализации проекта указан совсем другой: с 1 февраля по 31 октября 2019 года. Один из пунктов проекта предписывает грантодержателю 2, 3 и 4 августа 2019 года (во время празднования Дня города) провести открытые экскурсии для омичей и гостей города Омска с  участием не менее 15 тыс. человек. После всех презентаций проекта диораму планируется передать в дар АУ «Омская крепость» для постоянной экспозиции.

Юрий ТЕТЕРИН поделился с журналистами и своими планами, рассказал, что вместе с другом Юрием ГРИШИНЫМ обдумывает следующие идеи: «Сейчас три диорамы находятся на стадии выкукливания. Все связаны с Омском, нашей историей. Они ярче и интересней, чем предыдущие. Было бы прекрасно, если бы помещение в Омской крепости, где мы сейчас работаем, стало диорамной мастерской. Хотели бы организовать и производство небольших диорам для омских школьных музеев, потому что они (если кто-то заходил, знает) представляют очень печальное зрелище – скучные и неинтересные».

Справка

Железнодорожный мост через Иртыш в Омске был построен по проекту инженера-строителя Николая Белелюбского в 1895 году. Первый состав по мосту прошел 31 марта 1896 года. В ноябре 1919 года при отходе войск Колчака мост был взорван, но уже весной 1920 года полностью восстановлен. В 1935 году рядом построили еще один железнодорожный мост, обеспечив большую проходимость Транссибирской магистрали. В 1994 году была возведена и третья ветка железнодорожного моста через Иртыш.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.