Владимир СОРОКИН
Нормальная история
М.: Издательство АСТ; CORPUS, 2019 год. − 224 стр.
Тираж 7000 экз.
«Столица. Вот слово, вроде бы все объясняющее и ставящее на место. Но пожуешь его, пожуешь и выплюнешь: мало в нем проку, ничего по сути не проясняет. Ну, столица. А образ ее каков? Суть в чем? Место, где стоит вертикаль власти. Это понятнее. Город начальства. Город, в который несут и везут со всех концов страны. И едут с челобитными. Например, из горного Алтая. Едут с челобитными на лошадях по горным тропам, с кожаными кошелями серебра, потом пересаживаются на «мерседесы» с мигалками, укладывают кошели в багажники, едут дальше…» Это цитируется текст «Москова» из сорокинской колонки, опубликованной в августе 2009 года в журнале «Сноб». Как уточняют издатели в аннотации, в сборник «Нормальная история» вошли статьи и эссе, написанные и выходившие в 2010-е. Автор не изменяет любимым темам: еда и питье как проявления национального характера, Москва и Берлин, взаимопроникновение жизни и литературы. Из небольших заметок вырисовывается точный портрет двухтысячных. Сегодня тем более интересно полистать давно изданное, на дворе то уже вот-вот две тысячи двадцатый. Есть и вовсе чистая старина − тексты о художественной среде восьмидесятых, сформировавшей СОРОКИНА как писателя. Называя последнее десятилетие существования СССР «разрывным временем», когда «процесс стал теснить состояние», СОРОКИН показывает, как стремительно разрывало тогда привычную картину мира, отказывалось от рамок неподцензурное искусство. «На картах географических Москва круглая. Яйцо эдакое, с белком спальных районов и желтком центра. А в желтке − бордовый треугольник: Кремль. Как зародыш в яйце из-под деревенской курицы».
Е.К.