Нидерландский взгляд на русское искусство.
Шенг СХЕЙЕН
Авангардисты. Русская революция в искусстве. 1917-1935
М.: Издательство КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2019 год. – 512 стр.
Тираж 4000 экз.
«Авангард – это не направление и не стиль в искусстве и, на мой взгляд, не теория. Авангард – это менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в каждой фибре их души, в их убеждениях и поведении. Авангард носил радикальный характер, в том смысле что отвергал существующий порядок, загнавший искусство в угнетающее прокрустово ложе академических канонов. Только в качестве методов борьбы с этим гнетом художники использовали не камни, ружья или бомбы, но провокационные акции, перформанс и эпатаж, а также высмеивали «общественный вкус», — утверждает Шенг СХЕЙЕН (перевод Екатерины Асоян. Шенг СХЕЙЕН родился в 1972 году в Маастрихте, Нидерланды. Закончил Лейденский университет по кафедре славистики. Один из ведущих специалистов по русской культуре и истории ХХ в., готовивший несколько выставок русского искусства в Нидерландах и Великобритании. Его докторская диссертация была посвящена Сергею Дягилеву. В 2008–2009 годах Шенг СХЕЙЕН служил атташе по культуре Посольства Нидерландов в Москве. Итак, как же обстояли дела с русским авангардом? «Эффективные действия большевиков и их прагматическое использование власти начали приносить свои плоды. Сотрудничество с большевиками вознаграждалось привилегиями, и немногие художники и интеллектуалы могли позволить себе роскошь проявления принципиальности в то опасное время». Или так, к примеру: «В1919 году московский мир искусства был захвачен новой полемикой, проходившей в первую очередь в коридорах свободных мастерских. Молодые педагоги и студенты искали ответ на вопрос о роли художника в новом обществе демократизированного труда и радикального равенства».
Е.К.