Все удовольствия разом: поездные страхи, шпионские шифровки, итальянские разборки.
Татьяна КРАВЕЦ, фото автора
На картинах о Венеции чаще всего отражается один романтический сюжет – скользящие по Гранд-каналу гондолы. Это понятно: увидев наяву такой кадр, невозможно забыть!
А мои визиты в уникальный город оказались живописным клубком – к романтизму добавились экспрессионизм, модернизм, кубизм! Была трижды, последний раз в сентябре этого года, и почти всегда случались неожиданные ситуации. (О последнем наводнении не говорим – форс-мажор). В поисках выхода из разных курьезных положений я узнала другую Венецию – не только романтичную, но и иронично-бытовую, уютно-старинную.
Быть может, мои этюды для кого-то окажутся не только увлекательными, но и полезными.
Про воображение и асимметрию
Когда в полночь поезд тронулся, я поняла, что нахожусь в вагоне одна. И стало страшно. За окнами жуткая темень, вокруг ни души, а двери в купе стеклянные…
На поезде я поехала в Венецию первый раз. Из Сан-Ремо, где отдыхала. Увидела на вокзале в расписании, что есть ночной переезд – всего шесть часов в одну сторону, и рука сама потянулась к кассе! Как не посетить самый уникальный город планеты?! Где родились Казанова (ох, любовь!) и Марко Поло (ах, путешествия!), и много что еще произошло за 15 веков ее истории.
Купила билет в вагон второго класса, где в купе друг против друга были расположены по три кресла. Сиденья выдвигались друг к другу, спинки откидывались назад и получалось огромное спальное место. Поехала…
…Ночь, темень, одна. Воображение разыгралось: входит бандит, я кричу, но никакой помощи! Решила закрыть дверь на защелку. Увидела над дверью маленький рычажок – что-то вроде задвижки «открыто-заперто», какие были у нас раньше в поездных туалетах. Я потянула за рычаг и – отлетела!
Поезд тряхнуло, он резко остановился, в тот же миг дико завыла сирена. От ужаса я сжалась в углу в комок. Минут через пять минут в дверях появились люди в зеленой форме. Мелькнула мысль: «Сейчас штраф потребуют!». Пришедшие что-то покрутили – сирена смолкла. Я сидела и лишь повизгивала, как щенок: «Скузи, скузи (извините)…». Жестами они показали мне, чтобы не приближалась к тому устройству. Поклялась! Поезд снова тронулся. Очухавшись, я наконец смогла понять, что это был стоп-кран! И тут же разозлилась: что это за кран – ни пломб, ни надписей, как у нас в России?!
Прошло, наверное, минут пятнадцать, прежде чем поняла, что замерзаю – кондиционер, встроенный в раму окна, работал на полную мощность. Выключателя не нашла и не придумала ничего лучше чем укрыться… газетой (неужели читать собиралась на площади Сан-Марко?). Разделила ее на страницы и стала укутывать себя. Чуть повернулась и «покрывало» развалилось. Снова стала лепить страницы по частям тела… Не помню, сколько это продолжалось, но в конце концов уснула.
Прибыв утром на железнодорожный вокзал Венеции – станцию Санта-Лючия – казалось, и думать забыла о ночных «забавах». Не тут-то было!
Только увидела причал с гондолами – как магнитом потянуло. Присоединилась к паре русских туристов. Отчалили и сразу стали друг друга фотографировать. Вдруг мне захотелось сменить фон и поменяться местами с попутчиками. Встала, чтобы перейти на их сторону, но тут… Гондола как накренится! Меня как качнет! Гондольер как закричит:
– Седерси, седерси! (Сидеть!)
Плюхнулась на место. Однако гондола продолжала опасно раскачиваться. Понадобилось время, чтобы выровнять ее. Уже дома узнала, что лодки имеют асимметричную конструкцию: один борт выше другого для уравновешивания веса гондольера, стоявшего лишь на одной стороне. И сиденья установлены с учетом этого баланса. А тут я – с переносом своего веса…
Надо ж было умудриться за несколько часов получить такой взрыв эмоций! По живописным меркам – экспрессионизм с его «внутренним острым восприятием окружения» и «драматизмом переживаний».
Плавность бытия
– Вот так расслабились! – ахнула я, войдя в бассейн отеля городка вблизи Венеции. А как было не удивиться, если в крытой части (переходящей в открытую) на лежаках постояльцы в купальных костюмах просто… спали.
Этот бассейн с термальной водой в городке Абано Терме несколько лет назад стал прелюдией ко второму визиту на венецианские острова (30 минут друг от друга). В горячих источниках в далеком ноябре решила укрепить душевные силы перед будущими «оглушающими» эмоциями (как забыть первый приезд!).
Уже через два дня я присоединилась к отдыхающим у бассейна. Потому как местные термальные источники содержали йод и бром. Чудо-коктейль для расслабления и сна. И нервы успокаивались по полной программе: мир вокруг приобретал новые краски, уходила тревога, движения становились плавными.
«Плавной» была и дизайнерская мебель в отеле: кресла, диваны, пуфики – все оригинальной формы: в виде капли, волн моря или пляжных песочных холмов. Супермодерн! (Кстати, в определении стиля «модерн» указывается именно на округлость линий и декоративность.)
Можно представить, с какой бодростью после СПА-сеансов я устремилась в город на 118 островах.
– Ого! Да как же это?! С ума сойти! – разволновалась я, когда приблизилась к главной площади – Сан-Марко. Ступить оказалось можно лишь на мостки, установленные по периметру. В Венеции начался сезон высокой воды!
Пробралась по мосткам ближе к центру и замерла – глядя на воду. Прямо на глазах из-под плит она прибывала, прибывала, прибывала… Как будто внизу бурлил подземный фонтанчик. Завораживающее зрелище! (Про последнее наводнение так, конечно, не скажешь). В тот визит, от души нагулявшись по мосту Риальто или районам Дорсодуро, Сан-Кроче, Кастелло, всегда возвращалась на площадь Сан-Марко. Вечерние огни, высокая вода, зеркальная поверхность, отражение арок, башен, куполов…
Античная архитектура с «плавным декором» современности приобретала удивительно волшебный облик.
В плену поворотов и… подушек
На карте все было просто: от остановки Сан Анджело на Гранд-канале пройти вперед 300 метров, затем левый поворот, еще 200 метров и налево – мой отель. Однако первая прямая оказалась ровно 10 метров – дальше поворот за поворотом и сплошные мосты. Вышла на перекресток, которого не было в распечатках. Что за чертовщина? Раньше приезжала, отель быстро находила, а сейчас потерялась в лабиринте венецианских улиц. Вернулась на остановку Сан-Анджело, второй раз двинулась строго по карте – тот же перекресток.
В голове зашли шарики за роли… Ой, уголки за повороты. В общем, полный кубизм по определению – «перекомбинированные предметы в абстрактной форме». А если прибавить усилия по подъему-спуску чемодана на ступеньки бесконечных мостов, то и фигура скособочилась в духе Пикассо.
Но главное, вечерело, и мне реально грозило остаться на улице. И теплая погода – плюс 26 градусов – душу не грела. Но тут вдруг осенило! Я же делала распечатку отзыва, где простыми словами указывалось, как добраться. Нашла: «На площади Сан-Стефано встать между двух кафе, спиной к площади, пройти вперед по улице 20 метров, повернуть налево, через десять метров тупик и вход отеля». Прямо шпионская шифровка. Однако не до капризов.
– Где находится площадь Сан-Стефано? – бросилась я к работнику ближайшего магазина (итальянский немного знаю). Он показал рукой назад – на площадь, с которой я только что пришла. Я забыла про «спасибо» и радостно ринулась обратно.
Окинула взглядом пространство, нашла нужное место, встала спиной и пошла по улице. Прошла мимо того же работника (он лишь рот раскрыл от удивления), дошла до первого угла, повернула и – есть тупик. А где отель?
Осмотрелась – три стены по периметру: на одной – дверь кафе и столики на улице, в другой – арка и утопленная в стену дверь с кованой железной решеткой, третья – почти сплошная. А где отель-то? В анабиозном состоянии подошла к кованой двери и прислонилась. Вдруг взгляд упал сквозь решетку… Мама дорогая, внутри – стойка как в отеле и человек как портье!
Это был мой отель – в трехэтажном старинном здании. Без крыльца, вывески, лифта, с крутыми ступеньками. Нет, название утром я обнаружила, но вверху на стене и до входа в арку к утопленной двери – а кто задирает голову в поисках отеля?! Зашла в номер и обомлела – дворцовый стиль и царское ложе с балдахином. И шесть подушек! Переложила пять на одну сторону, затем соединила разные размеры, еще поменяла… Уголки, прямоугольники, квадраты… Опять какая-то кубическая абстракция. Не удержалась, написала в соцсетях:
– Кто знает, куда, кроме головы, подушки приспособить?!
– Под ноги повыше – профилактика всего, – тут же прилетел совет от знакомой.
– Они разные по мягкости. Кладешь под голову ту, что больше нравится, а потом меняешь, – подсказала другая приятельница.
Посмеялась. А ночью, проснувшись, на автомате… поменяла подушку! Вот же царская аура! Как в душу проникает!
Ссора по-итальянски, эспрессо по-русски
– Какой противный официант, – сказала я сама себе и встрепенулась: надо же, а думала, что уже стала толерантной по самую маковку! Потом успокоилась, ведь в сердцах чего не скажешь.
Тот красавчик-официант меня очень разозлил. Я спросила про одно блюдо, он мне навязал другое. Принес, я говорю, что не нравится, что хотелось мясного горячего, а он только разводит руками... Съела его холодную мясную нарезку (очень проголодалась), расплатилась и пошла. Пошла разбираться с хозяевами – почему у них так происходит?!
– Аспетто, скузи (подождите, извините), – пять лет не общалась по-итальянски, но в острый момент вспомнила разные слова и выдала: – Я говорила официанту, что хочу другое блюдо, а не это…
– Скузи, аспетто, – перебила меня хозяйка кафе. – Если он принес и вам не понравилось, то надо было сразу отказаться, а вы съели…
– Аспетто, скузи, – не отступала я, – но ведь я сразу сказала, что не нравится, а ваш официант не предложил поменять…
В общем, это была настоящая громкая итальянская ссора! В стиле что ни есть неприукрашенного реализма – отражала бытие «через призму мирских правил».
– Аллора (итак) – выдохнула хозяйка. – Верну вам часть денег. Так хорошо?
В итоге вместо 22 взяли 16 евро. Странные подсчеты, конечно. Ну и что, что я все холодное съела. Могли бы совсем не брать. Ругалась-то я не хуже ихнего!
Потихоньку успокоилась. А утром меня ждала еще одна неожиданная реальность местных кафе.
В благостном состоянии я решила присесть выпить кофе на площади Сан-Марко. Знала, что дороже, чем везде, но какие виды – Собор, Кампанилла, Дворец дожей, причалы, гондолы. Кофе-эспрессо стоил 6 евро против обычной цены 3 евро – не особо разорительно. Целый час наслаждалась! А потом принесли счет… 12 евро! Как выяснилось, взяли плату за живую симфоническую музыку. Опешила, но через минуту развеселилась. Эспрессо с шиком – вполне в духе широкой русской души.
Два глотка кофе за 1000 рублей... Кто пробовал? Честно – гораздо вкуснее, чем за 200 рублей (три евро).
P.S. Об искусстве
Почему-то захотелось рассказать о Венеции на фоне живописи. С позиции дилетанта, однако… Такой фон показался подходящим для отражения картинок жизни. К тому же я старалась (не надо усмехаться!) вникнуть в теорию искусства!
А за настоящей живописью – конечно, в Галерею Академии, где хранится самая большая коллекция полотен представителей венецианской школы. Известная писательница Дина Рубина обращала внимание на изображение рук: «руки на картинах венецианцев – Тициана, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне – не менее выразительны, чем лица. Они восклицают, умоляют, спрашивают, требуют, гневаются и ликуют…».
Ох, а мои руки все-таки просят сопоставления со стилями живописи воспринимать с толикой воображения и улыбкой!