Все рубрики
В Омске воскресенье, 24 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Незабываемые 3,5 тыс. километров с женой и собакой

18 февраля 2021 10:06
1
4683

Обозреватель «Коммерческих Вестей» тестировал популярный компактный кроссовер по пути от Омска до Санкт-Петербурга, и тот показал себя настоящим самураем. 

Автопробег из Сибири в Северную столицу во второй половине ноября (почти по всей России он считается зимним месяцем) – не самая здравая идея. Но русский человек в массе своей любознателен, редко прислушивается к голосу разума, да и не придумали еще лучшего способа познакомиться со страной и оценить качество автомобиля, чем длительный автопробег. За тысячи километров федеральных и региональных трасс все участники этой авантюры (включая собаку) вдоволь налюбовались на бесконечные российские поля и леса, замерзшие реки, холодные синие озера, на большие и малые города, дураков на дорогах, а также на доблестных офицеров ДПС. Если коротко, во всех регионах, через которые проезжали, дороги оказались существенно лучше, чем в Омской области. Ну а Mazda СХ-5 подтвердил свою репутацию комфортного, крепкого и надежного автомобиля.

День первый
Омск–Тюмень. 650 километров. Федеральная трасса Р-402

Разумеется, мы ехали из Омска в Санкт-Петербург не наобум. Месяца три готовились к этой поездке морально. За пару месяцев до старта стали приучать собаку к переноске, которую планировали разместить на заднем сиденье автомобиля, за полтора месяца стали подбирать оптимальный маршрут, выискивая в Интернете полезную информацию от бывалых автотуристов, в том числе о состояния покрытия различных федеральных трасс, которые ведут из Сибири в европейскую часть России.

Маршрут прокладывался, разумеется, вместе с супругой, с учетом зимних погодных условий, то есть возможности снегопадов и низких температур, а также предельно короткого светового дня (согласитесь, одно дело, когда машину заваливает снегом на дороге днем, и совсем другое – в темноте). Поскольку спешить мне было особо некуда, я прикинул, что рулить лучше по-стариковски, не торопясь, гарантированно проезжать за день 700-800 километров, а потом хорошо отдыхать в промежутке. Ну а какой смысл храбриться, мчаться сломя голову, чтобы потом падать от усталости и ночевать в подозрительных придорожных мотелях вповалку с дальнобойщиками?

После долгих колебаний и расчетов маршрут мы выбрали не стандартный, через Пермь, Киров, Ярославль, Вологду, по федеральным трассам Р-402, Р-351, Р-242, Р-243 и М-8 «Холмогоры». Ночевок запланировали не три, а четыре – в Тюмени, Перми, Шарье и Вологде. Как уверяли местные автолюбители в своих блогах, ям на дорогах можно не опасаться, покрытие там не просто хорошее, а во многих местах почти идеальное, недавно отремонтированное. Зато меньше камер, контролирующих скоростные режимы, и движение на северном направлении менее напряженное, чем на печально знаменитых федеральных трассах М-7 «Волга» и М-5 «Урал». Да и суетливую Москву нам хотелось объехать дальними тропами.

Перед стартом Mazda СХ-5 (2 л., атмосферный, 150 л.с., передний привод, 6-ступенчатая АКПП) был помыт, переобут в отличную шипованную резину (Nokian Hakkapeliitta 7), проверен у дилера, дабы не подвела ненароком в дороге электроника, аккумулятор автомобиля мы не забыли зарядить на полную, бак залили под самую крышку, на заднее сиденье взгромоздили мобильный собачий домик, а багажник загрузили до отказа чемоданами и продуктами в дорогу. Не хотелось отравиться каким-нибудь беляшом или шашлыком в придорожной забегаловке «У тети Клавы».

За первый участок пути, дорогу до Тюмени, я опасался больше всего, если честно. Заранее проверить достоверность страшилок, сочиняемых народом про эту дорогу, было как-то недосуг, вот я и думал, как многие, что нет ничего страшней нашей «трассы смерти». Оказалось, что федеральная трасса Р-402 не так уж и страшна. Дорога действительно не самая веселая в РФ. На сегодняшний день – единственная, соединяющая европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком в обход дружественного Казахстана, и водителям большегрузов просто некуда деваться, все едут по узкой асфальтовой полосе между Омском и Тюменью, собираясь в длинные вереницы.

Тащиться в хвосте конвоя из 15-20 тяжелых грузовиков со скоростью 70-80 км/час – не самое большое удовольствие, да и бесконечно обгонять бесконечные фуры тоже весьма утомительно, особенно при плотном встречном потоке, который для тюменской трассы – обычное дело, но если автомобиль достаточно мощный, шины надежные, голова на плечах имеется, чтобы проявлять необходимую выдержку и осторожность при маневрах, то в светлое время суток риски минимальны. А вот снежной зимней ночью – это да, лучше на такую дорогу не выезжать без крайней необходимости.

На качество дорожного полотна жаловаться не буду, на всем протяжении трасса Р-402 «приведена в нормативное состояние», и до нормативной сотки можно разгоняться без опаски. Но вот качество уборки снега на территории Омской и Тюменской областей почему-то различается. Пока мы ехали по омской земле, то заметенные снегом обочины казались обычным делом. Ну да, в снегопад трудно приходится нашим доблестным дорожникам. Но как только проехали Крутинку и границу с Тюменской областью, все волшебным образом изменилось, до самого горизонта растянулась отлично расчищенная черная полоса с великолепной разметкой. Может, в Тюмени снег какой-то другой?

До Тюмени мы останавливались всего пару раз, и очень ненадолго, только ноги размять, ну и собаку выгулять. Еще разок тормознули на заправке. Но вписаться в световой день все равно не удалось. В столицу первого со стороны Сибири уральского региона мы въезжали уже в сильных сумерках. Владелец апартаментов, арендованных через Booking.com (в гостиницах не хотели останавливаться из-за нелюбви российской индустрии гостеприимства к братьям нашим меньшим) заверял, что ночевать мы будем в центре Тюмени. Ну так себе у них центр, как по мне.

День второй
Тюмень–Пермь. 700 километров. Федеральные трассы Р-351 и Р-242

В Тюмени слегка затянули с завтраком, выехали только в девять местного, о чем неоднократно пожалели вечером (солнце село за 200 километром до Перми, и пришлось рулить уже в полной темноте, шарахаясь от многочисленных фур, несущихся по встречке). Тюмень, где я был фактически впервые, запомнилась солнечной и морозной. При свете бросились в глаза высотные тюменские новостройки, многочисленные развязки в разных уровнях, не всегда понятные для новичков, а также широкие улицы, плотно заполненные автомобилями. Тюменских пешеходов я не приметил.

До Екатеринбурга всего-то 330 километров, плевое дело. Да еще и по отличной дороге – федеральной трассе Р-351 (часть европейского маршрута Е22). На выезде из Тюмени все это именуется Московским трактом. Первые 25 километров (до деревни Успенки) тюменские дорожники расстарались, построили по две шикарные полосы в каждую сторону. По состоянию покрытия, разметки и дорожной инфраструктуры – почти Европа. Мне на несколько минут даже показалось, что я каким-то чудом перенесся в Германию и опять оказался на одном из автобанов Федеральной земли Баден-Вюртемберг.

На трассе Р-351 встретились несколько новых широких участков, кое-где еще стояла дорожная техника, и мне стало сильно любопытно, к чему все это. Вечером решил загуглить, несмотря на усталость. Как оказалось, Росавтодор мечтает к 2025 году сделать всю дорогу от Тюмени до Екатеринбурга четырехполосной с разделением встречных потоков, чтобы от одного города до другого можно было добираться максимум за три часа. Ну что тут сказать? Живут же люди!

В Тюменской области нарвался на местную ДПС. Сначала было ощущение, что два доблестных офицера ждали на обочине именно меня, уж так они были вежливы и гостеприимно улыбались, глядя на мои омские номера, но нет, оказалось, парни просто сидели в засаде на лоха, который неосторожно пересечет сплошную, завершая маневр обгона. Пересек я сплошную на самом деле или нет – большой вопрос. Во время опасного действия думаешь, как правило, о безопасности, а не о разметке. Ну а видеорегистратора у меня нет. Вернее, он есть, просто недосуг было зацепить его на лобовое стекло перед отъездом. Был самонадеян, думал, что мой iPhone справится со всеми задачами, заменяя мне и навигатор, и антирадар.

Спорить с профессионалами я не стал, разумеется. И минут за пятнадцать мы достигли консенсуса. Пока топтались на обочине, успели обсудить и проблемы современной журналистики, и международную повестку, и научные интересы моей супруги, и зачем мы везем с собой собаку из Омска в Санкт-Петербург. Он сообщил, что мне будет не очень удобно бегать по приезде в суд для рассмотрения протокола, ведь я хороший человек, в сущности, а ему очень не хотелось наказывать хорошего человека строго. Потом мы сели в патрульную машину и окончательно расставили точки в нашей интеллигентной беседе.

Не сказать, что я сильно расстроился, но после встречи с ДПС место за рулем все же уступил супруге. Пил чай из термоса, а она рулила до самого Екатеринбурга. Столицу Урала мы миновали по Объездной дороге, задерживаться там в наши планы не входило, впереди нас ждали 360 километров, которые, как я догадывался, будут утомительными, поскольку мы уже тогда сильно отставали от графика. Но кое-что я все же успел заметить, когда объезжали Екатеринбург. В частности, огромные жилые микрорайоны на окраинах и лесопарковые массивы вдоль Сибирского тракта и Объездной дороги. У нас такие сосны растут лишь на многострадальном чернолученско-красноярском пятачке, а под Екатеринбургом чуть ли не сотни квадратных километров удивительной красоты.

На сине-белой АЗС пополнили запасы топлива, сходили в туалет и выгуляли собаку. Не хотелось потом останавливаться еще раз. Да и приятно было прогуляться под корабельными соснами. Навигатор без проблем вывел на федеральную трассу Р-242 (Екатеринбург-Пермь). На выезде из столицы Урала тоже оказалась четырехполосная дорога, что порадовало. Но радовались мы недолго, неприятно ухудшилась погода. Не то чтобы сильный снег повалил, просто опустилась сверху какая-то туманная морось.

До сумерек управляли автомобилем по очереди. Все же через Урал переезжали. Хотелось праздника. Ожидали, что вот сейчас наконец-то увидим настоящие красоты. А где им еще быть, как не между Екатеринбургом и Пермью? В детстве из окна поезда Урал казался мне чудом. Однако вдоль федеральной трассы Р-242 чудес нет. Ну да, трасса оказалась весьма извилистой, поскольку проходит практически по хребту Уральских гор, у нее много спусков и подъемов, иногда затяжных, из-за чего там во множестве расставлены знаки, запрещающие обгон, но каких-то особых красот я вспомнить не смог уже спустя неделю.

Радоваться уральской природе, кстати, сильно мешали тихоходы, которых на Р-242 оказалось особенно много. В силу плохой видимости приходилось снижать скорость до 60 км/час и тащиться порой по полчаса за длинной вереницей большегрузов, ожидая благоприятного момента, чтобы обогнать очередной караван. Чаще всего проблемы создавала спецтехника, непонятно как оказавшаяся на федеральной трассе, и еще всех тормозили почему-то малотоннажные грузовички в красно-белой корпоративной раскраске популярной сети алкомаркетов.

Как только стало темнеть, я сменил супругу за рулем. К шести вечера видимость упала практически до нуля. А до цели оставалось еще минимум 200 километров. И фары в этой уральской темноте почему-то были бесполезны (только на следующий день я сообразил, что они, как и номера, быстро заляпались грязью, нужно было их регулярно протирать). Не скажу, что в такой обстановке мне удалось сохранять полное спокойствие, местами меня одолевало сильное беспокойство, переходящее в панику. Но вскоре я сообразил, что нужно прицепиться к очередному идущему впереди большегрузу, пусть скорость передвижения снизится, зато не придется шарахаться от встречки. За мной в свою очередь прицепился какой-то белый Lexus, за ним еще кто-то, и так мы все вместе миновали этот сложный участок.

В полусотне километров от Перми федеральная трасса Р-242 превратилась из Золушки в принцессу, стала хорошо освещенной шестиполосной дорогой, где можно разгоняться до 110 км/час. Даже мой навигатор удивился, увидев самую настоящую автомагистраль. В прежней реальности такое было невозможно. Товарищи по потоку резко ускорились. Мгновенно обогнал и исчез за горизонтом белый Lexus с пермской домохозяйкой за рулем, пришлось и мне утопить педаль в пол. После долгой тошниловки в полной темноте приятно было, черт возьми, разогнаться по хорошо освещенной трассе до 125 км/час. Когда впереди показались огни Перми, я даже пожалел, что это случилось так быстро.

День третий
Пермь–Шарья. 800 километров. Федеральная трасса Р-243

Пермь – еще один уральский миллионник. Построен традиционно на слиянии двух рек (Камы и Чусовой), считается крупным промышленным центром, по населению самую малость уступает Омску, основан на несколько лет позже. Нынешним летом ему тоже было присвоено звание «Город трудовой доблести». В общем, в темноте у меня возникало стойкое ощущение, что опять оказался дома. Хотя нет, дороги там все же чуть лучше, чем в Омске. И развязок в разных уровнях побольше. Хотя их я особым достоинством для города не считаю.

С учетом предыдущего опыта встали мы максимально рано, в семь утра уже выехали, чтобы оставить запас времени на вечер. За Пермью у нас был последний шанс свернуть на популярную федеральную трассу М-7 «Волга» (подъезд М-7 к Перми совпадает с федеральной трассой Р-243, которая проходит через Киров и Кострому), но мы по-прежнему не хотели проезжать через московскую агломерацию. И убедились в своей правоте почти сразу, когда основной поток фур потек на юг по М-7, к Ижевску, Набережным Челнам и Казани по самой короткой дороге в столицу, а мы в гордом одиночестве двинули на север.

Трасса Р-243 «Кострома-Киров-Пермь» получила статус федеральной только в 2016 году, после чего обрела покой и федеральное финансирование. Последние четыре года дорогу непрерывно улучшают. До этого, как говорят, асфальтобетонного покрытия на участке от Костромы до Шарьи практически не было, а средняя скорость движения на этом участке не превышала 35-55 км/час. К 2018 году нормативно-эксплуатационное состояние трассы не дотягивало до 30%. Осенью 2020 года местные дорожники отчитались о завершении основных ремонтных работ. И я могу подтвердить: не соврали. Покрытие там теперь отличное.

Весь день мы с супругой рулили по очереди. Собака спокойно дремала в своем мобильном домике, динамично делая свои дела на коротких остановках. Трафик до самого Кирова был   минимальный. Асфальт во многих местах совсем новый, даже еще без разметки. Видно было, что ремонты закончились совсем недавно. Даже временные желтые знаки дорожники не успели убрать, что немного раздражало, по правде говоря, приходилось без всякой необходимости притормаживать до 30-50 км/час. Впрочем раздражение быстро проходило, трасса оказалась красивой и рельефной, ее проложили в свое время по живописным холмам Верхнекамской возвышенности. Мы, как и все, ждали красот от Уральских гор, а настоящая красота поджидала нас совсем в другом месте. Так до самого Кирова и удивлялись. Кто бы мог подумать?

И темнота, кстати, в тот день не настигла неожиданно. Закат был очень долгим, а когда угасающее светило окончательно упало за горизонт и перестало посылать последние лучи, тускло освещавшие дорогу, до гостиницы в Шарье (в этой забытой богом дыре не удалось найти апартаменты) оставалась всего сотня километров. Пустяк. И встречка вечером была на удивление редкой. И обгонять по темноте приходилось не часто. И фары уже освещали дорогу так, как надо. И ближние, и дальние. Продемонстрировали всю свою японскую LED-мощь. Ведь я не забыл их протереть чистым снегом во время короткой остановки. 

У Р-243 обнаружилась всего парочка минусов. Первый – практически полное отсутствие АЗС (нас это не беспокоило, мы заправились в Перми, а потом пополнили бак в Кирове). Второй – страшноватые пустые деревеньки с черными покосившимися избами вдоль новых обочин. Раньше мне казалось, что все нищие и убогие деревни России стоят вдоль дорог в Омской области, но Кировская область, пожалуй, даст фору Сибири. Впрочем уже на следущий день я убедился, что окончательные выводы делать рано, с кировскими черными избами могут посоревноваться вологодские.

Окончание в следующем номере
Комментарии
Маргарита 18 января 2022 в 19:17:
Классные записки. Читаешь с удовольствием! А будучи проездом по тем же дорогам, вспоминается свое путешествие! Мишка молодец, что выдержал такое путешествие! Хорошо, когда есть супруга, сменяющая тебя за рулём!!!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Из лучших ресторанов»

Издательство Бослен выпустило в свет второе издание книги Василия ХОРСТА «Отдых и еда на ВДНХ. Архитектурно-гастрономическое путешествие. 1939–1989» (2024 год; 496 стр.; тираж 1000 экз.). 

23 ноября 22:39
0
251

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.