Создание инфраструктуры в Омске для катания на электросамокатах может взять на себя инвестор.
13 апреля в Международном пресс-центре МКР-Медиа состоялся брифинг начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД РФ по Омской области Натальи БОБЫЛЕВОЙ. Спикер отметила, что разрабатывается закон о средствах индивидуальной мобильности, который придаст правовой статус электросамокатам, моноколесам и сигвеям:
– Пока нет никаких изменений в правилах дорожного движения, водитель самоката приравнивается к пешеходу и обязан соблюдать ПДД как пешеход. Однако в Омске много участков, где сложно передвигаться на самокате. Случаются ситуации, когда владельцы самокатов или пользователи арендных устройств едут по краю проезжей части, где отсутствует тротуар или велодорожка,есть неровности, мягкая, грязная обочина, отмечу, что они все равно обязаны двигаться как пешеходы навстречу автомобилям, не наоборот.
Неделей ранее, 4 апреля, московский кикшеринг Whoosh заработал в Омске. По данным ГИБДД, в городе можно взять в аренду 700 устройств, в ближайшее время их число должно увеличиться до 1056. Управление также обязуется разработать листовки, где будут отображены основные правила передвижения на электросамокатах, позже появятся ограничения по скорости передвижения на электросамокатах и список мест, где будет запрещено на них передвигаться.
Дело в том, объяснила БОБЫЛЕВА, что если развить большую скорость, то можно получить серьезную травму при падении (или столкновении):
– В данный момент Госавтоинспекция работает с собственником сервиса по аренде электросамокатов. Мы разъясняем, где лучше не размещать самокаты, и планируем проработать вопрос как ограничить допуск несовершеннолетних к ним. По опыту других городов могу сказать, что вполне возможны варианты, когда на некоторых участках сервис ограничивает скорость, а некоторые участки полностью исключает из маршрута.
Примечательно, что в городских парках кататься на электросамокатах нельзя. Об этом сообщил еще восьмого апреля официальный телеграм-канал «Городские парки Омск»: «Проката электросамокатов на территории парков нет. По поводу велодорожек – там другой скоростной режим. Парк – место массового пребывания людей, пешеходная зона, и в настоящее время нет соответствующей инфраструктуры для электросамокатов».
БОБЫЛЕВА подтвердила:
– Многие парки уже запретили прокат электросамокатов на своей территории, есть участки, где также планируется запрет, каждый собственник может принять это решение и контролировать его. Каждый участник дорожного движения должен понимать, что самокат не транспортное средство, это средство индивидуальной мобильности.
В тот же день, 13 апреля, мэрия Омска потребовала убрать электросамокаты сервиса с улиц, назвав их «самовольно размещенным движимым имуществом» в 136 местах в Омске. Администрация потребовала от Whoosh убрать самокаты до 22 апреля, в противном случае управление дорожного хозяйства и благоустройства вывезет их на охраняемую стоянку. В компании парировали:
– Действующим законодательством РФ не предусмотрена необходимость согласования деятельности по шерингу электросамокатов с какими-либо государственными и муниципальными органами или получение какого-либо согласования для размещения электросамокатов на общедоступных территориях, с учетом того, что ООО «Вуш» не устанавливает каких-либо парковочных конструкций и максимально органично вписывает электросамокаты в существующую городскую инфраструктуру. Тем не менее, являясь социально ответственным бизнесом и основываясь на опыте взаимодействия с администрациями городов присутствия сервиса, компания проинформировала мэрию Омска о планах по запуску сервиса и представила проект соглашения, основанный на аналогичных соглашениях с другими городами присутствия (в том числе Москва, Санкт-Петербург, Тюмень и так далее), в котором оговариваются правила работы сервиса, парковки самокатов и обязательства сервиса по обеспечению порядка и безопасности использования электросамокатов Whoosh. Мэрия города Омска отказалась от подписания соглашения и по непонятным для нас причинам решила перейти от диалога к санкционной и ультимативной риторике в публичном пространстве.
Кикшеринг Whoosh работает с 2019 года в 40 городах России. По сообщениям прессы, его парк составляет 85 тысяч электросамокатов. Сложности в виде штрафов за неправильное размещение устройств, за захламление или сужение тротуаров возникали у ООО «Вуш», и в некоторых городах власти решили проблему достаточно жестко: в Казани, например, в 10 раз сократили число стоянок для электросамокатов, закрыли для них часть дорог и ограничили скорость до 10 или 15 км/ч.
В Омске предпринимателям пошли навстречу. 18 апреля в именном телеграм-канале мэр нашего города Сергей ШЕЛЕСТ сообщил о проведении рабочей встречи с заместителем генерального директора ООО «Вуш» Сергеем ЛАВРЕНТЬЕВЫМ: «Считаю необходимым выстроить нормальные, рабочие отношения с компанией и цивилизованно решить вопрос с размещением самокатов на территории города. Договорились, что представители омского филиала соберут и передадут в округа необходимые документы для выдачи разрешений на парковку самокатов – в рамках действующего законодательства. Параллельно будем рассматривать и альтернативные варианты взаимодействия. Вся эта история вполне может работать в системе тендеров, что позволит увеличить поступления в бюджет города. Увидел со стороны Сергея Владимировича заинтересованность в нашем рынке и готовность к конструктивному диалогу. Проговорили перспективы создания инвестиционной программы, в которой можно прописать все инфраструктурные аспекты, в том числе создание специализированной среды для использования самокатов, велосипедов и другой подобной техники».
Станислава САМОХВАЛОВА, Варвара ПАВЛИК