Все рубрики
В Омске понедельник, 22 Июля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 88,0206    € 96,0371

Артем АВЕРЧЕНКО: «Оборудование здесь не главное. Основа – мозги»

4 июля 2024 10:03
0
581

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод», высокотехнологичного предприятия, имеющего свой научно-технический центр и понимающего важность продвижения молодых ученых, исследователей и разработчиков. 

В ОмГТУ разрабатывают технологию, позволяющую управлять лабораторным оборудованием вуза прямо из дома. Обозреватель еженедельника «Коммерческие вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО заинтересовалась идеей, встретилась с руководителем проекта, старшим преподавателем кафедры «Средства связи и информационная безопасность» ОмГТУ Артемом АВЕРЧЕНКО и узнала, как появилась идея, когда она будет реализована и кого, кроме студентов, заинтересует.

– Артем Павлович, расскажите, для чего нужна ваша технология и зачем управлять лабораторным комплексом из дома.

– На моем курсе выполнение лабораторных работ предполагает создание прошивки для цифровых микросхем: студенты записывают прошивку на реальную отладочную плату, а затем смотрят, как она отвечает. Но обычно на занятии не хватает времени, чтобы завершить лабораторную работу и проверить, как все функционирует на реальном железе. А ведь это самое интересное! Поэтому мои студенты после занятий могут прийти в лабораторию. Вы видели, сейчас там занимаются человек семь. Когда же в 2020 году наш вуз ушел на дистанционное обучение, проверка функционирования оборудования стала вообще нерешаемой проблемой. Тогда и возникла идея – обеспечить возможность доступа к оборудованию из дома, что мы и делаем. Было несколько вариантов. Я общался с коллегами из Санкт-Петербурга, Москвы. Они работали над похожей технологией – сделали удаленный доступ к компьютеру, к которому была подключена видеокамера. Студенты могли подключаться, загружать прошивки и смотреть, как все происходит (но не могли воздействовать на плату). Но данный вариант оказался не жизнеспособен, поскольку каждый студент считает себя суперхакером и хочет что-то улучшить на удаленном компьютере. И мы стали думать, как такую систему организовать безопасно с точки зрения структуры.

– На каком варианте вы остановились?

– Студент заходит на сайт, загружает свою прошивку на сервер, а тот ее отправляет на отладочную плату. Через видеокамеру, которая направлена на плату, пользователь в реальном времени видит картинку, может даже воздействовать на ситуацию – переключать кнопочки на сайте. Они передаются на отладочную плату. Тем самым он понимает – работает прошивка правильно или нет. Москвичи реализовали подобную систему, но у них все происходит не в реальном времени: система загружает прошивку, дополнительно создается и загружается скрипт входных воздействий, после студент получает видеозапись процесса.

– А как вы обеспечили безопасность оборудования?

– Студенту на сайте позволено только загружать прошивку и воздействовать переключателями. Других возможностей у него нет.

– Когда ваша технология заработает?

– Надеюсь, что к сентябрю мы ее запустим. Мы работаем с ПЛИС – программируемыми логическими интегральными схемами. Это микросхемы, на базе которых собирается, проверяется и отлаживается большинство цифровых устройств. И отладочные платы как раз предназначены проверить работу различных модулей. Их плюс в том, что они исключают схемотехнические ошибки и ошибки монтажа.

– Кроме студентов кому еще будет интересна данная разработка?

– «Плисоводство» – очень специфичес-кая отрасль, но мы нужны практичес-ки всем, кто занимается разработкой собственных микросхем. На ПЛИС работают, например, ОНИИП, ЦКБА. В прошлом году на конференции в Санкт-Петербурге встретил заинтересованных людей. Кроме того, система ведь может работать не только с ПЛИС, но и с чем угодно. Я вижу коммерческий потенциал у данного проекта.

– Тема возникла в пандемию?

– Мы начали работать над ней намного раньше пандемии, но именно 2020 год показал, насколько тема актуальна. Сначала студенты в рамках своих дипломов проверяли возможность дистанционной загрузки прошивки, организации онлайн-управления и т. д. Прошлым летом в рамках студенческой «IT-лаборатории» собрали большую часть проекта. Но тогда не смогли его завершить по причинам, связанным с сетевой безопасностью в институте. Сейчас эти вопросы находятся на стадии решения. Основной конструктив был собран моими студентами на летней практике, некоторые программы писал я. Все по отдельности уже работает, но есть вопросы к скорости, нужно дописать сайт и создать единую структуру. Мы долго шли к этому решению. Нужно было и оборудование купить… А после 2022 года оно сильно подорожало.

– О каких суммах идет речь?

– ОмГТУ для реализации проекта выделил миллион рублей. Однако если раньше отладочные платы мы приобретали по 70 тыс. рублей, то в 2023 году их цена выросла до 250 тыс. рублей. Пришлось искать другие варианты.

– Сколько студентов одновременно смогут зайти на ваш сайт и работать?

– Это больная тема. У нас в проекте пока одна отладочная плата (изъятая из учебного процесса) и одна видеокамера. Следовательно, одномоментно может работать один человек. Важно отметить, что отладочная плата – очень сложное устройство, у которого много функций, при текущей реализации используется лишь около 10% ее возможностей. Сейчас мы разрабатываем собственные отладочные платы. Они станут основой для развития системы и увеличения количества рабочих мест.

– Если на оборудование вам выделили миллион, то гипотетически какова примерная цена разработки?

– Оборудование здесь не главное. Основа – мозги. На железо нам выделили средства, но всю работу мы делаем своими силами и с помощью студентов. Я недавно договорился с факультетом информационных технологий и компьютерных систем о привлечении их учащихся. Завлекаем чем можем. Своих подключаем. Понятно, что компетенций у них не хватает – заодно и учим. Один мой студент, которому эта тема понравилась, несколько лет занимался проектом. Сейчас он учится в аспирантуре в Москве.

Для меня важно, чтобы студентам было интересно учиться, поэтому на первом курсе общаюсь с каждым и узнаю, чем увлекаются, зачем пришли в ОмГТУ. Когда одна студентка призналась, что в школе занималась экологией, мы стали эту тему раскручивать. Так появился еще один интересный проект – экологический мониторинг. Была написана научная статья по этой теме. Уникальность ее составляла 99%. Она вышла, а через несколько месяцев я наткнулся на новость, что студенту из другого города выделили грант на реализацию его экологической программы. Открываю текст, а там почти слово в слово наша статья. Тем не менее студентка успешно защитила диплом по данной теме и сейчас работает в радиотехнической отрасли.

– Кадры разъезжаются?

– Да, и это тоже проблема! Ты вкладываешь силы, знания в человека, он развивается, но понимает, что в Омске не все радужно, и для продолжения учебы выбирает уже не наш город. Люди едут за вполне конкретными вещами. У каждого свои приоритеты. Если эти вещи появятся в Омске, может быть, отток сократится.

– Вы сами учились очень хорошо и даже попали в книгу рекордов Омской области.

– Да, за то, что имею четыре красных диплома. Сначала я учился в ОЛТУГА. Первый красный диплом получил за основную трехлетнюю программу, второй – за повышенный уровень там же. В 2009 году я окончил ОмГТУ – тоже с отличием. Получил диплом инженера по специальности «Средства связи с подвижными объектами». А потом, когда открылась магистратура, еще два года проучился и там. Таким образом, стал обладателем четырех красных дипломов. Первый раз в аспирантуру я поступил в 2011 году, но не окончил ее по семейным обстоятельствам. В 2023 году снова начал учиться в аспирантуре. Надеюсь, на этот раз все получится. Пишу кандидатскую диссертацию на тему ошибок ПЛИС при старении – как их можно отслеживать и исправлять.

Биография

Артем АВЕРЧЕНКО родился 25 августа 1983 года в селе Ирбейском Красноярского края. Через год семья переехала в Омск. В 2000 году окончил среднюю школу №108 в Омске и поступил в Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского. В 2004 году окончил колледж и поступил в ОмГТУ на радиотехнический факультет. Трудовую карьеру начал с должности лаборанта на кафедре «Физика» ОмГТУ в 2004 года. С 2007 по 2012 год – техник, затем инженер в ООО «Микроникс». С 2012 года работает на кафедре «Средства связи и информационная безопасность» в ОмГТУ: сначала младшим научным сотрудником, затем ассистентом, а с 2017 года – старшим преподавателем.

Женат, воспитывает двоих детей.

Проект «Инноваторы» выходит при поддержке ООО «Омсктехуглерод».

® РЕКЛАМА

ООО «Омсктехуглерод»,
ИНН 5506066492

Фото Максима КАРМАЕВА

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.