Ученые-иностранцы, работавшие в России, оставили ряд описаний нашего города XVIII столетия
На протяжении всего 2016 года историк Сергей НАУМОВ рассказывал на страницах газеты «Коммерческие вести» о событиях, происходящих в Омске за его 300-летие. Прошел год 300-летия и проект завершился. И теперь мы решили на сайте «КВ» напомнить читателям все эти газетные истории. 100 дней подряд: каждое утро – по одному рассказу из прошлого нашего города:
Достоверные сведения об истории Омска XVIII века крайне скудны. Немного мы знаем о том, как жили обитали первой и второй Омских крепостей, мало сохранилось описаний быта первых поколений омичей. И поэтому бесценными источниками для нас являются путевые заметки, оставленные выдающимися учеными-путешественниками того времени.
В июне 1734 года Омскую крепость посетил «историограф Российского государства» Герхард Фридрих Миллер (1705-1783), внесший огромный вклад в развитие российской науки (на фото сверху вместе с Бухгольцем).
Один из авторов знаменитой «норманнской теории» происхождения Русского государства Миллер родился в городе Херфорде в Вестафалии. Получил начальное образование в местной гимназии, которой руководил его отец и продолжил обучение в Лейпцигском университете. В ноябре 1725 года молодой ученый был приглашен в Россию в только что созданную Академию наук и художеств. В 1730 году Миллер стал профессором. За несколько лет жизни в Петербурге он сумел проникнуться культурой чужой ему страны и всерьез увлекся историей России. С 1732 года он издавал сборник статей «Sammlung Russischer Geschichte» («Собрание по Российской истории»), знакомивший читающих иностранцев с неведомой для них жизнью в далекой России.
В 1733 году началась подготовка «Великой северной экспедиции» в которой по заданию академии наук принял участие и Миллер. В Омской крепости он пробыл два дня, с 27 по 29 июня 1734 года. Сохранилось его описание Омской крепости: «В крепости строения имеется церковь Сергия Радонежского, чудотворца, гауптвахта, канцелярия, двор командующего офицера и двор управительской и казармы. За крепостью, по обеим сторонам реки Оми, стоят многие обывательские дворы, из которых Омская слобода состоит… Близ крепости сделан через реку мост. Гарнизон сей крепости состоит из 150 человек солдат да в 200 человек казаков, над которыми капитан команду имеет <…> Правда, что в бытность мою там в 1734 году крепость была четырехугольная и только палисадом обнесенная, из которых каждая сторона содержала в длине по сто сажен. Но как на другой год в Селенгинск я прибыл, и там застал господина Бухольца бригадиром и комендантом, то он меня обнадежил, что заложенная им крепость подлинно так сделана была, как она прежде описана. Называли ее по ея положению Омскою крепостью. Она отстоит от Тары в 277 верстах, а от Тары до Тобольска считается 435 верст…».
Другим выдающимся ученым XVIII столетия посетившим Омскую крепость, стал Петер Симон Паллас (1741-1811), знаменитый естествоиспытатель, географ и путешественник, «природный немец» «отдавший», по выражению В. И. Вернадского, «всю жизнь России».
В 1767 году Екатерина II совершила путешествие по Волге. Находясь под впечатлением от поездки, императрица приказала организовать несколько экспедиций, результатом которых должно было стать составление описания всех территорий Российской империи в географическом, социальном, этнографическом и прочих отношениях. Для осуществления замысла нужны были опытные ученые-натуралисты. К реализации масштабного замысла были привлечены корифеи европейской науки: Самуил Готлиб Гмелин-младший, Иоганн Петер Фальк и Иоганн Готлиб Георги. В Сибирь отправилась экспедиция под научным руководством Петера Симона Палласа.
Итоги сибирских экспедиций 1768-1774 года были выдающимися. Палласу (на рисунке снизу) удалось собрать богатейшие коллекции по ботанике, геологии, географии, зоологии и этнографии, ставшие достоянием мировой науки и составившие основу коллекций Кунсткамеры и музея Берлинского университета. Труд «Путешествие по разным провинциям Российского государства» стал фундаментальной работой по изучению природы и истории нашей страны.
Проезжая по Московско-Сибирскому тракту в мае 1771 года Паллас посетил Омск в этапный период его истории. За пять дней пребывания в Омске академик Паллас имел возможность осмотреть и достраивающуюся новую крепость, и старую (первую) в последний период ее существования.
Омск встретил выдающегося ученого весьма прохладно. Источники позволяют нам полагать, что начальство крепости (к тому времени Шпрингер уже умер) просто не понимало значения экспедиции Палласа и до петербургского гостя никому не было дела. Но, несмотря на неоднозначный прием, Петер Симон Паллас оставил об Омской крепости лестный отзыв. В те дни Паллас напишет: «Одна часть старой крепости будет сломана и старую соборную церковь также разломают, а оставятся током кладбище, на коем воздвигают ныне монумент над гробом покойного генерал-поручика фон Шпрингера, напротив того из слободу старую церковь перенесли на левый Оми берег, и по обеим сия реки сторонам построено небольшое предместие для казаков и отставных с одним токмо ретрашментом <…> Сия Новая, весьма выгодное положение имеющая, Омская крепость укреплена весьма прекрасным образом по новым воинской архитектуры правилам, и с 1768 года, когда она начата, выстроено оной под смотрением своего основателя весьма много».
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Петра Вибе, Николая Вехова, Александра Лосунова
При поддержке и с использованием рисунков передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".
Первая публикация — в газете "Коммерческие вести" от 17 февраля 2016 года. Если Вам есть чем дополнить или уточнить эту историю — пишите в комментариях.
Продолжение завтра.