Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны
В прошлый раз мы вспоминали о подвигах омичей на полях сражений Великой Отечественной войны. Война принесла нашим землякам много горя. Но как ни страшно это звучит, именно война дала новый мощнейший толчок развитию городов Сибири. В 1940-е годы Омск превратился в один из крупнейших индустриальных и экономических центров страны. Предприятия и институты, эвакуированные в наш город в 1941 году, обусловили процесс формирования местной промышленности на десятилетия вперед.
Так, например, в стенах Омского сельскохозяйственного института им. Кирова разместился Ленинградский завод «Прогресс», оборудование которого монтировалось прямо в учебных аудиториях. Предприятие выпускало военную оптику – прицелы, бинокли. Кстати, именно на изготовлении артиллерийских прицелов в Омске был занят сборщик-механик Всеволод Бобров, в будущем известный советский футболист и хоккеист.
Омский Сибзавод им. Борцов Революции уже в первое военное лето принял в своих корпусах харьковский завод «Поршень», одесский завод «Красный профинтерн». К весне 1942 года на Сибзаводе было налажено производство боеприпасов – корпусов мин, а позднее противотанковых снарядов и реактивных снарядов для знаменитых катюш. Выпуск мин осуществлялся без прекращения производства основной довоенной продукции – комплектующих деталей для тракторов, которые использовались на фронте в качестве тягачей для артиллерийских установок.
Омский авиационный завод № 166, известный нам как ПО «Полет», был создан на основании объединения московского завода опытных конструкций № 156 и тушинского серийного завода № 81 им. Молотова. Новый завод принял под свое крыло конструкторское бюро Андрея Туполева, запорожский моторостроительный завод № 29 и завод № 288 из города Кимры.
Уже в 1941 году здесь начали выпускать изделие 102 – высотный бомбардировщик главного конструктора Владимира Мясищева и осваивать военный самолет ТУ-2 – скоростной пикирующий бомбардировщик Туполева.
С конца 1942 года завод начал выпускать истребитель ЯК-7, ставший грозой для «фокке-вульфа», затем производить ЯК-9У. Из 14 тысяч самолетов этой конструкции 3300 выпущено в Омске. На ЯК – 9У, преимущественно Омского завода, летали асы полка «Нормандия – Неман», где техническое обслуживание самолетов легендарной эскадрильи, осуществлял бывший работник отдела «100» нашего завода Николай Ремизов.
В августе 1941 года в Омск из Запорожья был эвакуирован моторостроительный завод им. Баранова. Первые авиационные двигатели были собраны уже в октябре. Всего за годы войны завод имени Баранова выпустил более 15 тысяч моторов для военной авиации.
Из Ленинграда в Омск был эвакуирован телеграфный завод им. Козицкого, который в феврале 1942 года отправил на фронт первую партию танковых радиостанций 10-Р. Омский завод «Электроточприбор» дал фронту почти 75% малогабаритных и переносных электроизмерительных приборов и 100% электрических аппаратов для торпед и морских мин. Омский паровозовагоноремонтный завод принял на своей территории оборудование Ворошиловградского и Брянского паровозостроительных заводов. Так был создан завод № 173 танковой промышленности в Омске. В мае 1942 года с омского завода отправилась на передовую партия танков Т-34. 19 апреля 1944 года завод направил в действующую армию танковую колонну «Сибиряк», построенную на средства заводчан. Кроме этого, работники завода сдавали средства на танковую колонну «Омский комсомолец» и авиаэскадрилью с аналогичным названием.
Круто изменилась с началом войны и жизнь Омской картографической фабрики. Большинство мужчин и некоторые женщины-специалисты ушли на фронт. В цехах остались работать женщины и подростки. Вскоре в коллектив картфабрики влились сотрудники московского полиграфкомбината им. Молотова, после чего была произведена коренная техническая перестройка всего производства: смонтированы три двухкрасочные офсетные машины и одна однокрасочная. Отпуска во время войны отменялись, а выходные дни были крайне редким явлением. 207 человек штата фабрики работали столько, сколько было нужно, чтобы выполнить все заказы в срок.
Эвакуированный ленинградский завод № 206 выпускал гидролокаторы и шумопеленгаторы. В центре города – «в крепости» разместилось производство маячной аппаратуры для освещения маяков. Для Красной армии в Омске шилось обмундирование, обувь, одежда, производились подсумки, ремни и другое снаряжение.
Сергей НАУМОВ
При подготовке полосы использованы материалы публикаций Александра Колесникова
При поддержке и с использованием рисунков передачи "Удивительное рядом. Омская версия" телеканала "Продвижение".
Первая публикация — в газете «Коммерческие вести» от 18 мая 2016 года. Если Вам есть чем дополнить или уточнить эту историю — пишите в комментариях. Продолжение завтра