В 1910 году в Омске насчитывалось 7 электротеатров
9 января 1897 года газета «Степной край» известила омичей о том, что «в скором времени прибудет в Омск величайшее открытие конца XIX столетия — аппарат-кинематограф, живая движущаяся фотография. Аппарат передает в одну секунду 15 живых движущихся сцен».
И вот, в воскресенье 12 января 1897 года в Манеже Омской крепости состоялся первый сеанс. Были продемонстрированы пять картин: Человек-змея, Гимнастическое упражнение на трапеции, Столярная мастерская, Купальня, Улица Парижа, Приход поезда железной дороги. В настоящее время сохранилась лишь небольшая часть улицы Манежной, на нее выходит парадное крыльцо школы-гимназии № 19.
На первом этапе кинематограф рассматривался как увеселительный аттракцион. «Живые фотографии» демонстрировались публике после спектакля, концерта. Сеансы были короткими, по 15—20 минут, фильмы были несовершенными, в основном демонстрирующие движение. В первые годы в Омске работают заезжие кинематографисты, представляющие американские, французские, шведские и другие кинофирмы. Пробыв несколько дней и показав имеющийся запас картин, киногастролеры переезжали в другие города и «крутили» киноленты до полного их износа.
Значительную роль в становлении Омского кинематографа сыграл театр-цирк П. К. Сичкарева, построенный в 1898 году в юго-западной части Любинского сада (в настоящее время здесь, на углу улиц Партизанской и К. Либкнехта, находится корпус педагогического университета им. А. М. Горького). В этом здании постоянно проводились сеансы кинематографа. А в конце января 1907 г. здесь состоялось открытие стационарного электротеатра «Одеон», на первом представлении которого зрителям было показано «4 больших отделения всемирной новинки» («Степное эхо» № 17, 23.01.1907 г.).
В январе 1908 года француз К.П. Лоранж на Дворцовой улице открыл в Омске стационарный «Омский кинематограф-театр» в доме купца 2-й гильдии Г. Л. Баранова. Это здание сохранилось до наших дней. На его базе и на месте магазина «Любая вещь» (деревянное здание находилось на углу Новой ныне Чкалова) и Дворцовой (ныне Ленина) в 1934 году было построено знание, в котором сейчас размещен авиационный техникум им. Жуковского.
В мае 1909 года появляется электро-театр «Иллюзион», в начале августа в здании Общественного собрания (бывший театр музыкальной комедии) открывается «Ново-Американский электротеатр».
В октябре фотограф А. А. Антонов в двухэтажном особняке на углу Тобольской и Губернаторской (ныне Орджоникидзе и Красногвардейская) открывает кинематограф«Двадцатый век» («Омский вестник» № 152 4.10.1909 г.).
В июне 1909 г. «Омский вестник» (№ 78, 28.06.1909 г.) сообщил, что омский предприниматель, владелец пивоваренных заводов Миней Яковлевич Мориупольский обратился в городскую управу с ходатайством о разрешении ему строительства кинематографа в «Детском саду» (ныне сквер напротив органного зала).
Вторая половина десятых годов ХХ века характеризуется не только массовым открытием новых кинематографов, но и строительством специальных зданий для них.
4 октября 1909 года уже состоялось открытие первого в Омске специально построенного здания для кинематограф-театра «Прогресс». Это было деревянное, достаточно вместительное здание размером 12,1 х 8 сажен (24 х 16 метров), рассчитанное на 400 зрителей. В новом электро-театре по тем временам были созданы максимальные удобства: оборудованы ложи, фойе и буфет, построена своя электростанция.
Активизация кинопроизводства в большой степени была обусловлена увеличением спроса на новые ленты в связи с широким развитием сети кинематографов (к 1913 году на территории России насчитывалось уже 1400 кинотеатров). Не исключением в этом был и Омск. Как писал «Омский вестник» (№ 4, 6.01.1910 г.), «местных предпринимателей буквально охватила «электротеатромания». Омск насчитывает 6 электротеатров. С 3 января к ним присоединился седьмой, открытый в Атаманском хуторе — «Модерн».
Следует подчеркнуть, что в этот период электротеатры не только открывались, но и часто закрывались, меняли своих хозяев и названия, а также перемещались из одного здания в другое.
Репертуар электротеатров был обширен и разнообразен. В первые годы преобладали видовые фильмы, рассказывающие о красотах природы, спортивных состязаниях, путешествиях и выставках: «Санкт-Петербург», «Поперек через Францию Париж—Леон—Марсель», «Выставка собак», «Грандиозный водопад в Швеции», «Египет прошлого», «Ловля лосося в Канаде» и т. д.
Но с каждым годом репертуар Омских электротеатров все больше и больше пополнялся художественными фильмами, снятыми по известным произведениям, отражающими события прошлого и бытовую жизнь современников. Вот как выглядел репертуар в январе 1916 года: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Сашка-семинарист», «Гнездо шпионов», «Загубленная молодость», «Любовь и кровь», «Матильда», «Истерзанное сердце», «Розы любви» и т. д.
Нельзя не отметить такую важную сторону в деятельности кинематографа того периода, как благотворительность.
Благотворительные сеансы в Омских электротеатрах проводились регулярно. Они тщательно готовились, широко рекламировались с указанием, в пользу кого устраивается сеанс. А затем в печати публиковалась итоговая информация. Сборы от благотворительных сеансов передавались учащимся школ и училищ, сиротским приютам, раненым воинам, Красному Кресту и т.д.
Однако в истории становления кино не все выглядело так благородно и гладко. В отношениях зрителей с владельцами кинематографов часто возникали серьезные недоразумения и курьезы.
Зрители нередко жаловались на плохой подбор кинокартин, быстроты смены кинокадров и невозможность прочитать пояснительный текст, на духоту и стесненность в кинозалах, на плохие концертные программы в антрактах и перед началом сеансов, а иногда и на грубость владельцев.
Так, «Омский вестник» в мае 1909 г. писал: «Постоянные жалобы посетителей на чистку карманов любителями чужой собственности в зале кинематографа заставили администрацию повесить на стене залы дощечки, гласящие: «Берегите карманы». И публика бережет: держит кошелек в руках, а иначе при такой давке и толкотне уберечься нельзя».
Серьезной критике был подвергнут театр «Салон» за концертные программы. «Кинематограф театра «Салон» подносит публике «гастроли» знаменитых артистов – певцов г.г. Сандаловых и Андреевой. Эти безголосые господа на деле представляют собой куплетистов низшего разбора, и театр, заманивая публику широковещательными афишами, угощает слушателей, в том числе женщин и детей, бездарными и при том скабрезными куплетами, от которых вянут уши и краснеют даже невзыскательные люди». («Омский вестник» №261 2.12.1910 г.)
Из книги Аркадия ЕРМАШОВА "Кино в Омске и Омской области. Прошлое и настоящее"
Фото http://retrostreets.com/