«Независимый топливный союз» предлагает отменить акцизы на бензин и демонополизировать отрасль.
Цены на АЗС снова начали ползти вверх. При том, что до 1 марта еще действует соглашение российского правительства с ВИНК о так называемой «заморозке» цен. Январский «скачок» уже произошел из-за повышения НДС до 20% и роста акцизов в 1,5 раза. В связи с этим предлагаем читателям сайта репортаж со все еще актуальной пресс-конференции, посвященной «катастрофе, разворачивающейся на российском топливном рынке», которая состоялась в информационном агентстве «Национальная служба новостей» в Москве 21 ноября и ранее была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести». Пресс-конференция интересна для омского читателя еще и тем, что «Независимый топливный союз», куда входят небольшие собственники АЗС из 24 регионов страны, возглавляет омич Павел БАЖЕНОВ. Итак:
Кто виноват
Цены на топливо в этом году растут практически по всей стране, от этого страдают не только автомобилисты, но и предприятия малого бизнеса, которые не могут закупать бензин и дизель оптом. Пресс-конференция была своеобразным ответом на заявление компании «Роснефть», которое она сделала 31 октября: «Сегодня мы наблюдаем провокационную кампанию, инициированную рядом независимых АЗС, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России».
В студии федерального информагентства ситуацию, что называется, разложили по полочкам четверо участников частного топливного рынка: президент «Независимого топливного союза» (НТС) Павел БАЖЕНОВ, глава аналитического центра НТС Григорий БАЖЕНОВ, коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» (Архангельская область) Игорь ЕФРЕМОВ и директор и совладелец сети АЗС «Олви» (Самарская область) Олег БУЗИН.
«Независимый топливный союз» – это ассоциация владельцев независимых АЗС, в которую входят 38 компаний (более 400 автозаправок). До апреля 2016 года она называлась НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры». Ее президент Павел БАЖЕНОВ – омич, в 2010 году (в 24 года) он стал совладельцем и управляющим сети омских автозаправок (компания ООО «Октан – 2000»), в 2014 году основал ОАО «Национальная топливная сеть», куда вошли независимые заправки.
Бывший омич Павел БАЖЕНОВ на пресс-конференции попытался ответить на два исконно русских вопроса – кто виноват и что делать:
– Мы убеждены, что в сложившейся ситуации есть всего две первопричины – недальновидная экономическая и налоговая политика со стороны регулятора и монопольная природа российского топливного рынка. Что касается экономической политики регулятора, то важно понимать, что внутренний рынок налогов предусматривает значительно больше, чем экспортный. Экспорт становится более интересным, и объемы с внутреннего рынка уходят вовне, и нам с вами их не хватает. И начинаются колебания и скачки. Налоговый маневр нефтяной отрасли, который начался в 2014 году, предполагал, с одной стороны, увеличение НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых, снижение экспортных пошлин в связи с тем, что мы предпринимаем меры по входу в ВТО, а с другой – снижение акциза на топливо. Но вместо снижения акциз только рос. Акциз – это основное зло, потому что сегодня это 15 процентов к цене литра, а в 2019-м – все 20.
Именно усилиями государственной политики у нас создался монополистический рынок. Кто основные монополисты, кто та компания, которая определяет ситуацию на рынке, мы все прекрасно знаем (от ред.: позднее спикер пояснил, что подразумевает НК «Роснефть»). Регулятор исходил из тезиса, что у нас есть несколько крупных вертикально интегрированных игроков, с которыми проще работать, договариваться. Но сегодня мы видим, что крупные игроки, а точнее один, начинает диктовать ситуацию на рынке: хочу – гружу, хочу – не гружу. И усилия, которые предпринимаются правительством по стабилизации (на наш взгляд, неверные), компания позволяет себе бойкотировать.
Что делать
«Независимый топливный» союз предлагает стабилизировать ситуацию на рынке при помощи четырех шагов: отмены акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, либерализации цен, отправки всех произведенных объемов бензина и дизеля на биржу и демонополизации отрасли.
– Не надо бояться либерализации ценообразования, – призвал аудиторию Павел БАЖЕНОВ. – Замороженные цены, может, и не растут, но никогда и не падают. Только свободное цивилизованное рыночное ценообразование! Не просто отпустили цены и делай что хочу, рынок, и в первую очередь частные предприятия, не допустят бесконтрольного роста цен в рознице. Мы всегда давали небольшой дисконт. Но сегодня стоим выше вертикальной компании, и это нонсенс. И нас в этом обвиняют. Мы – магазин по продаже топлива, и если закупочные цены растут, не можем не повышать розницу. Сегодня сожгли уже практически все оборотные средства, тот запас прочности, который был накоплен. У нас колоссальный отток клиентов. Роснефть бьет себя в грудь и говорит: здорово, у нас плюс 40 процентов по дизельному топливу и плюс 10 – 15 по бензину. Откуда взялись эти дополнительные объемы? Люди больше стали заправляться? Нет! Это тот самый отток клиентов от независимых АЗС. Поверьте, решение стать дороже вертикальной компании очень тяжелое и экономически рискованное. Это никак не злонамеренный ход, а необходимость.
Павел БАЖЕНОВ уверен, что все топливо, произведенное в стране, – бензин, дизель, керосин – должно реализовываться через биржу:«Чтобы и розничные сети нефтяных компаний покупали также на этой открытой площадке. Это уравняет и независимые, и вертикально интегрированные компании в розничном сегменте. И тогда оптовая цена будет нормально корректироваться в соответствии с экономическими реалиями, а не расти сумасшедшим образом и подчиняться хотелкам конкретных участников рынка».
Братья БАЖЕНОВЫ показали промо-ролик их информационно-просветительской кампании «Акцизу. НЕТ», которая стартует на этой неделе. Ее цель, по словам спикеров, помочь автовладельцам разобраться в ситуации, понять, что происходит на самом деле. «Мы сняли ролик, где все разложили по полочкам. Сегодня интересы автовладельцев и частных АЗС едины: мы не хотим высоких цен на топливо, – заявил Павел БАЖЕНОВ. –В регионах на независимых заправках появятся специализированные буклеты, начнем собирать подписи автовладельцев в поддержку нашей инициативы. Надо бороться за свои права. Мы предлагаем конструктивный и мирный путь». Предложение НТС заключается в том, чтобы все участники рынка сели за стол переговоров и сформулировали комплексную реформу, которая будет учитывать интересы сторон. Для реализации своей идеи представители НТС направили письма в нефтяные компании, профильные общественные объединения, учреждения власти.
Дайте нормальную маржинальность!
Григорий БАЖЕНОВ охарактеризовал ситуацию с точки зрения теории и анализа: «Мы имеем соглашение правительства и нефтяных компаний. Мелкооптовые цены зафиксированы, но удивительным образом – на горке. На самом деле сегодняшняя оптовая цена должна бы уже проседать. Обычно, когда внутренний рынок становится более предпочтительным по цене, чем экспортная поставка, происходит снижение цены, но сейчас этого нет. Причина – фиксация цены. И действия наиболее значимого игрока, в руках которого сконцентрирована максимальная рыночная власть, направлены на то, чтобы биржевая цена соответствовала мелкооптовому индикативу.
При этом установлен предел маржинальности независимого сектора. Розничные цены разрешено поднимать на уровень не выше +4 процента от индикативных значений мелкого опта. Минимальное покрытие в 4 процента – это смерть для независимой розницы. Средняя российская маржинальность до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы с вами окунемся в реальность, увидим, что при суточной реализации в 10 тыс. литров минимальные операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. Мы не говорим ни о наценке, связанной с получением прибыли, ни о развитии бизнеса. Очевидно, что, когда допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, мы ожидаем закрытия большого количества независимых заправок. Независимый сектор не влияет на цены, он пляшет от тех, которые ему установили. Нас устроило бы и 30 рублей за литр. Дайте только нормальную маржинальность, которая будет больше 3 рублей на литр, позволит и зарабатывать, и отправлять денежные средства на реинвестиции, чтобы покрывать издержки амортизации и вкладываться в развитие. Предложенная правительством и нефтяниками разница между оптом и розницей фактически фиксирует перманентную убыточность независимых АЗС».
Глава аналитического центра НТС обрисовал современную структуру АЗС. По данным Росстата, в России сегодня порядка 29 тыс. АЗС. Из них часть – ведомственные заправки. Оставшиеся (порядка 25 тыс.) делятся в пропорции 40/60. 40 процентов (порядка 10 тыс.) принадлежат ВИНК – вертикально интегрированным нефтяным компаниям, а 60 процентов – у независимого сектора (около 15 тыс.). А вот объем пролива, т.е. реализации бензина, не в пользу частников: 70 процентов отпускают ВИНКи и 30 – независимый сектор. Если уйдут все независимые заправки, то инфраструктура ВИНК сможет обслужить (при полной загрузке) порядка 23-25 млн. автомобилей. И это при том, что в РФ их 50 млн. На вопрос журналистов, почему сложилось такое распределение, Григорий БАЖЕНОВ пояснил: «Есть определенные стратегии развития. Розничные подразделения крупных нефтяных компаний не занимают позиции, которые не дадут им объем пролива меньше 20 тыс. литров в сутки, соответственно, они представлены в наиболее интересных местах». «А мы можем себе позволить стоять там, куда вертикальные компании никогда не придут», – добавил Павел БАЖЕНОВ.
Их поддержал представитель независимых региональных АЗС Игорь ЕФРЕМОВ. Он пояснил, что ВИНКи расположены в центрах скопления потребителей – городах-миллионниках, областных центрах, на федеральных трассах, где большой трафик, соответственно, серьезный пролив. «Но страна у нас расположена не только около федеральных трасс. Помните, Владимир Владимирович ездил на желтой Lada Kalina на Дальнем Востоке? Вот это в принципе основная Россия. Там нет ВИНКов, там даже дорог нет. У нас дорога Архангельск – Мезень (500 км) проходит через четыре реки. Там можно проехать или летом, когда мосты поставили, или зимой, когда все замерзло. ВИНК туда никогда не пойдет. А там же не просто живут люди, а работают предприятия».
Кофе не покроет содержания АЗС
В ходе пресс-конференции Игорь ЕФРЕМОВ пояснил, что немонополистам не выгоден рост цен: «Запущенный в медиапространство тезис, что независимая розница манипулирует рынком, завышает цены, абсолютно беспочвенный. Я приведу простой пример. Корреспондент задает вопрос нашим уважаемым чиновникам: «В связи с тем, что повышаются акцизы, прокомментируйте, насколько повысится бензин». Чиновник рассказывает: «В этом году цена на бензин значительно не повысится, в пределах инфляции». И никто не задает дополнительных вопросов, и информация уходит в медиапространство. Акциз – это добавочный налог, так как же не может повыситься цена, если в нее добавили акциз? Какая-то экономическая безграмотность! Нам заявляют, что у нас рыночная экономика и цены не регулируются. Так когда чиновник говорит: «в пределах инфляции», получается, что регулируются, раз он заранее знает, что она не превысит размер инфляции». Игорь ЕФРЕМОВ заметил, что разрешение поднимать розничные цены на уровень не выше +4 процента от мелкого опта станет фатальным для малого и среднего бизнеса: «Для нас порог выживаемости – 8-9 процентов, а для того, чтобы развиваться, надо порядка 14-15 процентов».
Компания «Северная империя», которой руководит Игорь ЕФРЕМОВ, уже 20 лет на рынке и обслуживает не только розничных потребителей, но и корпоративных клиентов. «Что им делать, если сейчас независимая розница не дает продукта, потому что ВИНКи ввели правило: если ты не розница (а ее определяют по наличию документов на заправочную станцию – собственность или аренда, на кассовый аппарат и на чек), то ты трейдер, а значит, враг, и тебе ничего не дадут. А корпоративные клиенты получают топливо по счет-фактуре, там нет ни чека, ни кассового аппарата. Это пример, как, не понимая в должной мере ситуацию, принимаются решения», – пояснил представитель Северодвинска (Архангельская область).
Еще один участник пресс-конференции самарец Олег БУЗИН подтвердил тяжесть ситуации для частных АЗС: «Мы последние восемь месяцев находимся на грани выживания и держимся только за счет запасов, которые были наработаны ранее. В Самарской области на сегодняшний день уже закрылась одна из сетей, состоящая из 16 заправочных станций. «Витязи» прекратили свое существование. И настроение «замотать шланги» у большинства независимых. Не от того, что мы хотим диктовать какие-то условия, а потому, что бессмысленно работать. По поводу наличия топлива на местных базисах. У нас в основном представлена Роснефть. Зимний дизель: цена есть, топлива нет». По словам спикера, автолюбители пока не почувствовали особого кризиса, поскольку ВИНКи вопреки логике держат низкие цены, однако как только рынок монополизируется, а это произойдет при оттоке независимых игроков, то можно ожидать роста цен до 75-100 рублей за литр.
Сеть АЗС «Олви», совладельцем которой является Олег БУЗИН, состоит из 18 станций, где работают около 250 сотрудников. «На 4 процентах ни одна заправка не может существовать! Из средств массовой информации раздаются посылы – зарабатывайте на кофе и булочках. Мы зарабатываем, поверьте! Но если мы спросим ту же Роснефть, которая хвалится, что полтора миллиарда зарабатывает на кофе, сколько они заплатили персоналу этих автозаправочных станций, сумма будет в разы больше. Никакой кофе не покроет ни персонал, ни содержание АЗС», – уверен директор «Олви».
Сегодня на АЗС Олега БУЗИНА зимнее дизельное топливо отпускают по цене 52 рубля за литр, а на соседней заправке Роснефти – 43,90 за литр. В итоге, естественно, произошел массовый отток клиентов. «И нас еще обвиняют в том, что мы намерены получать какую-то повышенную маржинальность. Нет этого! И что плохого в маржинальности? Это налоги, зарплата, развитие, мы строим заправки, нефтебазы, покупаем автотранспорт. Не строим автозаправочные станции в другом полушарии, а все средства, которые получаем в виде маржи, вкладываем в экономику нашей страны!» – довольно патетически закончил речь представитель независимых автозаправок.
Ранее текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 ноября 2018 года