Омский бизнесмен Михаил ДЕРЕВЯНКО, о котором «КВ» писали в августе 2017 года, стал одним из спикеров Российского инвестиционного форума Сочи-2019, где поделился успешным опытом налаживания деловых контактов с предпринимателями КНР. Обозреватель «КВ» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала, какие бизнес-проекты ему удалось реализовать с Поднебесной.
– Михаил, ваши впечатления от Российского инвестиционного форума в Сочи?
– На подобные мероприятия я езжу знакомиться с представителями власти, бизнеса, укреплять свои связи. На форум меня пригласили в качестве спикера, рассказывал об опыте работы с Китаем, каких результатов мы достигли за два года. Мне задавали вопросы, в том числе интересовались итогами деятельности Российско-Китайского бизнес-инкубатора, где я сначала был резидентом, а во второй год – уже руководителем омской делегации. Если говорить в целом, на РИФе достаточно хорошая организация, интересная целевая аудитория. «Билет» стоит приличных денег, там собираются люди, которые имеют какой-то вес в политике и бизнесе. Моим ожиданиям мероприятие соответствовало на сто процентов.
– И какие у вас были ожидания? Привлечь инвесторов?
– Там были и инвесторы, но я ни на первом, ни на втором форуме конкретных инвестиций не искал. Для меня это все-таки больше налаживание связей. На последнем форуме удалось познакомиться с делегацией из Китая, в составе которой было шесть человек из Шэньчжэня (от ред. – Город в южном Китае с населением более 10 млн. человек) – представители крупных китайских фондов и компаний. Мы с ними два дня проводили переговоры о взаимных интересах. Была и развлекательная программа. Привлечение инвестиций – это вопрос не одного дня. На форуме можно сделать первый шаг, познакомиться, чтобы в дальнейшем запросить друг у друга какую-то информацию по проекту, назначить встречу. При взаимодействии с китайскими инвесторами процесс может затягиваться на месяцы, у них есть свои национальные особенности.
– В августе 2017 года, когда мы с вами встречались после проведения первого Российско-китайского бизнес-инкубатора, вы собирались с деловой миссией в Китай. Как сложилось сотрудничество с Поднебесной?
– За это время мы реализовали три основных проекта. Первый – в сфере IT – запустили в апреле 2018 года. Совместно с китайскими партнерами – переводческим бюро в городе Циндао (от ред. – Город на восточном побережье КНР с населением более 9 млн. человек) – реализовали онлайн платформу по переводу с русского на китайский и наоборот. Клиент загружает текст, который нужно перевести с русского на китайский или наоборот, и он напрямую уходит переводчикам. На платформе же можно провести оплату. Все происходит в автоматическом режиме. У проекта уже есть выручка, клиенты, в том числе постоянные. Сейчас планируем расширять спектр языков.
Второй проект в области торговли – реализация в России технологии SmartGlass. Это пленка, которая наклеивается на любую стеклянную поверхность и при подаче на нее электричества тонируется либо становится прозрачной. У нас заключен контракт с китайскими производителями пленки, мы были у них на производстве, видели технологию, сейчас работаем над сетью реализации в России.
И третий проект – в сфере робототехники. В ноябре 2017 года начали работать с компанией из Перми, которая является разработчиком программного обеспечения для промышленных роботов. На сегодняшний день у нас есть контракт с китайской корпорацией Haier, которая владеет, наверное, 10 процентами мирового рынка бытовой техники. В марте планируем ехать к ним на установку линии промышленных роботов с помощью нашей российской технологии. Если тестирование пройдет успешно, будем обсуждать внедрение ее на новом строящемся предприятии, т. е. уже в рамках не одной линии, а целого завода. Параллельно развиваем еще несколько проектов: готовим технические концепты для компании Hisense (от ред. – Производитель бытовой техники и электроники, входит в десятку крупнейших компаний КНР), ведем переговоры с потенциальными клиентами в автомобильной отрасли.
– Все проекты реализуете в рамках ООО «Будущее сегодня»?
– Нет, юрлица разные. ООО «Будущее сегодня» – это айтишный проект, под реализацию смарт-гласса мы открыли ООО «Фабрика инновационных материалов». Третий проект (робототехника) реализуется в ООО «RCML-Азия». Я являюсь учредителем всех трех компаний, работаю над стратегическим управлением.
– Что происходит с агрегатором услуг Shelme, который вы продвигали в рамках Росийско-китайского бизнес-инкубатора в 2017 году?
– Мы его в конце 2017 года заморозили. Система рабочая, снова запустить ее можно за две недели. Но поскольку все ресурсы команды перебросили на перечисленные три проекта, то агрегатор пришлось заморозить.
– Как удается договариваться с бизнесменами КНР? Многие предприниматели жалуются, что это очень сложно.
– Да, налаживание контактов с Китаем происходит долго. Мы в августе 2017-го познакомились с переводчиками из Китая, целый месяц там провели, в ноябре продолжили переговоры и заключили контракт. Тогда же познакомились с партнерами, изготавливающими смарт-гласс, начали переговоры. В апреле 2018-го продолжили, затем приезжали еще в ноябре. В марте планируем более плотно обсудить условия коммерческого взаимодействия. Я в прошлом году восемь месяцев провел в Китае, постоянно общался с техническими специалистами, инженерами.
– Что нужно, чтобы успешно договариваться с китайцами?
– С ними никогда не договоришься, если не будешь знать их культуру и традиции ведения переговоров. Они говорят: «Сначала дружба, потом бизнес». Нужно настроить личные взаимоотношения: даже если это крупная корпорация, все равно ты переговоры проводишь с людьми. Не получится наладить личный контакт с лицами, принимающими решения, – не будет контракта. Это в случае, если мы им что-то продаем, предлагаем. В ситуации, когда они сами хотят купить или продают, намного проще. Когда же наш интерес, требуются многочасовые раунды деловых переговоров плюс обязательные застолья. Таковы в Китае особенности ведения бизнеса.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 февраля 2019 года