В Омске можно будет взять в аренду памятник культуры за 1 рубль в год. С правом выкупа через 49 лет.
В правительстве региона состоялось очередное заседание Совета по развитию туризма в Омской области.
В Омске проводят велосипедные и беговые экскурсии
Заведующая кафедрой теории и методики туризма и социально-культурного сервиса СибГУФК Татьяна КРАВЧУК рассказала членам Совета об участии региона во Всероссийской молодежной школе туризма, которая прошла в ноябре 2018 года в Алуште. Омскую область на мероприятии представляли студенты первого и второго курса СибГУФК. Они возили в Крым два проекта: молодежно-туристический квест «Тайна пяти озер» и спортивно-туристический проект «I love winter». В первый вошли мастер-классы ремесел, спортивно-туристический квест, игры на командообразование и участие в этнофестивале «Солнцеворот». Второй проект разработан для детей среднего и старшего школьного возраста и посвящен Зимней универсиаде 2019 года в Красноярске, в его программу вошли мастер-классы по зимним видам спорта: катанию на горных лыжах, сноуборде, хоккею, фигурному катанию и спортивному ориентированию.
По итогам доклада у председателя Омского отделения Русского географического общества Игоря ВЯТКИНА возник вопрос: что нового почерпнули студенты в поездке и можно ли это применить в Омске. Татьяна КРАВЧУК ответила, что речь может идти, например, о проведении экскурсий необычными способами и добавила: «У нас тоже разработаны такие, например, беговая по центру Омска, велосипедная. Сейчас молодежь и дети очень активны в этом направлении, но и люди среднего возраста не отстают. И в Крыму это активно используется. А, например, в Санкт-Петербурге концерты проводят на крышах».
Услышав о таких новациях, заместитель председателя правительства Омской области, министр образования Татьяна ДЕРНОВА, под председательством которой теперь будут проходить Советы по развитию туризма, обратилась к министру культуры Юрию ТРОФИМОВУ: «Юрий Викторович, вам на заметку: наш симфонический оркестр в парк уже вышел, надо поискать еще более оригинальные площадки. А по поводу велосипедных экскурсий я двумя руками за. Под впечатлением от ВелоОмска приобрела два велосипеда (себе и мужу), но пока они не очень используются. Предлагаю всем членам совета по туризму поучаствовать. Если хочешь, чтобы дело продвинулось, начни с себя».
Туризм принес региону 279,3 млн. рублей
Интересные цифры представила на Совете по развитию туризма доцент кафедры «Туризм, гостиничный и ресторанный сервис» ОмГТУ Светлана КАЦИЕЛЬ. Она рассказала, что согласно концепции развития туристского сектора Омской области до 2025 года предполагается преобразование Омской области из транзитной туристической территории в один из центров туризма в Сибирском регионе. Пока же индустрия гостеприимства выглядит так: доля туристских и гостиничных услуг в структуре объема платных услуг составляет всего 6,3 и 2,9 процента соответственно. Однако в 2017 году, за который был представлен отчет, число обслуженных в регионе туристов увеличилось на 36,3 процента (по сравнению с 2016-м) и составило 87,4 тысячи человек. На первом месте, конечно, «туристы» из Казахстана, на втором и третьем – Беларусь и Германия, четвертое занял Китай. На девятом оказались США. Познавательны и цифры, отражающие основные цели визитов в Омскую область. Оказывается, половина гостей к нам приезжает с деловыми, профессиональными целями (52 процента), в качестве места отдыха регион рассматривают лишь 18 процентов гостей, еще 3 процента едут сюда лечиться.
В 2017 году в Омской области было зарегистрировано 220 туристских фирм: 4 не относятся к субъектам малого предпринимательства, 5 организаций малого предпринимательства, 174 микропредприятия, 37 ИП. Туроператорскую деятельность ведут 10 компаний, турагентскую – 210.
Средства, поступившие от реализации туристского продукта (за минусом НДС и других обязательных платежей), составили почти 279,3 млн. рублей. При этом 87,3 процента получены от работы микропредприятий, что не удивительно, учитывая их превалирующее количество. Больше интересен следующий факт: удельный вес убыточных организаций в общем числе фирм составляет 15 процентов.
В путешествия по Омской области отправились 34,5 тысячи человек, что на 10,7 тысячи больше, чем в предыдущий период. Согласно данному исследованию, омичи чаще всего выбирали отдых в своем регионе (70 процентов), посещали Муромцево, Большеречье, Ачаир, отдыхали в Чернолучье, Красноярке. На втором месте – Алтайский край (11 процентов), на третьем – Краснодарский (8 процентов), Республика Крым с 4 процентами оказалась на четвертом месте, а Кемеровская область заняла пятое (3 процента).
Средства размещения. В этой сфере в Омске больше всего гостиниц, около 70 процентов всего номерного фонда. В целом в 2017 году в регионе воспользовались услугами средств размещения 223,9 тыс. человек, что на 46 тыс. больше по сравнению с 2016 годом. Таким образом, прирост получился больше чем на 20 процентов. При этом в гостиницах увеличение гостей произошло на 25 процентов, в мотелях – на 19 процентов, в хостелах рост числа постояльцев вырос почти в 5 раз. Однако самое большое увеличение произошло «в других организациях гостиничного типа» – на 65 процентов. К сожалению, в докладе не уточнялось, в каких именно.
Номера повышенной комфортности в регионе составляют всего 8 процентов, из них 10,9 процента – в гостиницах «Маяк», «Иртыш», «Дворец молодежи», санаториях «Колос» и «Коммунальник». В санаториях, кстати, наблюдается самый высокий коэффициент использования мест – 0,74. Он за 2017 год вырос на 0,2. В городских гостиницах коэффициент 0,23, чуть выше в хостелах – 0,28.
Финансовый эффект. В 2017 году гостиничных услуг иностранным гражданам было оказано на 1 млн. 168 тыс. долларов, что на 20,5 процента выше уровня 2016 года. При этом в целом затраты, связанные с предоставлением услуг, снизились на 102 млн. рублей, но не везде равномерно: в гостиницах они выросли на 15,3 млн. рублей, а в санаториях снизились на 115,2 млн. рублей.
Общественное питание. Как отмечают авторы исследования, в Омске растет число ресторанов, баров, закусочных, кафе. Их оборот за 2017 год увеличился на 26 процентов по сравнению с 2016 годом и составил 14,3 млрд. рублей. В музеях региона число посетителей возросло на 12 процентов, в театрах же наблюдалось снижение зрителей на 13 процентов.
Ключевым показателем качества услуг авторы исследования считают отзывы клиентов. Их анализ проводился на сайтах бронирования типа Booking и RoomGuru. «Изучение отзывов на высокорейтинговых сайтах бронирования гостиничных услуг позволяет сделать вывод о достаточной удовлетворенности гостей региона сервисным обслуживанием. Типичными замечаниями в отзывах отмечены: низкая шумоизоляция, случаи некорректного обращения персонала, претензии к качеству уборки санузлов, замечания к качеству услуг питания, салонов красоты и прочих», – рассказала Светлана КАЦИЕЛЬ.
В Большеречье стало больше отелей
После доклада Татьяна ДЕРНОВА заинтересовалась, можно ли организовать поездку в зоопарк в Большеречье, чтобы было и где пообедать, и где переночевать. Юрий ТРОФИМОВ пояснил, что в последний год в Большереченском районе появились несколько средств размещения, в частности, в 5 км от райцентра в селе Красный Яр, в самом Большеречье тоже открылась пара микроотелей – на 10 мест и на 6 номеров, а также в 20 километрах появился мотель на 25 мест. Министр отметил, что, по отзывам владельцев, заполняемость этих средств размещения сейчас составляет 20-30 процентов. «Там проблема не в средствах размещения, а в нормальной рекламе и продвижении. С одной стороны, там (мешает маркетингу) Новосибирский зоопарк, с другой нужно тесное взаимодействие с туроператорами, омскими представительствами, потому что едут туда, конечно, по большей части из Омска», – пояснил Юрий ТРОФИМОВ.
Когда Игорь ВЯТКИН заметил, что если поездка в Большереченский зоопарк растягивается на два дня, то сразу встает вопрос высокой цены, и предложил рассмотреть варианты путешествия по Иртышу и на самолетах малой авиации, Татьяна ДЕРНОВА пояснила:
— Мы ориентируемся не только на школьный, социальный туризм. Наш Север может быть востребован людьми, которые могут себе позволить 3-4 дня проживания, поскольку это экзотика. Им надоел асфальт, комфорт. Они хотят именно этого. Точно так же, как наши любители экстремальных поездок едут в сторону Монголии через Горный Алтай. В Омской области есть компании, которые каждый выходной садятся на «Нивы», УАЗы и едут – по снегу, по воде. Если застряли – поездка удалась… Есть востребованность разными аудиториями, отсюда и разные маршруты. Только тогда появится большое количество туристов, когда заявки будут разные – кто-то любит комфортный отель, походить по асфальту среди красиво покрашенных памятников, а кто-то хочет пожить в палатке на берегу озера, без городского шума и мобильной связи: мы хотим на Линево и чтобы телефон там никогда не заработал.
В Омске два года принимают программу аренды памятников за 1 рубль в год
Руководитель компании «Евразия-тур» Сергей САВОСТЬЯНОВ поднял вопрос привлечения предпринимателей к развитию отрасли туризма. Он привел в пример опыт Казани, где в последние пять лет появилось много мини-отелей и частных пунктов общественного питания: «Что они делали? Это была государственная республиканская программа. Ни один предприниматель не захочет вкладывать деньги, если не будет определенных льгот. Яркий пример – это Старая Татарская слобода в Казани. В начале 2000-х это был полностью разрушенный квартал, а сейчас все сияет, все работает. Такое ощущение, что приехал в начало 19 века. Оказывается, до сих пор существуют программы, когда предпринимателю, который готов вложить деньги, дают здание и землю под ним за один рубль. И еще льготу по налогам на ближайшие 10 лет. В таком случае, конечно, и предприниматели найдутся».
Однако Татьяна ДЕРНОВА заметила, что сравнивать Омск с Казанью некорректно: «Приведите в пример что-нибудь, кроме Казани, Москвы, Санкт-Петербурга. Мы все понимаем, какой там уровень финансирования: республиканский бюджет, краевой и только потом областной. Отсюда и все возможности и льготы, которые они предоставляют. Приведите пример, что есть лучше, чем у нас (по линии образования), скажем, в Кургане. Надо сравнивать сравнимые вещи».
Но эта красивая программа аренды распространяется и на наш регион. Юрий ТРОФИМОВ рассказал, что на областном уровне она была принята еще два года назад. Однако все памятники, которые в нее вошли, находятся в муниципальной собственности – либо в Омске, либо в муниципалитетах области. И сейчас программу принимает Омский городской совет. Уже полгода. Обещают принять во втором полугодии. Присутствовавший на Совете первый замдиректора департамента культуры Омска Олег ФЕДОРЕНКО заметил, что, возможно, получится и быстрее – в мае. «Это хорошая, качественная программа. Она принципиально существует. Примерно один рубль в год. И право выкупа после 49 лет», – обнадежил министр культуры.
P.S. Уже после заседания совета по туризму, 15 мая, омский городской совет сразу в в двух чтениях принял поправки, предоставляющие право департаменту имущественных отношений Омска за 1 рубль предоставлять в аренду ветхие объекты культурного наследия. Пока такое право дано на два здания: Газетный переулок, 3 («Доходный дом в стиле модерн» 190 –1910 г.п.), и Булатова, 39 («Дом жилой С.М. Иванова, рубеж XIX–XX вв.»). Всего этот список предполагается расширить до 12 объектов.
Ранее статья была полностью доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 апреля 2019 года