Экспозиция, приуроченная к 100-летию освобождения Омска от колчаковцев, посвящена Гражданской войне в Сибири (1918–1920).
1 ноября в Омском музее Кондратия Белова открылась выставка «Летопись Гражданской войны в произведениях К.Белова», посвященная 100-летию со дня освобождения Омска от колчаковских войск. На выставке представлены работы Кондратия БЕЛОВА, посвященные Гражданской войне в Сибири. Большинство работ БЕЛОВ создал в 1950-е – 1960-е годы. Многие из них экспонировались на областных и республиканских выставках.
Кондратий БЕЛОВ в своих работах беспристрастен. Каждая его картина – зримый образ краткого эпизода из массы грандиозных событий начала ХХ века. В них автор избегает изображения масштабных действий, ему чужд героический пафос. События приближены к зрителю так, как если бы художник смотрел на них, словно сторонний наблюдатель, которого он часто изображает в своих композициях на переднем плане.
14 ноября 2019 года исполняется 100 лет со дня освобождения частями 5-й Красной Армии под командованием Михаила ТУХАЧЕСКОГО Омска от колчаковских войск. Верховный правитель России Александр КОЛЧАК на одном из последних эшелонов отступил на восток. Вместе с ним отбыла и большая часть интеллигенции, что поддерживала власть, установленную в Омске колчаковским правительством. Советской власти потребовались новые интеллигентские кадры, на которые большевики возлагали надежды как на свою опору в идеологическом плане. Однако в короткие сроки найти нужных людей не удалось. Оставшаяся в Омске интеллигенция колебалась, так как была не совсем уверена в победе красных.
Большевики нашли выход. Они быстрыми темпами начали создавать свою пролетарскую интеллигенцию: поэтов, артистов, учителей, писателей, художников. Одним из них, интеллигентов из народа, стал Кондратий Петрович БЕЛОВ. Судьба подвергла его испытаниям. БЕЛОВ четыре месяца прослужил в армии КОЛЧАКА, затем перешел к партизанам, служил в Красной Армии, откуда и был направлен в годичную художественную студию, определившую его творческую судьбу.
Сам Кондратий БЕЛОВ в одном из интервью говорил:
«Память – такая штука: только зацепишь ниточку – и она поведет тебя. И то, чему я оказался свидетелем, о чем слышал, прочитал, узнал, повернулось иной гранью – потребностью рассказать людям об исторических событиях Гражданской войны, о ее героях, о том, как революция расколола мир, определила его полюса. Нам нельзя не помнить истории нашей... Если ты неравнодушен к прошлому, значит, неравнодушен к настоящему».
Людмила ОЛЕЩЕНКО, научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, рассказала:
«Исторические работы Кондратия БЕЛОВА требуют особого прочтения. За внешней стороной сюжетов лежат события, действия людей, повлиявшие на судьбу страны, без знания и понимания которых невозможно адекватное восприятие не только картин, но и современных проблем общества, корни которых уходят в прошлое. В исторической серии работ БЕЛОВА присутствует несколько подходов к изображаемому. В некоторых работах он обращает внимание на событие как на действие масс людей, в него вовлеченных. В других он делает акцент на конкретной ситуации, в которой действуют люди, этими массами управлявшие. Некоторые работы содержат исторический подтекст, без прямого изображения события».
В книге почетных гостей музея в 1994 году Александр СОЛЖЕНИЦЫН сделал запись:
«Кондратий Петрович БЕЛОВ сумел передать в своих картинах с глубоким чувством и любовь к Сибири, и – что почти невероятно в советских условиях – отразил с благородством и память о А.В. Колчаке…»
Большинство картин о Гражданской войне в Сибири Кондратий БЕЛОВ создал в 1950-е –1960-е годы: например, «Последние из Антанты» (1953), «Вступление Красной Армии в Омск в 1919 г. по ул. Банной» (1954), «Куломзинское восстание» (1958), «Митинг 1917 г. в Омске» (1968), «Интернациональный отряд 1918 г. (Карой Лигети)» (1968), «Последний поход Каландаришвили» (1968), «Допрос генералов (Тухачевский)» (1962), «Колчак в иркутской тюрьме 1920 г.» (1958), «Дзержинский в Омске 1922 г.» (1966), «И.Я Стройд в якутской тайге» (1968) и другие.
На открытие выставки пришли ученики со 2-го по 8-й классы, что занимаются в «Центре духовно-нравственного воспитания «Исток» в творческой мастерской под руководством Ларисы ДЕГТЯРЕВОЙ. Именно для них Владимир БЕЛОВ, внук Кондратия БЕЛОВА, рассказал понятным языком о творчестве своего деда. Он, педагог по образованию, сразу нашел к подход к юным художникам. Взял книгу воспоминаний Кондратия БЕЛОВА и зачитал отрывок из главы, в которой автор рассказывает, как он, будучи юношей, попал служить в армию КОЛЧАКА. Как однажды случайно они с товарищами зашли в дом крестьянина и как на них подействовала простая беседа с хозяином дома, в результате которой они, так и не сделавшие ни одного выстрела в сторону красных, решили перейти к партизанам. Этот текст оказался интересен и не только детям, но и взрослым.
Приводим часть зачитанного текста:
«Хозяйка нарезала ломтями пшеничный каравай, потом внесла соленый арбуз, капусты тарелку, пареную репу, разложила деревянные ложки.
«Садитесь», – пригласила негромко.
Мы ни с мест.
«Спасибо,– говорим, а у самих слюнки текут.
«Ну, что вы, – сказал хозяин, – подвигайтесь, солдатики, садитесь».
Мы один за другим сели за стол, нас было четверо. Помолились робко.
«Вы какие-то шибко смущенные. Кушайте на здоровье. А вот красные – так они не церемонятся».
Хозяин принялся нас расспрашивать, кто мы, откуда. Узнав, что мы из Омска, заинтересовался, видели ли Колчака и каков он из себя.
«А вот художник сидит, он его с карточки рисовал», – показал на меня пальцем мой товарищ.
Действительно, мне один раз пришлось рисовать адмирала. Я дежурил по роте, до утра было еще далеко, хотелось спать, и, чтобы не уснуть и не прозевать начальника караула, я начал рисовать Колчака с портрета, висящего на стене, и так увлекся, что не заметил появление дежурного. За что и получил два наряда.
Принесли бумагу, и по просьбе хозяина я по памяти сделал рисунок Колчака.
«Вот он какой! – удивился хозяин. – Я думал он с бородой, как Макаров. Адмиралы – они все с бородами были, только вот Нахимова бог обидел. А вот он вроде бы на Керенского смахивает».
Наутро мы поехали с ним. Нам было по пути.
Крестьянин и говорит: «Вот ты думаешь, я кто? Не знаете? Ты белый, а я красный».
У меня по спине будто холодная мышь проползла.
«Вот так-то, браток. Попади я к вам, ты бы меня отпустил. Вы думали, что красные с рогами, бандиты, воры и разбойники? А если бы твой отец и ты жили в нашей деревни, а ты оказался у белых, что бы ты стал, стрелять в родного отца?»
Отвечаю: не стал бы. Я и вообще ни разу не выстрелил.
Вот так простым житейскими разговорами хозяин посеял во мне зерно сомнений…
Нас окружили всадники. Начали спрашивать кто мы, откуда. Стреляли или нет в красных. Подъехал командир с биноклем и проверил наши документы. Приказал направить нас в деревню и накормить».
Вот так проходила служба Кондратия БЕЛОВА в колчаковской армии. Прослужил четыре месяца – так и не сделал ни одного выстрела. А могло быть и по-другому. Взяли бы в плен с оружием – могли и расстрелять без суда и следствия: во время Гражданской войны долго не разбирались. Однако для Кондратия БЕЛОВА и его товарищей все обошлось благополучно.
Исторические картины Кондратия БЕЛОВА не только имеют художественную ценность, но и дают посыл к исследованию малоизвестных страниц истории Сибири, Омска и биографий незаурядных людей: вождей красного и белого движения, большевиков, анархистов, интернационалистов, партизан и многих других – тех, чьи имена прочно вошли в историю, и тех, кого историческая наука возвращает из небытия.
Исторические работы Кондратия БЕЛОВА – хорошая база для образовательной и научной работы со школьниками, студентами в музее: тематических экскурсий, курсовых и дипломных работ, конференций.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ