Единая позиция департамента и минобразования Омской области — больше обучения, меньше заданий.
«Коммерческие Вести» решили узнать, как оценивают процесс дистанционного обучения в департаменте образования города Омска. На вопросы обозревателя еженедельника Анастасии ИЛЬЧЕНКО ответила первый заместитель директора департамента образования администрации города Омска Наталья ВАСИЛЬЕВА.
– Наталья Александровна, пожалуй, один из главных вопросов, которые сейчас обсуждаются омичами, – это удаленное обучение школьников. Как оно проходит в Омске?
– В настоящий момент для всех школьников с 1 по 11 класс организовано обучение с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий. Образовательная организация вправе сама выбрать платформу в сети Интернет, на которой она будет работать, либо использовать возможности социальных сетей, электронной почты для связи с родителями и обучающимися. Школа может определить как общий способ связи для всех, так и отдельный для каждого класса, параллели или уровня образования, например, для начальной школы может быть своя платформа, а для старшеклассников – своя. Если 4 и 6 апреля, когда только начали заниматься удаленно, многие платформы не выдерживали массового подключения (это касается всей территории РФ), то сейчас ситуация стабилизировалась. Мы это видим по звонкам, которые поступают к нам на телефон горячей линии. Платформы работают уже полноценно, Дневник.ру стал выполнять свои функции.
– В Омске ученики и учителя, насколько я понимаю, в ста процентах случаев работают удаленно, т. е. из дома. В школах никого не осталось?
– Все верно. Ни сотрудники учреждений, ни обучающиеся не приходят в образовательные организации, все обучение проходит в домашних условиях.
– Достаточна ли обеспеченность детей и учителей необходимыми техническими средствами, чтобы вести трансляции и заниматься?
– Мы постоянно мониторим ситуацию. Несколько дней назад изучали возможности платформ, кто где проходит обучение, как это в каждой школе выстроено. Делали запросы в образовательные организации, изучали информацию, какая существует потребность. В настоящий момент в 152 школах Омска обучаются 123 429 детей. Из них не имеют возможности перехода на дистанционный формат обучения чуть более 1 процента ребят – по причине отсутствия дома Интернета и еще около 2 процентов – не имеют компьютерной техники.
– Как эти дети выходят из ситуации?
– Под компьютерной техникой мы подразумеваем компьютер, ноутбук, планшет. Но у большинства детей есть вариант использования мессенджеров в смартфонах. Понятно, что в этом случае сложности с выполнением задания есть, но педагоги продумывают систему, записывают голосовые сообщения, видео. Они работают с детьми индивидуально, находят оптимальные варианты, которые будут удобны каждому ребенку, родителю.
– А у всех учителей есть доступ в Интернет и необходимая техника?
– Есть и такая статистика, но цифра невелика: около 40 педагогов из общей численности не имеют возможностей проводить занятия удаленно. Но мы продумали, как решить этот вопрос: в таком случае директор может предоставить сотруднику на время школьную технику.
– Кстати, что сейчас происходит в школах, они просто закрыты?
– Они закрыты для массового посещения. Туда не ходят школьники, педагоги, но функционирование зданий все равно необходимо обеспечивать. Поэтому у нас работают сторожа, при необходимости на объекты для устранения поломок выходят электрики, слесари. Кроме того, в случаях, когда у бухгалтера нет возможности полностью перейти на удаленный режим работы, в день начисления заработной платы они приходят в школу и делают это на своем рабочем месте. Все остальные сотрудники работают по удаленной системе.
– Министр образования региона Татьяна Васильевна ДЕРНОВА в недавнем интервью, отвечая на вопрос о жалобах родителей на слишком объемные задания для детей, рекомендовала школьникам младших классов в день заниматься за компьютером не более 15 минут. Департамент поддерживает такой подход или городским школам дают другие предписания?
– Конечно, мы поддерживаем рекомендации, что заданий должно быть немного. Но нужно понимать, что в режиме дистанционного обучения между домашней и классной работой границы стираются. Все превращается в единый поток заданий. Мы говорим руководителям школ, что в обучении обязательно должны присутствовать объяснения педагогов. Это может быть обучающее видео, ссылки на Российскую электронную школу. То есть работать по принципу – больше обучения, меньше заданий. Это единая позиция департамента и министерства.
Да, жалобы поступают. Когда мы только начинали работать с дистанционным обучением, их было большое количество. Сейчас процесс более- менее урегулирован. Жалобы стали единичными. Мы отрабатываем их с каждым директором, учителем. На региональных и городских площадках много различных методических рекомендаций для педагогов, где говорится, как правильно наладить процесс. Это необходимо, потому что учителя (как и дети, и родители) оказались не готовы к такому резкому переходу на удаленное обучение.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 апреля 2020 года.