Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

«По распоряжению СТАЛИНА парад в честь дня победы над Японией будет проведен только в Харбине»

27 августа 2020 13:43
0
5320

Капитуляция Японии и парад советских войск в Китае: из истории войн между Россией и Японии в XX веке. 

День 2 сентября 1945 года вошел во всемирную историю как конец Второй мировой войны и капитуляция Японии перед Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и их союзниками. 

Западные историки все мучаются над вопросом, почему «Акт о капитуляции Японии» от имени СССР подписал не главнокомандующий на Дальнем Востоке Александр ВАСИЛЕВСКИЙ, а генерал Кузьма ДЕРЕВЯНКО, тогда как от имени США поставил подпись главнокомандующий американскими войсками Дуглас МАКАРТУР. Вроде бы событие значимое и подписывать исторический документ должны лица, соответственно равные по званию и рангам. Однако этого не получилось. Действительно, почему? 

Радостную церемонию капитуляции Японии американцам подпортил Иосиф СТАЛИН. На то была причина. Представляем малоизвестный факт: американцы захотели унизить СТАЛИНА, а вместе с ним и Красную Армию в мае 1945 года в Берлине. 

Об этом факте и выходке американцев военный историк Анатолий МЕРЕЖКО пишет: 

«Дэвид ЭЙЗЕНХАУЭР организовал 7 мая 1945 года подписание акта о капитуляции фашистской Германии, при этом уговорил представителя Советской армии при его штабе генерал-лейтенанта СУСЛОПАРОВА подписать акт от имени Советского Союза. (Очевидно, это было после банкета). Советский генерал не понял подвоха и подписал, хотя на это не имел полномочий. (Американцы не воздержались и распространили эту новость). Доложили СТАЛИНУ. СТАЛИН исправил эту нелепость, заставил американцев уже в Берлине 8 мая в 22 часа 43 минуты вторично подписать «Акт о капитуляции Германии». От имени Советского Союза «Акт капитуляции Германии» подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович ЖУКОВ. Своим поступком американцы огорчили (мягко сказано) товарища СТАЛИНА. Как бытовала пословица в народе: «Вождь добро помнит долго, а зло вечно». 2 сентября 1945 года на церемонию подписания Акта в Токио СТАЛИН даже не послал Главкома Советских войск на Дальнем Востоке маршала ВАСИЛЕВСКОГО, ни маршала МАЛИНОВСКОГО, ни маршала МЕРЕЦКОГО, а решил, что хватит Дугласу МАКАРТУРУ и генерала ДЕРЕВЯНКО». 

«Как аукнется, так и откликнется», – гласит русская пословица. Тем не менее генерал-лейтенант Кузьма Николаевич ДЕРЕВЯНКО с честью выполнил свою миссию и вошел в историю, как подписавший от имени Советского Союза «Акт капитуляции Японии». 

Вот еще один малоизвестный факт уже о самой церемонии подписания «Акта капитуляции Японии» на борту американского линкора «Миссури». О нем сообщил Виталий Кузьмич ДЕРЕВЯНКО, сын генерала-лейтенанта Кузьмы Николаевича ДЕРЕВЯНКО, в своей книге об отце «Солдат, генерал, дипломат». Он написал: 

«Известный советский фотожурналист Виктор Антонович ТЕМИН, специальный корреспондент газеты «Правда», подарил мне фотоснимок, на котором изображен момент подписания «Акта капитуляции Японии» моим отцом (генералом ДЕРЕВЯНКО) на борту линкора «Миссури». При этом Виктор ТЕМИН мне рассказал следующую любопытную историю о рождении этого снимка». 

Далее Виталий Кузьмич ДЕРЕВЯНКО пересказывает историю от лица Виктора Антоновича ТЕМИНА: 

«Около 500 корреспондентов со всех концов мира прибыли на линкор «Миссури». Каждому из них было указано место для съемки. Советских журналистов поставили примерно в 70 метрах от стола, где предстояло подписание акта. Такое расстояние не устраивало, тем более что у меня не было телеобъектива. Снимки могли получится некачественные. Все лучшие места близкого расстояния заняли кинооператоры и фотокорреспонденты американских и английских агентств. Удалось уговорить американского солдата из охраны, чтобы он пропустил меня вперед. Но тут появились два американских офицера и в категорической форме попросили меня удалиться. «Это место закуплено американским агентством за 10 тысяч долларов, – сказали они. Просим, сэр, покинуть его, или солдаты выбросят вас за борт». 
Чувствую, дело принимает серьезный оборот. Что же делать? К моему счастью, в это время на борт линкора поднялась советская делегация. Я подбежал к генералу ДЕРЕВЯНКО и негромко сообщил: «Мне не дают места для съемки». 
«Пристраивайся к нам», – не оборачиваясь, сказал Кузьма Николаевич. 
Навстречу нам вышел генерал Дуглас МАКАРТУР. Генерал ДЕРЕВЯНКО, представляя членов советской делегации, показал на меня и сказал: «Мой специальный фотокорреспондент», – и обратившись ко мне спросил: «Где вам удобнее расположиться?» 
«Вот здесь, – ответил я и показал на то место, с которого только что удалили американские офицеры. 
«Надеюсь, генерал, вы разрешите?» – спросил МАКАРТУРА Кузьма Николаевич. 
«Окей!» – кивнул тот и широким взмахом руки как бы отсек офицеров, следовавших за мной по пятам
». 

Далее Виталий ДЕРЕВЯНКО пишет: 

«МАКАРТУР позже прознал, что его «русские ловко надули», обещал ТЕМИНА утопить в океане...». 

О том, как проходила церемония подписания «Акта капитуляции Японии» на борту американского линкора «Миссури» 2 августа 1945 года, пишет в своей статье «Конец второй мировой» военный историк Анатолий МЕРЕЖКО: 

«Генерал Дуглас МАКАРТУР провел церемонию так, чтобы создать впечатление, что Япония якобы была сокрушена чуть ли не одним США. Режиссерским находкам Дугласа МАКАРТУРА не было конца. Посреди палубы линкора водрузили большой стол, за который уселись представители делегаций стран-победительниц. Под взглядами сотен глаз моряков и журналистов японцы отстояли предписанное время. В 9 часов 4 минуты после краткой речи МАКАРТУР жестом пригласил японскую делегацию к столу. К столу шел, сильно прихрамывая, министр иностранных дел Японии Мамору СИГЭМИЦУ, за ним начальник генерального штаба генерал Есидзиро УМЭДЗУ и сопровождающие их лица. Не доходя до стола, японские представители остановились – наступили «минуты позора». Мамору СИГЭМИЦУ и Есидзиро УМЭДЗУ подписали «Акт о безоговорочной капитуляции Японии». От союзных наций первым поставил свою подпись Дуглас МАКАРТУР, рядом поставили генерал Артур ПЕРСИВАЛЬ и генерал Джонатан УЭЙНРАЙТ. Затем свои подписи поставили и представители союзников и лишь пятым – генерал-лейтенант Кузьма ДЕРЕВЯНКО от Советского Союза». 

Во время подписания «Акта капитуляции Японии» американцы чувствовали себя хозяевами положения. Это ощущение у них подогревалось и тем, что церемония проходила на борту линкора «Миссури», то есть на американской территории. Справа и слева от него стояли американские линкоры «Айова», «Южная Дакота», за ними – лучшие английские линкоры «Георг», «Герцог Йорский». Дальше на рейде – австралийские, голландские, канадские, новозеландские крейсеры и миноносцы. Вся их торжественная показуха была рассчитана на то, чтобы представить объединенную мощь США и ее союзников перед советской делегацией, состоящей из высших военных чинов. А маршалы не приехали – приехал генерал ДЕРЕВЯНКО, который сделал вид, что ничего устрашающего даже не заметил.

В Советском Союзе по-своему отмечали Победу над Японией. По всем информационным каналам (радио, газеты) был передан приказ Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА. Приводим текст. 

«Приказ Верховного главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому флоту 3 сентября 1945 года № 373
2 сентября 1945 года в Токио представителями Японии подписан Акт о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Война советского народа, совместно с нашими союзниками, против последнего агрессора – японского империализма – победоносна завершена, Япония разгромлена и капитулировала. Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы, поздравляю Вас с победоносным завершением войны против Японии. В ознаменование победы над Японией, сегодня, 3 сентября, в день праздника Победы над Японией, в 21 час столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Красной Армии, кораблям и частям Военно-Морского флота, одержавшим победу, – двадцатью четырьмя артиллерийскими залпами из трехсот двадцати четырех орудий. Вечная слава героям, павшим в боях за честь и победу нашей Родины! Пусть живут и здравствуют наша Красная Армия и наш Военно-Морской флот! 
//Подпись. Верховный Главнокомандующий Генералиссимус Советского Союза И.СТАЛИН.//
»

В книге «Сталин: На вершине власти» историк-исследователь Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ указал: 

«2 сентября 1945 года СТАЛИН обратился к народу. Сообщив о подписании представителями Японии безоговорочной капитуляции. СТАЛИН заявил: «Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне нынешней мировой войны: Германия – на западе и Япония – на востоке. Это они развязали Вторую мировую войну. Это они поставили человечество на край гибели». Иосиф Виссарионович СТАЛИН напомнил, что Русско-японская война 1904–1905 годов была для России неудачной: «Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. 40 лет ждали мы этого дня. И вот этот день наступил»

В тот же день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым 3 сентября объявлялось днем всенародного торжества – праздником Победы над Японией и нерабочим днем..

Спецкор ТАСС сообщал: 

«2 сентября 1945 года в Харбин (на праздник Победы над Японией) прибыли главнокомандующий советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза ВАСИЛЕВСКИЙ, командующий первым Дальневосточным фронтом Маршал Советского Союза МЕРЕЦКОВ и главный маршал авиации НОВИКОВ. На аэродроме прибывших встретили представители советского военного командования во главе с начальником харбинского гарнизона дважды Героем Советского Союза генерал-полковником БЕЛОБОРОДОВЫМ. Жители Харбина горячо приветствовали славных полководцев Красной армии». 

Советские военачальники осмотрели захваченную японскую технику, которая позже будет выставлена на набережной Москвы-реки для всеобщего обозрения.

Маршал Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ вспоминал: 

«Площадь в Харбине, украшенная флагами, была переполнена. Здесь находилось около 20 тысяч русских жителей города, а также много маньчжур и китайцев. Открывавший митинг генерал-полковник Т.Ф. ШТЫКОВ предоставил слово представителю советских войск генерал-майору К.Я. ОСТРОГЛАЗОВУ, который рассказал о крахе Квантунской армии и о той великой роли, какую сыграл во Второй мировой войне Советский Союз. От интеллигенции города выступил юрист БЕРДЯКОВ, от молодежи – Людмила ЗАХАРОВА-ПЕНЖУКОВА, от духовенства – архиепископ НЕСТОР. Затем речи произносили представители научных работников, студенчества, деятелей искусства, торговцев. В заключение состоялся большой концерт силами местных артистов и нашего красноармейского ансамбля песни и пляски 1-го Дальневосточного фронта».

Парад Победы в Харбине был единственным, посвященным победе над Японией. С древности символом победы был парад победителей. По неизвестным причинам на территории СССР не стали проводить парадов в честь победы над Японией. Руководство страны решило ограничиться одним парадом на территории Китая. 

Генерал Афанасий Павлантьевич БЕЛОБОРОДОВ вспоминал: 

«Александр Михайлович ВАСИЛЕВСКИЙ сказал мне, что по распоряжению Верховного Главнокомандующего СТАЛИНА парад в честь дня победы над Японией будет проведен только в Харбине. Принимать парад товарищ СТАЛИН поручил ему». 

Вскоре маршал ВАСИЛЕВСКИЙ был срочно вызван в Москву. Маршал поручил принимать парад войск генералу БЕЛОБОРОДОВУ, командовать парадом – генералу артиллерии КАЗАКОВУ. 

Парад Победы состоялся в Харбине в воскресенье, 16 сентября 1945 года. О том, как проходил малоизвестный парад, можно судить по сообщению спецкора ТАСС от 18 сентября 1945 года из хабаровской газеты «Тихоокеанская звезда»: 

«Харбин проснулся необычайно рано, возбужденный предстоящим парадом советских войск в честь победы над Японией. Сотни тысяч людей вышли на улицы. Главные магистрали города были заполнены. Одетые в лучшее платье, люди стояли вдоль тротуаров. Каждый держал в руках два флажка – советский и китайский. Море цветов, тысячи лозунгов на русском, китайском и корейском языках, прославлявших величие и доблесть воинов Красной армии и ее полководца Генералиссимуса Советского Союза Иосифа Виссарионовича СТАЛИНА. Такого огромного скопления народа, такого торжества никогда не видел и не знал Харбин.
В 11 часов на площадь, где ровными прямоугольниками выстроились для парада войска Харбинского гарнизона, прибыл дважды Герой Советского Союза генерал-полковник БЕЛОБОРОДОВ. Приняв рапорт о готовности Харбинского гарнизона к параду, генерал-полковник БЕЛОБОРОДОВ в сопровождении командующего парадом генерал-лейтенанта КАЗАКОВА объезжает войска. Гремит «ура», затем БЕЛОБОРОДОВ поднимается на трибуну и обращается к войскам с речью. Торжественные звуки фанфар возвещают о начале парада. На площадь первыми вступают подразделения, которыми командует Герой Советского Союза генерал-майор ЧЕРЕПАНОВ. Твердым чеканным шагом идут полки. В монолитном строю движутся воины – герои маньчжурских сражений. Во главе их – Герой Советского Союза генерал-майор БАТРАКОВ. Громом аплодисментов встречают присутствующие на площади прославленных советских воинов. 
Парад длится уже час, а через площадь непрерывными колоннами идут войска-победители. Пехотинцев сменяют связисты, саперы, минометчики.
Криками «Ура!», восторженными возгласами в честь великого СТАЛИНА встречают собравшиеся вступление на площадь гвардейских минометов. Малые и большие «катюши» движутся двумя лентами. Гром оваций не стихает ни на минуту.
Вслед за гвардейскими минометами через площадь проходит мотопехота. За мотопехотой выступает артиллерия: зенитки, противотанковая артиллерия различных калибров, гаубицы, тяжелая артиллерия. Дальнобойные пушки с поднятыми кверху жерлами вызывают всеобщее восхищение.
На мгновение вокзальная площадь опустела. Цветные ракеты возвестили о выходе на парад танкистов. На полном ходу проносится танк «Т-34» под командованием прославленного командира танковых подразделений ОНИЩИКА. Это его бронированные машины первыми проложили дорогу через непроходимую маньчжурскую тайгу. Двумя колоннами проходят мимо трибун легкие и тяжелые танки. Экипажи ведут свои машины в четком строю. Вот машина с лозунгом: «За нашу Советскую Родину!». В открытом люке ее – капитан НОВИНСКИЙ. Во время одного из последних боев танк НОВИНСКОГО разгромил вражеский воинский эшелон. Затем следуют машины младших лейтенантов ПАВЛОВСКОГО и СМИРНОВА. Их экипажи при взятии одного из опорных пунктов противника уничтожили по семь тяжелых японских орудий. После военного парада на площадь хлынули колонны демонстрантов
». 

Военный парад поразил иностранцев своей мощью и организованностью. Военный парад еще раз наглядно убедил китайское руководство в мощи советских вооруженных сил. 

В итоге Советско-японской войны в состав СССР были возвращены Южный Сахалин и все Курильские острова. К Китаю отошла вся территория Маньчжурии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе от японской оккупацией освободилась Маньчжурия, Корея, Индокитай, Индонезия, Малайзия и часть территории Китая, Бирмы и Филлипинских островов. 

Японии были предписаны ограничения на создание вооруженных сил, военно-морского флота в пределах, необходимых для обеспечения безопасности своей территории. 

В боях с Советской армией Япония потеряла убитыми около 84 тысяч человек; еще 594 тысячи человек, в том числе 148 генералов, оказались в плену. В итоге вооруженных действий советскими войсками были пленены 640 105 военнослужащих японской армии, 16 150 китайцев, 10 132 корейца, 3633 монгола, 486 маньчжуров, 58 русских, 11 бурятов, 11 малайцев, 2 тунгуса. В числе пленных оказались 170 генералов, 26 345 офицеров и 613 590 солдат и унтер-офицеров.

Советское руководство наградило участников войны. Свыше 2 100 000 человек были награждены орденами и медалями, в том числе 308 000 – боевыми. 93 солдата и офицера удостоены звания Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1945 года была учреждена медаль «За победу над Японией». Высоких наград удостоено высшее командование, в том числе Маршал Советского Союза Кирилл Афанасьевич МЕРЕЦКОВ, награжденный орденом «Победа». 

Маршал Советского Союза Александр Михайлович ВАСИЛЕВСКИЙ был удостоен второй медали «Золотая Звезда».

Тысячи омичей стали участниками Советско-японской войны 1945 года. Многие погибли на той далекой и такой близкой войне. Два омича получили звание Героев Советского Союза (посмертно) – Петр Иванович ИЛЬИЧЕВ и Мария Никитична ЦУКАНОВА. В Омске их именами названы улицы. Вечная слава защитникам Отечества!

Для написании статьи автор использовал материалы и фото из открытых источников. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.