Андрей АЛЕХИН заметил, что Александр БУРКОВ «умеет договариваться с федералами», и предложил ему пролоббировать строительство в Омске мусоросжигательного завода.
После рассмотрения основных вопросов заседания депутаты областного парламента в конце января имели возможность побеседовать с министром природных ресурсов и экологии региона Ильей ЛОБОВЫМ на интересующие их темы.
Три мусоросортировочных комплекса
Такая уникальная возможность у них появилась благодаря официальному запросу депутата Заксобрания от КПРФ Андрея АЛЕХИНА министру. Илья ЛОБОВ ответил на все вопросы коммунистов письменно, но данный текст, к сожалению, на заседании озвучен не был. Андрей АЛЕХИН первым воспользовался уникальной возможностью уточнить полученные ответы: «Илья Алексеевич, я внимательно посмотрел встречу ТРЕТЬЯКОВА – одного из руководителей «Магнита» – с редакторами районных газет. Там прозвучало, что будет строительство трех мусоросортировочных комплексов. К сожалению, в ваших ответах этого нет. На какой стадии строительство? Кто инвестор? Цена вопроса и кто будет оплачивать – бюджет Омской области, инвестор?»
— Территориальной схемой, принятой еще в 2020 году, подразумевается строительство трех крупных мусоросортировочных комплексов (МСК) на территории Омской области. Это Омский, Таврический и Тарский районы. Данные МСК с полигонами подразумевают обработку 100% всех отходов, которые образуются на территории Омской области, согласно утвержденным нормативам, и к 2030 году размещение на полигонах 50% объемов полученных отходов. 50% должно в итоге уйти на утилизацию. Все это есть в терсхеме, – пояснил Илья ЛОБОВ.
Когда депутат Владимир ВИНИЧЕНКО уточнил, что подразумевается под утилизацией отходов, Илья ЛОБОВ разложил схему на составляющие:
— Все 100% ТКО зайдут на обработку, из них 50% пойдут на размещение, 50% будут использованы в виде полезной фракции, а это пластик, древесина, бумага, ветошь, стекло и органические отходы, которые будут превращаться в компост и, соответственно, использоваться как полезный материал после того, как будут выведены из категории отходов.
510 тыс. тонн ТКО планируется размещать на МСК в Омском районе, 310 тыс. тонн – в Таврическом. Из северных районов отходы будут свозить на Тарский МСК.
— Вчера завершились общественные обсуждения проекта строительства МСК в Тавричанке. Общая мощность – 400 тыс. тонн, т. е. достаточная для переработки 310 тыс. тонн. После того как мы завершим процедуру общественных обсуждений, будет подписан протокол, данная проектная документация пройдет строительную, ценовую экспертизу. Проект будет реализован с обязательным участием частного капитала, потому что мы не сможем выделить средства за счет бюджета на строительство данного МСК. Впоследствии денежные средства, затраченные на строительство, будут, естественно, включены в состав тарифа на утилизацию и обработку ТКО, – заметил Илья ЛОБОВ.
МСК в Омском районе планируется создавать как концессионную инициативу. Такая в правительстве зарегистрирована была, однако Илья ЛОБОВ заметил: «Концессия сейчас рассматривается на иных условиях, чем предложено инвестором, соответственно, мы выйдем с предложением от области заключить частную концессионную инициативу, в которой смогут принять участие все желающие на конкурсной основе».
Менее других, как оказалось, проработан вопрос с Тарским МСК. Проекта, по сути, не существует, есть только место под размещение объекта. Он будет самым маленьким из трех названных. 93% всех отходов лягут на Омский и Таврический полигоны. Таврический планируется ввести первым из трех – в 2023 году, Омский (из-за нерешенного вопроса с концессией) надеются построить в конце 2023-го – начале 2024 года. По Тарскому объекту министр сроки даже не называл.
Рост тарифов
Генеральный директор ОАО «ОНИИП» Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ обратился к министру природных ресурсов с вопросом, навеянным увеличением тарифа на вывоз мусора:
— Мы (как и все сегодня) занялись мусором. Всего лишь 35-38% мусора вывозим на свалку, остальной перерабатываем, зарабатываем деньги. Но, к сожалению, сегодня я получил документ от нашей Региональной энергетической комиссии. Почему на 82% дорожают отходы? Не ввели для населения раздельный сбор мусора? Получается, чем предприятие глубже перерабатывает мусор, тем дороже должно платить?.
Напомним, под конец 2020 года РЭК Омской области утвердила тариф на вывоз мусора на 2021 год: до 30 июня он сохранится на уровне второго полугодия прошлого года – 4800,72 руб. за тонну, во втором полугодии тариф вырастет на 82% и составит 8749,23 руб. за тонну. Для населения будет работать льготный тариф (разница ляжет на областной бюджет), а вот для предприятий он не предусмотрен.
Илья ЛОБОВ почему-то начал отвечать с середины, проигнорировав основной вопрос:
— Вы подняли достаточно сложную тему. Сегодня есть понимание, что начало раздельного сбора неизбежно приведет к увеличению стоимости транспортирования отходов, а равно и к увеличению тарифа. О его росте в 2021 году был подробный ответ в информации, которую я подготовил. Обрисую схему, которая сегодня складывается. Поскольку область вошла в систему на низком уровне подготовки – у нас был всего один полигон, а объем образованных отходов значительно превышал его мощность, пришлось размещать мусор на площадках временного накопления. Это, конечно, не выход. Но такая ситуация сложилась абсолютно во всех регионах РФ, поэтому федеральное Минприроды дало возможность использовать старые полигоны. Мы направили 33 предложения. Согласовали нам 16 объектов, на которые распределился весь объем омского мусора. Естественно, транспортное плечо выросло, и расходы легли на регионального оператора. После 2023 года, когда данные объекты должны быть закрыты и рекультивированы, их исключат из тарифа, поэтому его рост в будущем нас не ждет.
Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ вернул министра к теме: «Мы вывозим своими мусоровозами. Купили машины, нам дешевле своими силами. Но получается, чем глубже перерабатываешь, тем больше платишь. Почему так дорого?! Можно же было постепенно? Сразу 82% – это многовато!». Депутат Заксобрания и гендиректор ОАО «Высокие Технологии» Дмитрий ШИШКИН поддержал тему:«Механизмы повышения тарифа понятны. Для населения есть отдельные индексы и устанавливается льготный тариф. Для хозяйствующего субъекта льготных тарифов нет». На все это Илья ЛОБОВ только развел руками: «Мы живем по законам РФ, вынуждены выполнять установленные Федерацией правила».
Мусоросжигательный завод
Под конец обсуждения темы Андрей АЛЕХИН вышел с предложением добиться строительства в регионе современного мусоросжигательного завода.
— Почему Омской области нет в программе консорциума Ростеха, ВЭБ. РФ и Росатома по строительству современных мусоросжигательных заводов (МСЗ), которые предполагают и сортировку мусора? – удивился депутат. –В МСЗ пласты, которые остаются после сортировки, сжигаются, утилизируются, и мы бы получали так необходимые нашей области тепло и электроэнергию. К сожалению, ответ на этот вопрос минприроды меня убил: «В Министерство природных ресурсов и экологии Омской области предложения консорциума Ростеха, ВЭБ. РФ и Росатома по строительству мусоросжигательных заводов на территории Омской области не поступали». Это как? Они строят сегодня уже пять заводов: четыре – в Московской области, один – в Казани. Готовы построить в РФ 25 заводов. Требование одно – не менее 500 тыс. населения. Мы попадаем. Туристический центр? Ну тут тоже есть что-то у нас… Почему мы туда не идем, не понятно.
«Эти «хвосты», которые сегодня везут в Колосовку, меня поражают: 440 км туда и обратно! Вот они, тарифы! Это золотые «хвосты»! Я понимаю, ситуация вынужденная: Минприроды РФ не разрешило использовать Кировский и Ленинский полигоны. Но я в воскресенье съездил туда, посмотрел: как захоранивали на Ленинском полигоне, так и захоранивают. Мусоровозы заезжают, разгружаются, бульдозер все заравнивает. Поэтому кроме строительства современных мусоросжигательных заводов другой альтернативы нет, – резюмировал идею руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Омской области и обратился к губернатору региона с комплиментом:
– Александр Леонидович, вы умеете договариваться с федералами. Надо попытаться попасть в эту программу – это спасение для Омской области. Я жалею, Владимир Алексеевич, (ВАРНАВСКИЙ), что в советское время не успели построить мусоросжигательный завод в Октябрьском районе. Уже бы проблем Кировского и Ленинского полигонов просто не существовало.
Губернатор промолчал, а Владимир ВАРНАВСКИЙ позволил себе ответную реплику:
— Я рад, что вы вспоминаете историю. Но я ее вспоминаю с прискорбием. Вы помните протестные явления, которые проходили в Омской области? И прежде всего против мусоросжигательных и перерабатывающих предприятий. И на какой стороне баррикад вы были, я тоже знаю. Слава богу, осознание приходит, и сегодня мы все вместе думаем, как избавляться от этого.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 3 февраля 2021 года.