Все рубрики
В Омске суббота, 25 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 73,0081    € 85,6823

Биография поколения: в омском «Пятом театре» впервые показали спектакль в жанре автофикшн

19 мая 2021 16:45
0
1706

Автор – бывший омич, а ныне петербургский режиссер Артем ТОМИЛОВ. 

Автофикшн – жанр, родившийся на пересечении автобиографии и художественного произведения. Вымысел в нем тесно переплетается с реальными фактами. В литературе автофикшн появился еще в 1970-х годах, его (как и сам термин) придумал французский писатель Серж ДУБРОВСКИЙ. Это уникальный перформативный жанр, поэтому, конечно, театр не мог пройти мимо и сегодня активно его осваивает.

«Пятый театр» обратился к подобному жанру впервые. На прошлой неделе в экспериментальном «Пространстве 25» (напомним, это верхнее фойе театра) была показана премьера автофикшн-спектакля «Артем Томилов».

Артем – режиссер и концептмейкер из Петербурга, участник театральной компании «Перфобуфет», резидент московского «Центра им. Мейерхольда», выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. При этом – наш земляк, ученик актрисы «Пятого театра» заслуженной артистки РФ Татьяны КАЗАКОВОЙ. На несколько месяцев Артем приехал в Омск, чтобы поставить спектакль про себя.

Естественно, что, как того требует жанр, сначала была литература. В тексте большого монолога автор искренне и открыто, с большим юмором, рассказывает о своем жизненном и творческом становлении, радостях и проблемах. Рассказывает порой фрагментарно, не придерживаясь хронологии, на уровне пространных рассуждений. Также он высказывается об изменениях (или – НЕ изменениях), которые произошли в родном городе за время его отсутствия. Современный сленг соседствует с высоким слогом философских метафор.

Честно говоря, невозможно понять, где тут вымысел, потому что все очень реально, все могло быть, и если не с этим человеком – то точно было с кем-то из нас. Узнается время. Узнается город, который так же, как автор, все мы любим несмотря на его недостатки. Некоторые из них даже превращаются в достоинства при взгляде издалека. Можно сказать, что автор написал биографию целого поколения, и спектакль становится нашей общей рефлексией и попыткой самоидентификации.

Наверное, из этого можно было сделать моноспектакль, но режиссер раскладывает сольную партию на 13 исполнителей, причем как актеров, так и актрис. Все они говорят от первого лица и все называют себя Артемом Томиловым. Условность принимаешь, потому что история увлекает, и хочется слушать ее, неважно, из чьих уст. Тем более тут, наверное, есть какой-то смысл: каждый актер олицетворяет собой определенное состояние персонажа.

Спектакль идет почти три часа, включая антракт. И если в первом действии преобладает документальность, актеры просто сидят на диванах и баблах, разговаривают обычными голосами, то во втором действии появляется нарочитая театральность. Театр все время присутствовал ненавязчиво в виде рамы с занавесом и подмостков не выше табуретки, а сейчас выходит на первый план. Нам словно хотят сказать: то, что было до этого – предисловие, а вот это – спектакль. И по-прежнему бытовой текст начинает произноситься то в восторженно-стихотворном ключе, то с интонациями Нины Заречной, читающей монолог о Мировой душе, то – как речевое упражнение. Необходимость подобной накрутки вызывает сомнения. Происходящее в формате, напоминающем «вербатим», выглядело достовернее и куда больше задевало эмоции зрителей. 

Постановка закольцовывается двумя трогательными и щемящими моментами. Вначале герой рассказывает, как, будучи еще лишь зрителем «Пятого театра», восторженно смотрел на эту сцену и мечтал выйти на нее. Практически это было смыслом жизни. В финале он снова возвращается в эту точку – уже чтобы сказать спасибо своему педагогу за то, что все состоялось, даже более того, о чем мечталось. Речь идет о всеми любимой актрисе Татьяне КАЗАКОВОЙ, несколько лет назад ушедшей из жизни. И вдруг возникает потрясающее единение. В своих воспоминаниях, скорби и благодарности все действительно становятся одним целым – сливаются в одного человека. И даже неважно, зовут ли его Артем Томилов.

В автофишн-спектакле заняты актеры: Мария ДОЛГАНЕВА, Василий КОНДРАШИН, Владимир КУРАЖЕВ, Станислав ГОРЕНБАХЕР, Александра УРДУХАНОВА, Олеся ШИЛЯКОВА, Дмитрий МАКАРОВ, Елена ЗАИГРАЕВА, Олег МЕНЬШИКОВ, Ксения ОГАРЬ, Татьяна КРЫЛОВА, Елизавета КУХТИНА, Анна СОТНИКОВА.

Фото © Анна ШЕСТАКОВА



Комментарии через Фейсбук
Комментариев нет.

Ваш комментарий

За полторы недели до назначения директором цирка Виталий ДОЛЯ объявил, что сдает в аренду офис на Маркса

Омский цирк возглавил человек, который досконально знает, что такое ПРАЗДНИК. 

25 сентября 10:10
0
203

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.