Арбитраж привлек к делу третьим лицом экс-директора АО Алексея МАРТЫНЕНКО.
20 января Арбитражный суд Омской области вновь начнет рассматривать с самого начала иск о банкротстве АО «Омскоблавтотранс». Несмотря на то, что такое заявление ПАО «Западно-Сибирский коммерческий банк» подано еще 9 сентября 2021 года и что уже состоялось несколько заседаний. Дело в том, что рассматривавшая дело судья Елена СКИЛЛЕР-КОТУНОВА подала заявление о самоотводе, сославшись на статью 21 Арбитражного процессуального кодекса. 21 декабря дело приняла судья Мария ГУБИНА. А раз назначен другой судья, то он обязан по закону начать всю процедуру с нуля.
Параллельно в омский арбитраж о взыскании самых различных сумм долга с общества за осень поступило несколько десятков исков. Крупнейшим кредитором автотранспортного предприятия помимо банка выступает ИП ГУКАСЯН Х. М.
О последовательности
Летом 2021 года омские СМИ обнародовали информацию о плачевном финансовом состоянии основного перевозчика в Омском регионе – АО «Омскоблавтотранс». Первым тревожным звонком стала отмена ряда сельских маршрутов. В дальнейшем стало известно, что у предприятия копятся долги, а вскоре это нашло подтверждение в картотеке арбитражного суда. В августе о намерении подать в Арбитражный суд Омской области иск о банкротстве Омскоблавтотранса заявило ПАО «Западно-Сибирский коммерческий банк», которое с конца 2020 года перешло под контроль ПАО «Банк ВТБ».
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства не оставило эту ситуацию без внимания. В ведомстве заявили, что проблемы возникли из-за пандемии – пассажиропоток упал на 65% к показателям 2019 года, но предприятие удастся спасти от банкротства. Чиновники Минтранса заверили, что общество скоро начнет гасить долги за счет финансовой поддержки из федерального и областного бюджетов, которую планируется предоставлять перевозчикам с тем, чтобы сохранить транспорт доступным для населения. Тогда же сообщалось, что финансовое положение предприятия стабилизируется уже в первой половине сентября. Однако сегодня можно однозначно сказать, что Омскоблавтотранс не вышел из кризиса даже к ноябрю: его долги продолжают копиться как снежный ком.
Финансовая поддержка на оплату долгов предприятия если и была направлена, то ее, похоже, оказалось недостаточно, потому что Запсибкомбанк выполнил обещание и в сентябре инициировал процесс о несостоятельности перевозчика. Его иск о признании должника банкротом и введении в его отношении процедуры наблюдения был принят судом к рассмотрению еще 15 сентября. Первое заседание прошло 21 октября.
В августе сумма долга Омскоблавтотранса не сообщалась, зато теперь она известна: банк заявлял в иске о включении в реестр требований кредиторов в составе третьей очереди 7 млн 916,2 тыс. рублей как обеспеченного залогом имущества должника по договору об ипотеке. Чуть позже эта сумма была скорректирована до 6 млн 497,7 тыс.
Позиция ответчика по делу также известна. Тогда как в большей части дел о взыскании с него денежных средств общество признает исковые требования, в данном случае представитель Омскоблавтотранса заявил о том, что истец злоупотребляет своими правами, не обращаясь с заявлением о взыскании задолженности в судебном порядке, и предал суду доказательства принудительного взыскания задолженности в рамках исполнительных производств. Он также заверил суд, что имущества должника достаточно для погашения задолженности, в силу чего, по его мнению, производство по делу должно быть прекращено.
Ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Минимущества и Минтранспорта региона, а также экс-директора АО «Омскоблавтотранс» Алексея МАРТЫНЕНКО, которое суд удовлетворил.
На сегодня в этот процесс включились АО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ" (о включении в реестр требований), ООО "КОМПАНИЯ ТРАНСГАЗ-НЕФТЬ" (о вступлении в дело о банкротстве, сумма исковых требований – 408,4 тыс. рублей).
О судебной периферии
Судя по данным картотеки дел Арбитражного суда Омской области, на сегодня у Омскоблавтотранса есть кредиторы среди поставщиков запчастей и автопокрышек, ресурсоснабжающих предприятий, охранных фирм, но даже больше, чем Запсибкомбанку, омское предприятие задолжало мелким и средним перевозчикам.
Среди последних, предъявивших судебные иски или получившие решения этой осенью, – ИП КОРОБЕЙНИКОВ Д.Н, ИП ТРОФИМЧУК В.М., ИП МАКАРОВ А.И., ИП КОРЮЧИН С. В., ИП СЕВЕРИН С. А., ИП КУСАИНОВ К.Ж., ИП ОТРАХ Н.Н. Самую большую сумму Омскоблавтотранс задолжал ИП ГУКАСЯНУ Хачику Мануковичу – на днях вступило в силу решение суда о взыскании в его пользу 11 млн 236 тыс. рублей.
В суде ответчик посетовал, что ввиду аренды автовокзала предприниматель в настоящее время сам оказывает ему за плату услуги по осуществлению продажи билетов и багажных квитанций и имеет задолженность по перечислению АО «Омскоблавтотранс» денежных средств, но подтвердить все это документально предприятие не смогло.
Среди других истцов с суммой требований до 800 тыс. рублей – ООО «Велес», МУП Колосовского МР Омской области «Колосовское», МУП Администрации Исилькульского МР Омской области «Коммунальное хозяйство «Социальное», ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Омской области», ООО «Интеравто», ООО «СК-Сибавто», ООО «Компания Трансгаз-Нефть», ООО «Автопассажиртранс», ООО «Навигационно-информационный центр Глонасс» и т.д.
Среди кредиторов с суммой долга от 1 до 3 млн рублей – ООО «Омская учетная компания», ООО «Компания «Альком», ТОО «Автовокзал Экибастуз», ТОО «ASCENT ELECTRICS», ООО «Центр Сибтранскомплектация», ООО ЧОП «Кольчуга», ФГУП «Управление ведомственной охраны министерства транспорта РФ», ООО «Черлакавтотранс», ООО «Сибирская транспортная строительная компания», ООО «Машторг», ООО «Нижнеомское ПТП», ООО «Большереченское автотранспортное предприятие», ООО «Полтавскавтотранс».
Одним из крупнейших кредиторов АО «Омскоблавтотранс» выступает то самое ведомство, которое меньше трех месяцев назад обещало спасти его от краха – Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (8,15 млн рублей).
Около 700 тыс. рублей перевозчик должен собственному профсоюзу – соответствующее дело сейчас рассматривается в арбитраже. Совсем символическую сумму в 56,17 тыс. рублей истребует с предприятия ОАО «РЖД». Чуть больше – 67,55 тыс. рублей – пытается отсудить КУ «Центр учета и содержания Омской области» – всех взыскателей сумм менее 100 тыс. рублей перечислять долго и бессмысленно, их довольно много. Только за три осенних месяца в Арбитражном суде принято к производству и рассмотрено по нескольку десятков дел о взыскании долгов с АО «Омскоблавтотранс».
О финансах и кадрах
По данным открытых интернет-источников, уставный капитал АО «Омскоблавтотранс» равен 330 млн 160 тыс. рублей и это точно больше, чем общая сумма исковых требований к юрлицу. На 1 января 2021 года на предприятии числилось 1004 сотрудника. По информации официального сайта общества, оно обслуживает до 430 рейсов в сутки.
За 2020 год его доход составил 512,2 млн рублей (-231 млн к уровню 2019 года), а расход – 544,47 млн рублей (-250,9 млн). Прибыль организации в прошлом году выросла на 19,8 млн рублей. Таким образом, в год пандемии предприятие умудрилось отработать в плюс, вопреки тому, что ранее сообщали в Минтрансе, а там утверждали, что АО подкосила пандемия.
Последние два месяца в структуре общества – активные кадровые перестановки. Так, 25 ноября директором предприятия стал Олег АВРАМЕНКО, он сменил на этом посту Павла ЛАТЫПОВА, который возглавлял предприятие всего месяц. До него АО «Омскоблавтотранс» почти три года руководил Алексей МАРТЫНЕНКО, экс-глава дептранса администрации Омска.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 1 декабря 2021 года. Добавлена информация о событиях, случившихся позже.
Фото @ "Коммерческие вести".