Ее геральдический знак дал большой простор для творческой фантазии.
К 200-летию Омской области Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля подготовил две выставки, объединенные темой всадника, с 1825 года украшающего областной герб. В большом выставочном проекте также приняли участие Городской музей «Искусство Омска», кафедра «Дизайн костюма» ОмГТУ и, соответственно, Омская Арт-резиденция, художники России и Казахстана.
Выставка «В красном поле на белом коне» соединяет точную науку и фантазию художников. Научный блок рассказывает о законах геральдики, а вот студенты и преподаватели омской школы дизайна костюма представили ряд визуальных, подчас неожиданных интерпретаций исторического герба Омской области, основанных на ассоциациях и эмоциях.
– Был дан образ, который пришел с герба – всадник в красном поле на белом коне. И студентам было предложено подумать про себя, про Омск, про всадника, и вот из каких-то своих мыслей и образов собрать работы про это либо в графике, либо в прикладном изделии, – рассказывает один из кураторов выставки Юлия ГЕРАСИМОВА. – Работы получились очень разные, потому что Омск тоже разный, как и впечатления о нем. Для кого-то это огромная территория на все четыре стороны света, для кого-то – теплый, сказочный город детства. Кто-то рассматривает его как город-ребус, который надо разгадывать. И, кстати, всадник, который обычно мужчина, в работах некоторых студентов – женщина.
Разнообразны и интересны техники, в которых выполнены «гербы». В работе «Всадник первого снега» смешались синель (соединение слоев ткани с последующим вырезанием) и ковровая вышивка, способ которой придуман автором – Елизаветой ВОЛЧИХИНОЙ.
«Стена памяти», словно собранная из фрагментов воспоминаний, выполнена в технике продергивания. Конь в работе «Сибирский гамбит» сделан из бумаги, причем это не просто бумага, а какие-то административные таблицы и документы. На нем с трудом балансирует всадник, пытаясь не упасть.
К детству отсылает нас объемная аппликация, похожая на мягкую игрушку.
На выставке «Всадники земли и неба» собраны работы из музейных фондов, где так или иначе присутствует образ всадника, начиная с фигуры Мир-суснэ-хум, найденной в древних курганах, и заканчивая работами современных художников и скульпторов. Здесь можно увидеть и батальные сцены, и сцены охоты, и изображение мирного труда или путешествий.
Люди на картинах, кстати, сидят не только на конях, но иногда на оленях и верблюдах. Ведь наша область – степной край, при этом примыкающий к Северу.
В экспозиции – работы Николая МАМОНТОВА, Амангельды ШАКЕНОВА, Александра КАПРАЛОВА, Евгения ДОРОХОВА, Сергея АЛЕКСАНДРОВА, Геннадия РАЙШЕВА, Ольги ХАН.
Впечатляющим акцентом становится масштабное полотно «Братья» Александра СЕДОВА (1968), где два всадника сошлись в непримиримой битве.
– Лошадь – способ передвижения, но также друг, товарищ и брат, – говорит куратор выставки Сергей БАРАНОВ. – Причем, человек, сидящий на лошади, всегда смотрит на остальных несколько иначе – в прямом и переносном смысле свысока. Ему далеко видно. И слияние с другим существом, более мощным, но послушным тебе, возможность управлять им, всегда повышает самооценку.
Специально для выставки было сделано несколько свежих работ: живописный триптих «Игры Великой степи» – от художника из Казахстана Вячеслава ЛЮЙ-КО, кинематон «Конь-огонь» – от омского мастера интерьерной куклы Ларисы МЕДВЕДЕВОЙ (при вращении ручки композиция приходит в движение), кинетические скульптуры из сварного металла «Небесный всадник». Автор идеи здесь Сергей БАРАНОВ, а выполнены раскачивающиеся фигуры солидных размеров Рамилем САБИРОВЫМ.
Подобные работы хорошо бы смотрелись в городской среде, куда, возможно, и перекочуют после окончания проекта, который можно увидеть до 13 июня.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ