Все рубрики
В Омске четверг, 26 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,6125    € 103,9416

Не на неведомых дорожках, а в залах омского музея обнаружены невиданные звери – «Роскошные четвероногие»

3 марта 2022 09:51
0
4119

Выставка старинной мебели будит память детства. 

Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля обладает значительной коллекцией мебели конца XVI – начала XX вв. из аристократических интерьеров. Каждый из этих предметов – настоящее произведение декоративно-прикладного искусства, призванное подчеркнуть вкус, состояние и благородство их владельца. Зачастую предметы мебели имели зооморфные черты – то очевидные, то ассоциативные. Львиные лапы и головы, оленьи ноги и рога, чешуя дракона и крылья грифона, пластика пантеры и поступь слона – всем этим вдохновлялись мастера самых разных профессий: столяры, резчики, литейщики, чеканщики и даже живописцы.

Выставка «Роскошные четвероногие», открывшаяся в Генерал-губернаторском дворце, включает около 200 произведений живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства конца XVI – XX веков с анималистическими образами из собраний музеев, а также работы современных художников России и Казахстана.

– Задача искусства – открывать что-то новое, в том числе в повседневности, – говорит куратор выставки художник, заведующий отделом художественного проектирования и дизайна Музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского (Салехард) Сергей БАРАНОВ. – Наш проект как раз про это – про чудо открытия неизведанного или, может быть, того, что забылось с детства. Тогда всё чувствовалось остро и точно, а сейчас, когда мы выросли, мы перестали замечать в вещах их чудесные свойства. Эта выставка про существ, рожденных детской фантазией. Можно представить себе ребенка, который рос в аристократической семье, играл среди этих кресел, стульев, видел их звериные лапы. Они будили его воображение, он верил, что дом населен диковинными животными, которые только притворяются, что они шкаф, кресло, диван. Мир ребенка населен чудесными существами. Став взрослым, он понимает, что этих существ нет. Но мы доказываем: есть, нужно просто научиться это видеть!

Выставка «Роскошные четвероногие» располагается в четырех залах музея, и это целое путешествие в мир фантазии и воображения.

В первом зале находится самая помпезная мебель: тронное кресло императрицы Александры Федоровны с подлокотниками в виде слонов и серебряными фантастическими львами, кресла, столики, часы, шкафы с ножками-лапами, кресла с подлокотниками, представляющими фигуры лебедей, китайские вазы, украшенные мифическими драконами, и многое другое. Львы, слоны, грифоны представлены здесь и в классических живописных работах. 

Дальше – «звериные» черты предметов уже не так очевидны, но тут на помощь зрителям приходят современные художники.

В рамках выставки был реализован уникальный проект: за неделю до ее открытия в залах работала группа живописцев и графиков из Омска, Новосибирска, Салехарда, Алма-Аты. И сегодня мы можем увидеть «портреты» тайных, скрывающихся в обычных предметах обитателей музейной коллекции.

Сразу несколько художников разглядели в одном и том же кресле коня. А вот зеленый диван с тремя секциями показался алмаатинцу Вячеславу ЛЮЙ-КО драконом, а омичке Анастасии ГУРОВОЙ – стаей волков.

Золотой орнамент, обвивающий ножку бюро, превратился у Евгении ШАДРИНОЙ-ШЕСТАКОВОЙ (Новосибирск) в озорную обезьянку, а само бюро, украшенное тремя эмалевыми вставками, и вовсе в нереального зверя («Трехглазик с другом»).

Напольные часы-орган вдохновили того же Вячеслава ЛЮЙ-КО на эпическую работу «Большой переезд» – в восточном стиле, но с узнаваемыми омскими чертами. А Владимир ЧУПИЛКО увидел в их впечатляющей конструкции древнюю систему мироустройства. В его работе «Время, музыка и мифы» циферблат подобно Земле покоится на слонах и черепахах. Отсутствие стрелок (огорчительная утрата) выглядит здесь специально продуманной деталью, символизирующей некое вневременье.

Всего подобных работ около пятнадцати, и они прекрасно демонстрируют не только оригинальное видение авторов, но и их творческую манеру.

– Художников я отбирал максимально разных, – рассказывает Сергей БАРАНОВ. – Анастасия ГУРОВА – это графитный карандаш, черно-белые монументальные образы. Владимир ЧУПИЛКО – с одной стороны, лирический, очень нежный художник, а с другой стороны, мощный, концептуальный. Вячеслав ЛЮЙ-КО – вообще виртуоз, который может за день создать на своем холсте мир, причем постоянно меняющийся. Блистательная, мощная Евгения ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА. Когда она работает с холстом, это надо снимать на видео, потому что это танец. Ольга КОШЕЛЕВА – тоже нежная, но при этом уверенная художница. Она пастелист, но у нас выступает как живописец. Самое важное было, когда эти люди вошли в резонанс, стали вытягивать друг из друга новые качества, и в результате создали что-то целостное, хотя при этом и достаточно индивидуальное.

Проект «Роскошные четвероногие» – долговременный. Его работа рассчитана минимум на год.

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Как в Омске в разные времена встречали Новый год

Омский краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ рассказал об истории праздничной ёлки в Российской империи и в СССР

26 декабря 15:03
0
392

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.