«Хоккей — это моя страсть на протяжении всей жизни. Но с учётом пандемии и прочих обстоятельств я был вдалеке от семьи, и сейчас главная цель — провести время с любимыми».
Вчера, 4 апреля, на пресс-конференции главный тренер «Авангарда» Боб ХАРТЛИ сообщил, что не будет подписывать контракт с ХК «Авангард» на следующий сезон. Представляем читателям часть его ответов на вопросы журналистов:
— Когда я второй раз подписывал контракт с Александром КРЫЛОВЫМ и Максимом СУШИНСКИМ, уже тогда были мысли, что это заключительные два года. Хоккей подарил мне все, благодаря ему я встретил свою жену. Ключевую роль играет расстояние, я далеко от семьи. Я рад, что вы задали такой вопрос, поскольку много информации гуляет в прессе, где говорится, что я не хочу ехать в Омск. Это абсолютная неправда. Потому что, когда я согласился на переезд, я согласился на переезд именно в Омск, чтобы приехать и тренировать команду в Омске. Но все прекрасно знают, какая ситуация сложилась, этого никто не мог предсказать. Я сам родом из Хоксбери, это индустриальный городок в Онтарио, Канада. Я привык к снегу, холоду, заводам. С огромным уважением отношусь к людям, которые там трудятся. Если я и жалею о чем-то за эти четыре года, так это то, что мы не сыграли именно в Омске. Да, мы привозили Кубок, мы привозили серебряные медали, но это не совсем то. Первые несколько недель в Омске я прогуливался по городу, мне всё очень нравилось, я гулял по набережной Иртыша, видел, как люди там рыбачили. Я понимал, что это будет замечательное время, которое можно провести в этом городе. Поэтому сказать, что я не еду именно в Омск – было бы абсолютно неправильно. Сейчас для меня пришло время, чтобы побыть с моей семьёй. У меня две прекрасные внучки. Одной на этой неделе исполнится четыре года, другой – два годика. Я ни разу не распаковывал с ними подарки, ни разу на Рождество, не был на день рождении. Мне этого не хватает. Я не заявляю, что ухожу на пенсию, хоккей в моей крови. Если матч в Магнитогорске был последним, я приму это. Если будут варианты – я рассмотрю, но сейчас я хочу взять небольшой перерыв, побыть со своей семьей. Благодарю Александра КРЫЛОВА и Александра ДЮКОВА. Когда я встретились с ними, я понял, какие требования у компании «Газпром нефть», понял эту психологию — никакой посредственности, постоянная нацеленность на успех. Я благодарю за работу всех, с кем работал, от моего тренерского штаба до маркетинга. Спасибо за эти четыре года.
— Боб, подведите итоги сезона.
— В целом, если говорить, я удовлетворён сезоном, мы знали о высоких ожиданиях, ведь мы стали чемпионами, но в такой ситуации действовать интересно. У нас было много новых игроков, мы хорошо провели тренировочные сборы, были травмы, из-за этого был не лучший старт, но мы справились, стали крепкой семьёй, на пользу нам пошла пауза в январе – игроки выполнили огромный объём работы. В матчах на вылет мы выступили все знают как, но, если говорить о сезоне в целом – я удовлетворён.
— Вы работали последнее время с относительно молодыми российскими, омскими тренерами Антоном Курьяновым и Дмитрием Рябыкиным. Как вы оцените их потенциал?
— Мне всегда везло, и «Авангард» не исключение. Дмитрий РЯБЫКИН был первым, с кем я разговаривал в Дании. Сначала я думал, что он какой-то большой начальник, но потом я узнал, что он работает в системе «Авангарда». Дмитрий готов стать тренером в КХЛ, в этом я абсолютно уверен. Что касается Антона КУРЬЯНОВА, это человек, у которого логотип «Авангарда» вытатуирован на сердце, думаю, у него в тренерской карьере тоже всё впереди. Сергей ЗВЯГИН – наверняка лучший тренер вратарей, с кем мне приходилось работать. Я всегда говорил, что хоккей не должен иметь границ, и мой штаб – ещё одно тому подтверждение. Они очень облегчали мою работу, за это я им очень благодарен. Также хочу отметить, что у нас много потрясающих тренеров в МХЛ, ВХЛ, Академии, поэтому думаю, что у них потрясающее будущее.
— Не могу не спросить по поводу Ильи Ковальчука. Наверняка вы следили за сборной России, о том, как работал Илья. Есть ли у него перспектива быть генменеджером клуба или национальной команды? Хотели бы вы с ним работать: вы как тренер, а он в качестве генменеджера?
— Илья КОВАЛЬЧУК – это человек, в котором живет страсть. Он живет хоккеем, дышит им, он его любит. Посмотрите на его карьеру — я не удивлен ни сколько, что он стал не только успешным игроком, но и успешным человеком. У него огромное сердце. Он всегда готов помочь, готов вести людей за собой. Он сильно повзрослел со времен «Атланты», он стал бы замечательным и генменеджером, и президентом клуба, и генменеджером. Он всегда заботится обо всех, ему не безразлично, он любит побеждать и ненавидит проигрывать. Я помню, когда меня уволили в Атланте, я сообщил игрокам. Через две минуты ко мне подошел Илья со слезами на глазах, и сказал, что этого не может быть. Но я сказал, что хоккей — это большой бизнес, это абсолютно нормально. Никогда не забуду телефонный звонок, который я получил после матча в Германии, уже была полночь. Илья позвонил мне и сказал, что «Авангард» заинтересован в том, чтобы подписать меня на должность тренера. Он убеждал меня встретиться с Александром КРЫЛОВЫМ и Максимом СУШИНСКИМ. Я очень много обязан Илье. Когда нарисовалась возможность, что он присоединится к клубу, я поговорил с Александром КРЫЛОВЫМ, с Алексеем ВОЛКОВЫМ и мы вновь восооединились – были в одной команде, добрались до кубка вместе. Ковальчук – мой хоккейный сын. Я испытываю к нему огромное уважение, безгранично ему благодарен и желаю успехов.
— Боб, есть ли какая-то вероятность того, что вы останетесь консультантом «Авангарда» по каким-либо вопросам и будете ли вы принимать участие в обсуждении кандидатуры вашего приемника в клубе?
— Я разговаривал с Александром ДЮКОВЫМ, с Александром КРЫЛОВЫМ, с Алексеем ВОЛКОВЫМ. Ещё ничего не решено, сезон только закончился, ещё много времени впереди. Я многим обязан «Авангарду», это были замечательные четыре года, которые принесли очень много приятных воспоминаний. Я благодарен своим игрокам. Мне посчастливилось работать с потрясающими парнями, наверное, я не смогу в полной мере их отблагодарить. Меня окружили любовью, дружбой, огромное спасибо им всем за это. Сейчас я хочу провести время со своей семьей. Понятно, что хоккей — это моя страсть на протяжении всей жизни. Но с учётом пандемии и прочих обстоятельств я был вдалеке от семьи, и сейчас главная цель — провести время с любимыми. Я всегда буду готов помочь «Авангарду» в каком-либо проявлении.
Вы, наверное, не знаете, но после того, как я встретился с Александром КРЫЛОВЫМ и Максимом СУШИНСКИМ, я попросил неделю на раздумье. И вот я приехал домой, начались слухи, что возможно моё подписание. Мне стало поступать огромное количество звонков от бывших игроков: и североамериканских, и российских, и от бывших тренеров, которые говорили мне: «Не вздумай ехать в «Авангард», они сменили 10 тренеров за 13 лет. Тебя уволят на предсезонке. Это будет катастрофа». Я доверился своему чутью, положиться на Александра КРЫЛОВА, на Илью КОВАЛЬЧУКА. В итоге я провел замечательные четыре года. Это приятный опыт. Мне родители говорили: «Не суди людей по тому какая у них национальность, какой цвет кожи, какая религия. Суди по тому, что ты видишь». У меня появилось в России много замечательных друзей. Хоккей — это большой бизнес, но в то же время это семья. И игроки, и мои партнеры по тренерскому штабу, и персонал команды, и пресса – все стали мне очень близки. Я уезжал из России с полными чемоданами друзей и хороших воспоминаний.
В 1972 году, когда мне было 12 лет, я открыл для себя русский хоккей – та незабываемая Суперсерия СССР — Канада. Когда я приехал в Москву, я сразу посетил арену «Лужники». Для меня была огромная честь познакомиться с моим кумиром Владиславом ТРЕТЬЯКОМ. Он же мне вручил медаль, когда мы выиграли кубок – это особый момент. Я познакомился с ЯКУШЕВЫМ, МАЛЬЦЕВЫМ, МИХАЙЛОВЫМ – это такие легенды, которые прокладывали дорогу для таких тренеров, в частности, как я, чтобы они могли приехать в Россию. Сейчас русские игроки уезжают в Северную Америку, и североамериканские игроки приезжают в Россию – это отличный опыт. Невероятный опыт и впечатления. Встреча с моим кумиром детства Александром ТРЕТЬЯКОМ навсегда останется у меня в памяти.
— Можете ли вы в качестве своего наследия в «Авангарде» обозначить, что под вашим руководством выросли молодые таланты. Арсений ГРИЦЮК, Егор ЧИНАХОВ – каковы их перспективы на ваш взгляд?
— Мне очень нравится работать с молодыми игроками. Когда я начинал в Канаде, в молодежной лиге, затем в АХЛ проработал пять лет – здесь главное процесс обучения, когда тебе в руки попадают молодые таланты. Да они очень способные, но им необходимо многому научиться, повзрослеть. Очень много потрясающих ребят с которыми я работал, которых я старался вырастить их на новый уровень. Когда я приехал в КХЛ, здесь был Илья МИХЕЕВ, который мечтал играть в НХЛ, Клим КОСТИН, Егор ЧИНАХОВ, Арсений ГРИЦЮК, Кирилл СЕМЕНОВ. СЕМЕНОВ уже не молодой игрок, но тоже мечтал попробовать себя в НХЛ. Понятно, что задача тренера – нацеленность на результат команды, но здесь нужно еще быть понимающим, ориентированным на игроков. Если игрок хочет стать лучшим игроком в КХЛ, это нормально, ты ему поможешь, но если он хочет играть в НХЛ, ты так же должен дать ему «инструменты», чтобы он смог осуществить свою мечту. В «Авангарде» много многообещающих игроков, которые в скором времени будут «стучать в двери» главной команды.
— Вы говорите, что вы не завершаете карьеру, а приостанавливаете. Какой срок вы отвели для этого, сколько вы намерены отдыхать. Если вы вернетесь в большой хоккей, получите предложение от Омска, будет ли оно приоритетным?
— Я никогда не уйду на пенсию. Для меня хоккей – это как наркотик. Я как ребёнок, который может каждый день ходить в Цирк Никулина, так же я себя чувствую, когда я прихожу на арену. Хоккей – моя страсть, которая не покидала меня. Спасибо моей семье, которая всегда меня поддерживала, вдохновляла, не загоняла в рамки, помогала во всем. Если посмотреть на таких великих тренеров как КРИКУНОВ, БИЛЯЛЕТДИНОВ, видно, что в них жива страсть к хоккею, к тренерскому делу, я как они. При этом у меня много дел на родине, есть бизнес, которым нужно заниматься. Что впереди, в хоккейном плане, я не знаю. Если так вышло, что матч в Магнитогорске был последним – я приму это. Самое главное, что я здоров, я полон энергии, для меня сейчас в приоритете моя семья.
— Чем вам запомнился хоккей в КХЛ за эти годы? Есть ли планы и желание поработать в НХЛ?
— Самый запоминающийся момент – то, как мы завоевали Кубок Гагарина. Наше меньшинство 3х5 лучшее, что я видел. Три заблокированных броска Дамира ШАРИПЗЯНОВА. Я до сих пор чувствую боль, которую испытывал Дамир: настоящий лидер, настоящий воин. Дружба, прекрасный опыт, замечательные игроки, с которыми мне посчастливилось поработать. То, как мы шли к Кубку Гагарина – это какое-то волшебство. Те моменты до сих пор прокручиваются в моей голове. Говорят, что чемпионы остаются вместе навсегда, и это действительно так.
Источник – ХК «Авангард».