Открытое письмо депутатам законодательного собрания Омской области.
Операцию по отъему у большинства омичей, проживающих в многоквартирных домах, их накоплений в фонде капитального ремонта на общем котле и на спецсчетах хочет провести правительство Омской области
Ход первый: перед тем как обвинили во взятке
В шахматах есть такие задачи: мат в три хода, белые люди начинают и выигрывают у черных людей. Именно так происходит с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов в порядке и на условиях Федерального закона № 271-ФЗ от 25.12.2012 года.
Ход первый, пешкой, уже был. По предложению бывшего директора областного фонда капремонта Марины СТЕПАНОВОЙ, которая, понятно, родом из Екатеринбурга, из общего перечня 17 видов работ по капремонту были исключены шесть – больше трети видов работ переместились в следующий за общим список – так называемый 13-й абзац с логикой: в общем котле денег не хватает, если хотят ставить приборы учета ресурсов и такое прочее – пусть открывают спецсчет, за который фонд не отвечает, и выполняют такого рода виды работ.
Переход на спецсчета теперь может быть не через два месяца после принятия решения протоколом общего собрания, как было всегда, а лишь с 1 числа третьего месяца – и опять обосновали умными словами: чтобы не было проблемы оплаты дробного переходного месяца, часть которого дом был в общем котле, а вторую часть уже на спецсчете. Данные изменения в областной закон № 1568-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области» внесены областным законом от 19 декабря 2019 года № 2222-ОЗ.
Мавр сделал свое дело, мавр может уйти. «Высосав» из общего котла все до копейки, через год Марина СТЕПАНОВА была арестована по обвинению в получении взятки (ч. 2 ст. 290 УК РФ) и коммерческом подкупе в крупном и особо крупном размере (п. «в, г» ч. 7-8 ст. 204 УК РФ). Никогда не поверю, что она одна сама, без сообщников и покровителей, в чужом городе решилась на такие преступные действия.
Но ход белых оказался сильным, положение черных людей стало сложным, их позиция затрещала по швам, так как из-за отсутствия средств в общем котле ремонты стали переноситься, а так как подрядчикам перестали платить, включив в типовой договор идиотский пункт о том, что платить можно через год – это не опечатка и не шутка – так и написано: в течение 12 месяцев после подписания акта хорошие подрядчики просто перестали участвовать в конкурсах, а фонд капремонта браво отчитывается: конкурс провели, а что нет подрядчика – не наша вина.
Ход второй: увеличить взнос в 1,7 раза
Второй ход был сделан королем. Губернатор Омской области Александр БУРКОВ принял постановление от 10 ноября 2021 года № 503-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», которым размер месячного взноса поднят неслыханно – сразу в 1,7 раза до 11 рублей 43 копеек против прежних 6-70. Депутаты молча съели, многие даже не читая, а ведь там есть еще и пункты второй и третий – автоматическое повышение размера взноса в 2023 и 2024 годах, как раз на срок работы нынешнего губернатора, если, конечно, раньше не снимут.
Позиция черных людей ухудшилась, но не стала критической: кто поумнее и пошустрее, просто побыстрее стали переходить на спецсчета, где чиновники уж никак не могли достать их деньги своими длинными руками и что-то отобрать, а кто понаглее, особенно из тех домов, где за 8 лет ремонт еще не начинали, просто перестал платить, ведь фонд капремонта реально мало с кого долги взыскивает – им или лень, или более важными делами заняты.
Ход третий, приводящий к мату во всех смыслах этого слова
Сначала белые люди попытались заставить черных капитулировать наскоком: сразу на первую же сессию вновь сформированного Законодательного Собрания Омской области 21 октября 2021 года губернатор внес ничем не приметный с виду вопрос № 35 повестки «О проекте Закона № 1440-7 «О внесении изменений в Закон Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области». Новый руководитель фонда капремонта Рустем ПРОТАСОВ (из Екатеринбурга, естественно) и новый министр энергетики и ЖКХ Антон ГААК подготовили изменения в областной закон о капремонте с сокращением еще двух видов работ одним из которых, напомню, являлась возможность усиления каркасов панельных домов первых массовых серий, переход на природный газ со сжиженного и переустройство крыш с плоских на скатные, что вызвало массовые протесты.
Благодаря части принципиальных депутатов от «Единой России и КПРФ, кто не побоялся сказать открыто и в какой-то степени испортить отношения с чиновниками, власти поняли, что большинство набрать будет сложно, и за час до решающей схватки на комитете Заксобрания губернатор сам отозвал скандальный проект закона, тем более что чиновники сглупили и как раз в эти же дни почти в два раза повысили взнос, и в таком случае исключение работ стало совсем нелогичным.
Ход четвертый: наперсточный
10 июня 2022 года в Законодательное Собрание вносится проект закона № 1514-7 «О внесении изменений в Закон Омской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области».
В такой операции успех в значительной части достигается правильным выбором времени атаки, и здесь чиновники это вполне учли. Внесли проект документа прямо перед сессией (при том что с 11 по 13 праздники), чтобы в спешке принять к рассмотрению на комитете, а потом на последней сессии – продавить сразу в первом и втором чтениях. Жители на дачах, сопротивления организованного не окажут, сами депутаты готовятся к отпускам, часть помощников, кто должен проверять бумаги, уже отдыхают. Никого из коллег не хочу обидеть, но если бы не проявил бдительность депутат Константин ТКАЧЕВ, пославший бумаги в Общество потребителей в сфере ЖКК с запросом отзыва, – оно бы так тихо и прошло.
При этом задним числом выяснилось, что такая задача и ставилась: чтобы проект не попал ко мне. Но вот незадача – попал-таки.
А теперь следите за руками наперсточников из областного правительства.
В 2019 году исключаются из общего списка шесть видов работ, включая в том числе даже поименованную в Жилищном кодексе РФ «установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг», а также ремонт системы вентиляции, ремонт мусоропроводов и септиков, проведение энергетического обследования с составлением энергетического паспорта (напомню тогда была логика чиновников, как и убеждали депутатов, что никто не мешает это делать, переходите на спецсчет).
Прошло два года, и теперь предлагается полностью весь абзац 13 части 1 статьи 15 – это дополнительные работы для домов со спецсчетами – исключить. То есть эти бессовестные люди сначала перевели часть работ на спецсчета дополнительным списком, а теперь предлагают их вовсе исключить, лишив возможности людей за свои же деньги производить ремонт домов.
Вот чего конкретно свердловские хотят лишить омичей: «4) в пункте 1 статьи 15 подпункты 7, 9, абзац тринадцатый исключить». А вот и сам абзац 13:
«Для многоквартирных домов, собственники помещений в которых выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества помимо указанных услуг и (или) работ также включает в себя устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа), установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, благоустройство дворовой территории, ремонт подъездов, утепление фасада, ремонт систем вентиляции, мусороудаления, проведение энергетического обследования с составлением энергетического паспорта, изготовление технического плана (паспорта) и (или) кадастрового паспорта, проведение технического обследования».
Все это отменяется. Если вы, депутаты, проголосуете – ремонта подъездов не будет. Счетчиков не будет. Перехода на природный газ не будет. Ограждения дворов не будет. Ничего не будет – будем только платить деньги на благо областных чиновников и руководства фонда капремонта, чтобы жили спокойно, получали за наши налоги жалованье и отчитывались красиво о том, как кубышка пополняется.
Не менее возмутительна и другая поправка областного правительства: срок перехода с общего котла на спецсчет увеличивается в три раза – с двух месяцев до полугода (в проекте это самый первый пункт, умышленно прописанный хитрыми чиновниками так, чтобы никто вообще не понял, о чем речь:«1) в пункте 3 статьи 7 слово «третьего» заменить словом «шестого»)».
В переводе на русский, переход на спецсчет осуществляется не с 1 числа третьего после представления в фонд капремонта решения общего собрания месяца, а только с 1 числа шестого месяца. Опять, уважаемые депутаты, вернитесь выше – только что, два года назад, они сначала ушли от двух месяцев на 1 число третьего. Что изменилось за этот промежуток времени, кроме того, что экс-директора фонда посадили и размер взноса почти в два раза увеличили? В чем необходимость?
Слон сосал соску
Для самых непонятливых депутатов чиновники все доходчиво объяснили в пояснительной записке к проекту закона. В пояснительной записке для депутатов Минэнерго пишет про данную поправку:
«Проект предусматривает: 1) продление срока вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете с трех до шести месяцев в целях завершения действующих обязательств перед подрядными организациями, осуществляющими капитальный ремонт многоквартирного дома».
Небольшое отступление, чтобы не повторяться в подобных случаях, а их в проекте несколько – чтобы все омичи и непосредственно депутаты понимали, насколько безграмотные нынешние чиновники минэнерго – они даже либо не читали, либо не смогли понять текст действующего областного закона.
Как человек, лично эту редакцию закона писавший, ответственно заявляю, что никогда в областном законе не было промежутка три месяца. Для перехода на спецсчет установлен промежуток два месяца, чтобы фонд рассчитал остатки на счете каждой квартиры, а почему потом внесли, что именно с первого числа третьего месяца – простая вещь: а как считать дробный месяц перехода – иначе пришлось бы часть месяца платить по одной квитанции в фонд, а вторую половину по другой квитанции, уже на спецсчет. То есть сейчас это никак не три месяца: а если протокол сдали в последний день месяца, как это сделал, например, я, кто читает законы, – ровно через два месяца 1 мая 2021 года нам открыли спецсчет. Так что если, как они хотят, продлять срок перехода на спецсчет до полугода – так формально писать надо было «первого числа седьмого месяца», а не шестого.
Читаем дальше вторую часть формулировки: «в целях завершения действующих обязательств перед подрядными организациями, осуществляющими капитальный ремонт многоквартирного дома».
Хоть бы открыли закон, прежде чем в него поправки пытаться вносить. Вот что прямо прописано по данному поводу в Жилищном кодексе РФ:
«Статья 173. Изменение способа формирования фонда капитального ремонта
1. Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
2. В случае если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
5. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи. В течение пяти дней после вступления в силу указанного решения региональный оператор перечисляет средства фонда капитального ремонта на специальный счет».
В переводе с юридического на русский это означает, что вне зависимости от решения собрания на спецсчет дом не переведут, пока полностью долг фонду не отдадим – хоть три года это будет длиться, хоть пять. То есть руководители Министерства энергетики и ЖКК и фонда капремонта либо сами не читали жилищное законодательство, либо надеются, что все депутаты такие недалекие и можно об них ноги вытирать. Что ж – сессия совсем скоро – 23 июня, скоро узнаем.
Загнать в котел
Реальная причина обоих этих изменений на поверхности: прекратить бегство домов из общего котла на спецсчета. Ограничить просто технически сроком перехода, чтобы люди подумали: а зачем я пойду собирать подписи, если еще полгода ждать.
И вообще сделать спецсчета малоинтересными – раз никаких работ делать нельзя. А ведь в городе есть много домов, где капитальный ремонт выполнен по суду, им в принципе никаких работ в предстоящие годы не нужно, кроме благоустройства (оборудование детской игровой площадки, ограждения и т. п.) и ремонта подъездов, что и делали по спецсчетам. Теперь деньги просто будут оседать на счете, народ постепенно перестанет платить, а фонду и чиновникам только этого и нужно: мышеловка закроется, ведь по Жилищному кодексу, если на спецсчете оказывается менее половины положенных начисленных на данный дом средств, автоматически объект переводят в общий котел. Они все продумали как отнять у нас последнее – право ремонтировать наши дома на наши же деньги.
В этой связи интерес представляет обоснование исключения дополнительного списка работ для домов на спецсчетах, представленное депутатам в пояснительной записке: «Дополнительные виды работ не могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества, так как данные работы им не обеспечены и в случае расходования собственниками накопленных средств на дополнительные виды работ существует риск невыполнения капитального ремонта основных конструктивных элементов в связи с недостаточностью денежных средств на специальном счете многоквартирного дома.
Также собственниками при принятии решения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не учитывается реальный износ основных конструктивных элементов. Таким образом, проведение дополнительных видов работ за счет средств минимального размера взноса на капитальный ремонт, относящихся по большей части к работам текущего ремонта, уменьшает возможность проведения работ капитального ремонта основных конструктивных элементов многоквартирного дома».
Играть шахматами в шашки
Позволю себе указать на профнепригодность лиц, готовивших проект документа. Можно не знать какие-то нюансы производственного процесса капремонта, но основы жилищного законодательства и технических документов и на меньших должностях знать положено обязательно. Как ни странно, здание не может состоять из одних конструктивных элементов, как полагают подписавший документ губернатор и непосредственные авторы проекта закона, а есть еще внутридомовые инженерные системы. Если читать дословно, что они написали: внутридомовые инженерные системы ремонтировать необходимости нет, только конструктивные элементы – и эти люди вносят проект закона!?
Вот как правильно определяются данные технические термины:
Конструктивный элемент:
«...конструктивный элемент: часть конструкции, предназначенная для передачи усилий...» («ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт РФ. Здания и сооружения. Общие термины» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.12.2020 № 1388-ст)
Конструктивный элемент здания:
«...Конструктивный элемент – составная часть конструкции здания или сооружения, воспринимающая действующие усилия, выполняющая несущие, ограждающие и (или) эстетические функции, состоящая из элементов, взаимно связанных в процессе выполнения строительных работ. Конструктивным элементом зданий и сооружений являются: фундаменты, стены, каркасы, перекрытия, крыши, покрытия, лестницы, перегородки, светопропускающие ограждения (окна, витражи, фонари), двери, ворота и др...» (Приказ Москомэкспертизы от 24.12.2021 № МКЭ-ОД/21-103 «Об утверждении Общих положений по ценообразованию, сметному нормированию и управлению стоимостью строительства в городе Москве»).
И про инженерные системы жилых зданий:
«...Инженерные системы жилых зданий – внутреннее инженерное оборудование, а также подводящие коммуникации (сети) и сооружения коммунального назначения, обеспечивающие подачу водо- и энергоресурсов, вертикальный транспорт, мусороудаление, противопожарную безопасность и связь...» (Закон г. Москвы от 13.11.1996 № 30 «Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда в городе Москве и контроле за их соблюдением»).
Теперь по сути. Во-первых, единственный вид работ из длинного списка работ на спецсчетах, который можно отнести и на текущий ремонт, – это ремонт подъездов. Если авторы проекта закона не согласны, пусть приведут другие примеры из перечисленного или не пишут чушь. Может быть, они приборы учета, где требуется проектирование, например, отнесли к текущему ремонту? Или оборудование противопожарной сигнализации и дымоудаления, где вообще вправе работать только допущенная к данным работам организация?
Во-вторых, в пояснительной записке указывается, что «собственниками при принятии решения о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не учитывается реальный износ основных конструктивных элементов».
Это неправда хотя бы потому, что в отличие от фонда капремонта все, что на спецсчетах, проверяется управляющими организациями в порядке требований постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года при проведении ежегодного осеннего осмотра общего имущества, о чем составляется акт типовой формы с разделами: какие именно инженерные системы и конструктивные элементы либо их составные части требуют капитального, какие – текущего ремонта. Все эти акты во всех УК и у председателей советов домов, правлений ТСН, ЖСК имеются, в любой момент могут быть предъявлены.
Очень надеюсь, что профильный комитет ЗС по экономике и инвестициям запросит у минэнерго, откуда именно взяты такие сведения. А вот что подведомственный Миноэнерго фонд капремонта никак не учитывает фактическое состояние конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, это медицинский факт, никто из них фактически на домах перед проведением капитального ремонта не был, не думаю, что только на домах моих УК и членов Общества потребителей. Пусть покажут дома, где для определения потребности в ремонте побывали господин министр ГААК или господин и. о. директора фонда капремонта ПРОТАСОВ. Вот на общем котле действительно не ведется работа по реальному контролю состояния конструктивных элементов и инженерных систем домов в реальном времени.
Другое дело, что по сути написана несерьезная вещь. Аргумент то касается того, чтобы исключить ряд дополнительных работ. Но от их исключения все равно не изменится правило, установленное Жилищным кодексом РФ: окончательное решение о виде работ (услуг) выбирают собственники путем проведения общего собрания.
Но особо умилил самый первый аргумент министра ГААКА:
— Дополнительные виды работ не могут финансироваться за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества, так как данные работы им не обеспечены.
Он забыл уже, а может, и не знает, что лишь два года назад почти все эти виды работ были в основном списке и в 2013 году просчитывались при моем личном участии как заместителя руководителя рабочей группы Минстроя. В тарифе, соответственно, они-то как раз учтены в составе минимального размера взноса, а убрав шесть работ из 17 в 2019 году, вы, господа, должны были сократить размер тарифа, но не сделали этого. Как раз данные виды работ просчитаны, какое право после этого вы имели повышать тарифы по индексам инфляции в 2021 году, если внутренняя составляющая, количество работ уменьшилось?
Лишь еще один способ отъема денег у населения
Уважаемые депутаты! Губернатор, правительство Омской области вашими руками хотят отобрать у людей последнее. Сначала государство фактически ввело незаконный налог на капремонт, что в корректной форме определил и Конституционный суд РФ в части именно общего котла, а теперь еще и даже собранные деньги люди не смогут потратить с толком для своих домов.
Считаю, что проект закона не может быть принят к рассмотрению, так как не содержит ни одного пункта по развитию правовой базы капитального ремонта, приведению областного законодательства в соответствие с федеральным, его содержание лишь указывает на желание чиновников и должностных лиц фонда капремонта ничего не делать, но продолжать получать жалование. Сделать это собираются вашими руками, потом скажут, что это так решали депутаты, мы не причем. Не берите перед людьми грех на душу.
Знаю, сейчас есть разговоры: давайте примем к рассмотрению, а потом можно долго много говорить, но вот потом вступает регламент Законодательного Собрания. Проект закона не обоснован ничем, соответственно, у Законодательного Собрания нет обязанности принимать любой проект к рассмотрению. Пусть сначала правительство обсудит его с управляющими организациями, в общественной палате, на общественном совете при ГЖИ, и от него ничего не останется.
Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКХ
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 22 июня 2022 года.