Как дачный бум сказался на магазинах семян<o:p>. </o:p>
За последние три года популярность дачных и садовых участков в РФ значительно выросла.
Почем грабли
Сначала скачок пришелся на лето 2020 года, когда действовали жесткие пандемийные ограничения, а в первом квартале 2022 года (сообщают «Известия» со ссылкой на «Авито Недвижимость») спрос на земельные участки в России вырос на 12%. При этом почти на четверть увеличилась популярность участков в садовых некоммерческих товариществах и дачных некоммерческих партнерствах. Это в свою очередь сказалось на выручке так называемых садовых магазинов, торгующих семенами, саженцами, удобрениями и инструментом для обработки почвы. «Коммерческие Вести» решили изучить тему.
В России в целом весной 2022 года на 65% увеличились онлайн-продажи товаров для сада. Средний чек в апреле-мае 2021 года составлял 2075 рублей, а в тот же период 2022 года – 2451 рубль, т. е. подскочил сразу на 18%. Об этом сообщает РИА Недвижимость (по данным платежного сервиса CloudPayments). В апреле онлайн-продажи семян овощей и зелени выросли на 60%, а в магазинах тот же товар – на 6%. Средний чек при этом увеличился на 144% и 37% соответственно (информация аналитического ресурса «Чек Индекс»). Как сообщают аналитики, весной 2022 года россияне приобрели грабель почти в пять раз больше, чем в тот же период 2021 года.
В нашем регионе согласно данным УФНС России по Омской области, под код ОКВЭД 47.76.1 «Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах» подпадают 489 индивидуальных предпринимателей и 117 юридических лиц (основной или дополнительный вид деятельности).
В Омске согласно ресурсу 2ГИС семена и посадочный материал в розницу реализуют 187 организаций. В это число входят и магазины цветов, и компании, занимающиеся ландшафтным дизайном, и Кировский плодопитомник, и крупные хозяйственные гипермаркеты «ОБИ», «Бауцентр», «Леруа Мерлен». Крупных торговых сетей в данной сфере в Омске не очень много. По сути, можно назвать всего две – «Дачник» (ООО «Сибирский Агросоюз») и «Живой сад» (ИП ЭМОТАЕВ). Кроме них, есть небольшие сети магазинов, где по 2–3 филиала, например, «Дачный уголок», «Сады Сибири», «Садовод». При этом в рубрику «Сад, огород, инвентарь» в справочнике 2ГИС включены в Омске 150 организаций. Для сравнения: в соседнем Новосибирске в рубрику «Семена, посадочный материал» входят 396 организаций, в «Сад, огород, инвентарь» – 382.
Насколько прибыльна торговля семенами
Немного данных из открытых интернет-источников о крупных игроках. ООО «Сибирский Агросоюз», у которого основной вид экономической деятельности – «Торговля оптовая семенами, кроме семян масличных культур», согласно данным сайта компании, было создано в июле 1995 года, а по сведениям в ЕГРЮЛ – в ноябре 2002 года. Сервис Basis.myseldon.com указывает, что выручка компании за 2021 год составила 31,4 млн рублей, что на 5,48 млн рублей (15%) меньше 2020 года (36,9 млн рублей), однако больше 2019-го (27,4 млн рублей). 2020 год стал для ООО «Сибирский Агросоюз» самым прибыльным начиная с 2013 года: прибыль составила 7,7 млн рублей. В 2021 году она оказалась скромнее – 3,9 млн рублей, но и эта цифра более чем в два раза выше показателя 2019 года – 1,9 млн рублей. Такие данные размещены на Sbis.ru. Там же указано, что рентабельность продаж составляет 14,8%. Руководит компанией Виталий БЕЛЯКОВ. Он же является одним из пяти учредителей – имеет наибольшую долю – 60% уставного капитала. Еще одним учредителем является известный омский агроном Николай ПРОХОРОВ. В компании трудоустроены 18 сотрудников. По данным сервиса 2ГИС, у ООО «Сибирский Агросоюз» 13 филиалов в Омске и пригородах. На сайте указано: «Розничная продажа осуществляется через партнерскую сеть магазинов «Дачник», состоящую из находящихся в каждом районе города 12 магазинов, садового центра «Дачник», а также интернет-магазин».
Другая крупная сеть магазинов для сада и дачи «Живой сад» принадлежит индивидуальному предпринимателю Андрею ЭМОТАЕВУ. Она была основана им и его супругой Еленой ЭМОТАЕВОЙ в 2006 году. Кроме основного вида деятельности «Торговля розничная цветами и другими растениями, семенами и удобрениями в специализированных магазинах», у компании заявлено еще 40, среди которых в том числе выращивание различных видов растений. Как сказано на сайте компании, первый магазин «Живой сад» открылся в 2006 году. Сегодня обслуживание ведется в пяти магазинах и садовом центре на Левобережье.
Одним из старейших предприятий, реализующих семена в Омске, является ООО «Омсксортсемовощ», директором и учредителем которого в ЕГРЮЛ указан Алексей ЗЮЛИН. Изначально это было одно из предприятий «Россортсемовощ», которое появилось на свет в 1934 году и занималось снабжением колхозов, совхозов и частных лиц семенами овощных, бахчевых, цветочных культур и семенным картофелем. В 1977 году главным агрономом предприятия была назначена Алевтина ЗЮЛИНА, которая много лет им руководила. Современное ООО из этого предприятия было создано в сентябре 2003 года. В открытых интернет-источниках сказано, что в 2021 году компания получила выручку 22,71 млн рублей, что на 5,5 млн рублей больше 2020 года (рост на 32%). Начиная с 2014 года выручка ООО «Омсксортсемовощ» неуклонно растет: в 2015 году – 7,7 млн. рублей, в 2019-м – 14,9, в 2020-м – 17,2, в 2021-м – 22,7 млн рублей. А вот прибыль не всегда показывает рост. В 2017 году был скачок – предприятие получило 3,2 млн прибыли (после 0,2 млн рублей в 2016 году), в 2018-м – 3,7 млн рублей, но в 2019-м произошло падение до 1,3 млн рублей, в 2020-м – до 1 млн рублей. И только 2021 год снова дал рост прибыли до 1,5 млн рублей. Рентабельность продаж составляет 8%. Кстати, Алексей ЗЮЛИН является руководителем еще одного предприятия, занимающегося оптовой торговлей семенами – ООО «Гринагро», но у него финансовые успехи скромнее: за 2021 год выручка составила 503 тыс. рублей (плюс 61% к уровню 2020 года). В ООО «Омсксортсемовощ» числится всего три сотрудника, работает один магазин под брендом «Огородник».
ООО «Омсксортсемовощ» по объему выручки (согласно сервису Sbis.ru) занимает четвертое место в категории «Цветы, семена, саженцы» в регионе. Впереди идут ООО «Фениксфловер», ООО «Семстанция Исилькульская» и ООО «Сибирский Агросоюз». О последней компании мы уже рассказали, а первые две не совсем входят в круг рассматриваемых нами предприятий. Дело в том, что ООО «Семеноводческая станция Исилькульская» (было создано из государственного предприятия Омской области с аналогичным названием в мае 2014 года) реализует семена многолетних трав аграриям региона и не имеет семенных магазинов в Омске. Согласно данным ЕГРЮЛ главный учредитель компании – Омская область, генеральный директор предприятия с уставным капиталом в 41,5 млн рублей – Дмитрий САУЛИН. Выручка компании в 2021 году выросла на 46%, или 22,2 млн рублей, и составила 70,55 млн рублей. Это самый лучший результат за предыдущие восемь лет. Правда, прибыль компании при такой выручке составила всего 2,9 млн рублей.
В свою очередь ООО «Фениксфловер» (директор и учредитель Алексей ГАБАЛИН), возглавляющее рейтинг сервиса Sbis.ru по уровню прибыли в отрасли региона, торгует живыми цветами. Выручка компании за 2021 год (156,05 млн рублей) увеличилась на 72%, или 65,52 млн рублей. В 2019 году она составляла 53,9 млн. рублей, в 2020-м – 90,5 млн рублей. Прибыль росла соответственно: в 2019-м – 0,6 млн рублей, в 2020-м – 1,6, в 2021-м – 4,7 млн рублей.
Дачники – это 35+
Небольшие садовые магазины, которые есть в каждом районе города, обычно сотрудничают с оптовыми компаниями. Сегодня, по некоторым данным, в Омске около пяти крупных местных оптовиков в данной сфере и три крупных иногородних – из Екатеринбурга, Пензы, Казани. Они зашли в наш регион несколько лет назад.
«Это крупные предприятия с огромным ассортиментом – более 30 тыс. позиций, у которых есть торговые представители, собирающие заявки с дачных магазинов. Пару лет назад в Омске открылся большой екатеринбургский торговый центр «Хит сезона», работающий и с физлицами, и с оптовиками. Но у него нет доставки», – рассказала Оксана КОТОВА, индивидуальный предприниматель, руководитель омской оптовой компании «Вита», занимающейся поставками семян, удобрений, грунтов. Она отметила, что омские оптовики в данной сфере чаще всего специализируются на небольшой группе товаров, например, на семенах и немного на удобрениях или на инвентаре и грунтах.
Сезонность компании торгующие семенами оптом преодолевают при помощи реализации хозяйственных и сопутствующих товаров. И она несколько отличается от той, что присутствует в рознице. Если пик продаж семян у магазинов – это весна, то у оптовиков реализация начинается с августа и пик приходится на сентябрь-октябрь.
— У нас магазины покупают семена осенью, потому что в это время больший выбор, – пояснила Оксана КОТОВА. – И еще потому, что в высокий сезон на семена поднимаются цены. Для оптовиков спад продаж происходит в июле, а в магазинах декабрь – январь – тяжелое время, которое они стараются пережить, реализуя комнатные растения.
Предприниматель отметила особенности данного бизнеса. Во-первых, выбирая поставщика семян, дачные магазины ориентируются на три вещи – широту ассортимента, цену и узнаваемость бренда.
— Чаще всего в рознице люди покупают то, что рекомендует продавец, – отметила Оксана КОТОВА. – В небольших магазинах за прилавками обычно стоят сами собственники. На них и идут люди. Хороших профессиональных продавцов найти сложно. Это проблема, о которой я постоянно слышу от клиентов. У нас в Омске более 100 розничных магазинов, но профессиональных продавцов можно пересчитать по пальцам.
Во-вторых, оптовый бизнес в данной сфере имеет не слишком высокую рентабельность.
— Наценка идет небольшая, а конкуренция приличная. И к сожалению, происходит демпинг. Клиенты – садовые магазины – побуждают нас это делать. Они скрупулезно сравнивают прайсы и, если находят где-то позицию на 10-20 копеек дешевле, берут там, – отметила предпринимательница и поделилась еще одним наблюдением: – При том что цена имеет значение, черно-белую упаковку люди не очень любят. Когда начинала работать, делала ставку на нее, думала, из-за меньшей цены такие семена будут пользоваться большим спросом. Но покупатель предпочитает цветные конвертики. Однако у производителя, с которым мы работаем, семена и в цветную, и в черно-белую упаковку фасуются из одного мешка. Лично видела при посещении предприятия.
Она отметила: сегодня в садовых магазинах наиболее маржинальный продукт – это грунты, поскольку именно на них идет большая наценка из-за дорогой логистики и хранения.
В-третьих, в последние годы большой процент продаж уходит в Интернет – на маркетплейсы Ozon, Wildberries. Сегодня дачники – это не только пенсионеры, огородами занимаются и люди в возрасте 35+, многие из которых активно пользуются маркетплейсами, в том числе и для покупки семян, инвентаря.
Ранее обзор был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 сентября 2022 года.