«Руководить «Омскими газовыми сетями» предложено мне» (полный текст).
Новый год АО «Омскгоргаз» встретило в первой стадии банкротства – наблюдении. Что происходило на предприятии в течение прошедшего года и что предстоит в 2023 году? – с такими вопросами главный редактор газеты «Коммерческие Вести» Марат ИСАНГАЗИН обратился к генеральному директору акционерного общества Любови МОИСЕЕНКО.
– Перед Новым годом состоялся совет директоров АО «Омскгоргаз». Какие вопросы на нем обсуждались?
– Определением Арбитражного суда Омской области от 30 ноября 2022 года в отношении АО «Омскгоргаз» введена процедура наблюдения. В соответствии с положениями пункта 4 статьи 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» я, как генеральный директор, обязана обратиться с предложением о проведении общего собрания акционеров для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов с предложением о введении финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций за счет вкладов акционеров или третьих лиц. 29 декабря советом директоров принято решение, что такое собрание состоится в форме заочного голосования.
– Насколько я помню, чуть больше года назад вы уже обращались к акционерам с просьбой о финансовой помощи?
– У нас в декабре 2021-го был очень сложный период, когда не на что было купить газ для населения, а впереди предстояли новогодние праздники – наступал 2022 год, и мы на основании решения совета директоров от 10 декабря 2021 года обратились к акционерам с предложением о добровольном внесении вклада в имущество общества. Но, к сожалению, никто не откликнулся.
– После того как 17 декабря 2021 года вступило в силу решение Тверского районного суда города Москвы о взыскании в пользу РФ солидарно 2,27 млрд рублей, у вас начали арестовывать счета?
– Такие аресты в качестве обеспечительных мер начались еще в ноябре 2020 года. Когда в декабре 2021 года решение суда вступило в силу и приставам были выданы исполнительные листы, на основании которых возбуждено сводное исполнительное производство. В дальнейшем – 9 марта 2022 года – было вынесено иное определение: об изменении способа исполнения решения Тверского райсуда. Был заменен предмет исполнения решения о взыскании 1,2 млрд рублей (то есть части суммы) с АО «Омскгоргаз» и ООО «Омскгазсеть» – обратить в доход Российской Федерации их имущественные производственные комплексы. В части остальной суммы способ исполнения решения суда оставлен без изменения. На основании указанного определения постановлением от 22 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство, в рамках которого в мае и июне у АО «Омскгоргаз» изъято имущество (земельные участки, сооружения, здания, помещения, сети газоснабжения и газораспределения, газопроводы, устройства катодной защиты, катодные станции, установки РУ СУГ, транспортные средства, компьютерная техника, мебель, бытовая техника и прочее), в том числе обремененные залоговыми обязательствами перед ПАО «Промсвязьбанк».
– Но почему взыскали только с Омскгоргаза – там же несколько предприятий, с которых солидарно должно быть взыскано?
– Ответчиками по делу являются 6 юридических и физических лиц. Нам известно, что у АО «Омскгазсеть» также изъято имущество. В отношении иных ответчиков сведениями не располагаем, однако до настоящего времени ни одно из исполнительных производств не окончено.
– Непонятно: если у вас были арестованы денежные средства, как вы осуществляли свою деятельность?
– Мы же не сидели, не бездействовали. Обратились во все органы, какие только возможно. Они и отреагировали. Убеждали суды: весной 2021-го определением Тверского суда было разрешено направлять поступающие денежные средства на финансирование текущих расходов, в том числе на газ по согласованным направлениям деятельности, в установленных пределах от 102 до 90 млн руб. в месяц. О расходовании средств ежемесячно отчитывались перед прокуратурой.
– То есть обращение к акционерам в декабре 2021-го было не в связи с арестами денежных средств?
– Причин для обращения было несколько: арест денежных средств и их ограниченность, невозможность кредитования. А кроме того, с мая 2021 года резко взлетели цены на газ. Денег на закупку газа остро стало не хватать. Поставка газа осуществлялась с колес. При этом прокуратура сразу же вынесла предостережение о недопустимости срыва поставки газа населению. – То есть денег нет.
Именно так в тот момент сложились обстоятельства. В тарифе, утвержденном РЭК на 2021 год, стоимость газа была учтена из расчета сложившейся в 2020 году. Тогда речь пошла о субсидиях: по закону, если регулятор устанавливает тариф меньше экономически обоснованного, он обязан возместить разницу. Мы обратились к полномочному представителю президента по Сибирскому округу Анатолию СЕРЫШЕВУ и его заместителю Олегу ДЕНИСЕНКО, при помощи которых началась работа на региональном уровне по выделению субсидий из областного бюджета.
– Заявление о банкротстве подали вы сами?
– Положениями ст. 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определены случаи, при которых руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд. Необращение или несвоевременное обращение с таким заявлением повлекло бы за собой административную ответственность согласно ст. 14.13 КоАП РФ, а также субсидиарную ответственность в соответствии с положениями ст. 61.12 Закона о банкротстве. Необходимость и обоснованность принятого решения поддержана советом директоров, состоявшимся 27 декабря 2021 года.
В пользу РФ солидарно с нас взыскано 2,27 млрд рублей. Таких денег у нашего предприятия нет и никогда не было. Это в совокупности с наличием кредиторской задолженности перед ПАО «Промсвязьбанк» на сумму более 387 млн рублей (основной долг) и доначисленных обязательных платежей по результатам выездной налоговой проверки – более 421 млн рублей, и обусловило вынужденное обращение в суд с заявлением о признании АО «Омскгоргаз» несостоятельным (банкротом).
– В АО «Омскгоргаз» ввели наблюдение. Что изменилось?
– Процедура наблюдения совершенно по-другому выстраивает работу предприятия. В настоящий момент мы выплачиваем только текущие платежи. Кредиторы имеют право обратиться с заявлением о включении в реестр требований.
– И аресты должны в этом случае сняться?
– Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество и иные ограничения в части распоряжения имуществом за исключением тех, перечень которых определен Законом о банкротстве.
– Но текущие платежи вы и так платили в рамках разрешенных 90 млн рублей. Их не хватало?
– Установленной судом суммы было недостаточно, так как в ней не были в полном объеме учтены затраты по капитальному и текущему ремонту. 90 миллионов – это необходимый минимум: газ, зарплата, ГСМ, освидетельствование сосудов. Да, их было недостаточно. Мы жили в системе сбережения. После введения наблюдения текущие платежи общество осуществляет с учетом требований, предусмотренных Законом о банкротстве.
– Почему прокуратура в суде выступала против введения банкротства?
– Прокуратура выражала свою точку зрения, при этом всем доводам прокуратуры дана оценка в тексте судебного акта.
– Вы сказали, что все ваше движимое и недвижимое имущество арестовано. Оно было передано ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности». Что произошло с имуществом?
– Оно было передано в ТУ Росимущества. Далее было распоряжение руководителя федерального Росимущества о передаче его в хозяйственное ведение ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности».
– А вы на основании чего его эксплуатируете?
– Между АО «Омскгоргаз» и ФГУП заключен договор хранения с правом эксплуатации и обслуживания данного имущества. Наш имущественный комплекс нельзя в одну минуту кому-то передать, так как он включает в себя газоопасные объекты, которые поставлены на особый учет в Ростехнадзоре, которые зарегистрированы за АО «Омскгоргаз». ФГУП зарегистрировало свой филиал «Омские газовые сети» по адресу: ул. Красных Зорь, 19. Руководитель «Дирекции по инвестиционной деятельности» уже трижды был в Омске и присутствовал на рабочих встречах с участием губернатора, мэра, региональным Минэнерго, прокуратуры.
– Кто руководит эти филиалом?
– Руководить омским филиалом в данный момент предложено мне.
– Честно говоря, непонятно, как можно изъять имущество акционерного общества, предъявив претензии к мажоритарным акционерам, ведь оно принадлежит всем акционерам.
– У акционеров была возможность участвовать в этом процессе. Апелляционные жалобы ряда акционеров оставлены апелляционным судом без рассмотрения по существу. Судебная коллегия пришла к выводу, что решением Тверского райсуда Москвы права и законные интересы данных лиц не затрагиваются.
– В связи со всеми этими событиями как проистекает деятельность Омскгоргаза, которая касается многих тысяч омичей? Как с запасами и закупками газа?
– Омскгоргаз продолжает осуществлять в полном объеме деятельность по обеспечению населения города Омска сжиженным газом, а также оказывать услуги по транспортировке природного газа. Для этих целей у имеются все соответствующие ресурсы. За это время деятельность общества не раз становилась предметом проверки различных надзорных органов включая, прокуратуру.
– В конце 2021 года мы говорили о резко взлетевших ценах на газ. Что с этими ценами произошло дальше, какие они теперь?
– Цены упали. Тогда, в 2021-м, мы говорили о средней цене по году 26 тысяч рублей за тонну. Но были периоды, когда газ стоил и 40 тысяч, и 50, и 30. Общество было вынуждено отвлекать из иных видов деятельности все средства для приобретения газа для населения. По результатам 2022 года при плановой цене 26 тысяч она у нас сложилась где-то 16. На 2023 год плановая цена на приобретение сжиженного газа принята РЭК в размере 12 613,31 руб. без НДС за тонну.
– Но если мы тогда говорили, что в 2021 году вам утвердили тариф ниже экономически обоснованного, поэтому предприятию положены субсидии на разницу, но если вам в 2022 году утвердили тариф по цене газа большей, чем фактически получилось, то теперь разницу должны теперь снять с вас?
– Плановый тариф и фактический результат – это совершенно разные вещи. Потому что плановый тариф нам сформировали с убытком 200 млн руб. А когда цена на газ снизилась, это повлияло на снижение убытка по регулируемой деятельности. Денежной массы, которую мы собираем с населения, сейчас нам достаточно для того, чтобы обеспечить закупку газа без посторонних денежных средств. Что касается 2021 года, то мы всего получили субсидий из бюджета Омской области 120,2 млн руб.
За 2021 год наш доход по всем видам деятельности составил более 1,03 млрд руб., а убыток в размере 1,16 млрд руб. сформировался за счет отражения в бухгалтерском учете в декабре 2021 года суммы требований, предъявленных по решению Тверского суда Москва. Так что данный убыток не является результатом текущей хозяйственной деятельности общества.
– Есть ли уже предварительные итоги 2022 года?
– Итоги будут подведены в конце I квартала, но уже сейчас можно сказать, что акционерному обществу в 2022 году удалось обеспечить финансирование всех текущих расходов, необходимых для осуществления деятельности в полном объеме, по всем направлениям.
– Вряд ли банки при таких событиях выделяют Омскгоргазу кредиты?
– Кассовые разрывы обеспечены без привлечения банковских средств, в том числе за счет получения обществом в 2022 году части субсидий за IV квартал 2021 года.
– Раньше же кредиты брали…
– У общества имеются обязательства перед банком, однако в течение последних трех лет кредитные средства не привлекались – даже в такое трудное время. По одной простой причине, что судом были приняты меры по обеспечению иска Генпрокуратуры. Общество функционирует за счет собственных средств. Для обеспечения текущей деятельности получаемой выручки достаточно.
– Кстати, если говорить о букве закона: изъятое имущество, наверное, должно в конкурсную массу вернуться? Оно ведь 100%-но укладывается в трехлетний период.
– Оно теперь принадлежит государству. Наличие оснований для оспаривания может быть предметом отдельного судебного разбирательства.
– Омскгоргаз занимается не только сжиженным, но и природным газом. Что удалось сделать в этом направлении в 2022 году?
– В соответствии с региональной программой «Газификация и газоснабжение Омской области на 2021-2025 годы», утвержденной указом губернатора Омской области от 1 декабря 2020 года № 187, АО «Омскгоргаз» является исполнителем программы газификации объекта «Сеть газораспределения для перевода на природный газ объектов многоэтажной жилой застройки в Советском административном округе г. Омска в границах улиц: Заозерная – Красноярский тракт – пр. Менделеева – Малиновского». По итогам 2022 года в рамках реализации программы на природный газ переведено 23 многоквартирных дома – 2 652 квартиры. Всего по итогам выполнения программ на природный газ будет переведено 7 280 квартир.
– Откуда деньги?
– За счет спецнадбавки.
– Имеется в виду инвестиционная надбавка к тарифу?
– Да, она утверждена РЭК. В итоге жители этих домов будут платить за газ существенно меньше.
– Вы по-прежнему продолжаете заниматься и баллонным газом?
– Мы, как ГРО, являемся гарантирующим поставщиком и обязаны этим заниматься. В Омске мы основной поставщик баллонного газа. Но эта деятельность убыточна и регулируется РЭК Омской области.
– В уголовном деле Сергея КАЛИНИНА говорилось о завышенном тарифе на транспортировку газа по трем газопроводам. Изменился ли этот тариф? Кто арендует сейчас эти трубопроводы?
– ГРО на указанных газопроводах является ООО «Омскгазсеть», наше общество не осуществляет транспортировку природного газа по данным газопроводам и не имеет к ним никакого отношения.
– Догазификацией занимаетесь?
– Да, общество ведет работу по этому направлению, так как у нас большое количество сетей в городе Омске, по которым идет транспортировка природного газа, которые в настоящее время находятся у общества на законном основании. На данном этапе мы только принимаем и рассматриваем заявки от населения, подготавливаем договоры, а дальше передаем их Единому региональному оператору. Я думаю, как только новое предприятие получит статус ГРО и все лицензии, то обязательно возобновит эту работу в полном объеме.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» 25 января 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ