Все рубрики
В Омске понедельник, 20 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 90,9873    € 98,7776

Надежда МАЗЕПОВА, ЦПС «Лексфорт»: «Каждый проект – это вызов, что-то новое. Очень редко идет повторение, потому что к нам приходят со сложными задачами, которые штатный юрист решить не может»

23 июля 2023 14:20
1
3453

В следующем году Центру правовых стратегий «Лексфорт» исполнится 20 лет. 

В мае стал победителем конкурса «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» в 2023 году в сфере оказания юридических услуг. Обозреватель «Коммерческих Вестей» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у партнера, руководителя финансово-экономического направления Центра правовых стратегий «Лексфорт» Надежды МАЗЕПОВОЙ, чем ее компания отличается от других и как сегодня выглядит клиентский портфель.

– Надежда, поздравляю вас с победой в конкурсе. Давно участвуете? Что, на ваш взгляд, помогло взять пальму первенства?

– Мы участвовали впервые, поскольку только в этом году узнали о конкурсе. Победить получилось из-за значительного количества и, конечно, качества наших проектов. Кроме того, мы занимаем активную позицию в жизни города, в частности, для Фонда поддержки предпринимателей регулярно проводим вебинары для разных категорий бизнеса, даже для студентов, которые только планируют заниматься предпринимательской деятельностью.

– Расскажите о компании. Какие направления деятельности вы считаете приоритетными?

– Центр правовых стратегий «Лексфорт» существует с 2004 года. В следующем году нам исполнится 20 лет. Мы обслуживаем исключительно бизнес. Большинство юридических проектов у нас в сферах банкротства (в том числе защита от субсидиарной ответственности) и корпоративной области. Это и конфликты, и текущие корпоративные вопросы. Ведем много судов по коммерческим конфликтам, плотно занимаемся сопровождением сложных крупных строительных проектов.

– Знаю, что у вас есть не только стандартные для юридических фирм направления. Это так?

– В отличие от большинства компаний не только Омска, но и страны, «Лексфорт» имеет отдельное финансово-экономическое направление. В его рамках мы занимаемся несколькими задачами, в частности, помощью в постановке управленческого учета, бюджета, т. е. текущим сопровождением деятельности юридических лиц. Благодаря практике работы с живыми бизнес-проектами у нас сложилась сильная команда, выполняющая экспертизы самого высокого уровня. Мы готовим и экономические заключения для судов коллегам из других юридических организаций, и помогаем юристам «Лексфорта» разбираться в сложных кейсах, касающихся финансов и экономики. Когда компания ведет сложный банкротный или корпоративный проект, то над ним всегда работают не только юристы, но и экономисты.

– Экономическое направление вы стали развивать не сразу?

– Да, мы его открыли в 2014 году. В основу легли запросы клиентов. Сначала дело шло, что называется, по наитию. Сейчас работа структурирована. Идет постоянный достаточно большой спрос. Первой мы запустили базовую услугу – ведение управленческой отчетности бюджетирования: когда приходим в организацию, ставим «УпрУчет», остаемся на сопровождение. А когда в России начала развиваться субсидиарная ответственность, поняли, что в ней тоже много экономики и финансов. Например, в таком показателе как «дата наступления объективного банкротства», т. е. момент, в который должник данным признаком начал обладать, – чистая экономика. Юристам часто сложно проанализировать ее. Кроме того, в стандартной процедуре банкротства есть документ – анализ финансово-хозяйственной деятельности. Он тоже содержит много экономики. Когда им занимается человек, понимающий всю специфику экономической составляющей бизнеса, способный пользоваться регистрами, бухгалтерскими программами, то результат получается качественнее, а работа эффективнее. Сегодня у нас много запросов от коллег из юридических компаний, для которых мы пишем анализы и финансовые экспертизы по данным вопросам. У нас есть и сертифицированные судебные эксперты, они готовят судебные финансово-экономические заключения для судов, причем без привязки к территории. В Омске, кстати, таких проектов немного.

Синергия экономистов и юристов показала свою эффективность в работе над корпоративными проектами. Когда идет спор директора с участниками (например, они считают, что руководитель неэффективно управлял бизнесом, принес убытки), чтобы подсчитать экономическую составляющую убытков, тоже нужны специфические знания, навыки. И получается, что экономическая практика встроена в оба основных юридических направления компании. Мы и своим юристам помогаем более эффективно решать задачи, и сторонним оказываем услуги. Наш основной заказчик в части банкротства и корпоративных конфликтов – это другие юридические компании.

– Это интересно. А в целом ваш клиентский портфель можете охарактеризовать?

– В финансово-экономической практике у нас достаточно большой пул клиентов из Омска, Москвы, Томска, Перми и т. д. По юридическим делам география несколько шире. В Омске нашими услугами пользуются многие топовые компании города – Омсктехуглерод, Омский НПЗ, «Ястро», «Парфюм-Лидер», «Суши-Маркет», «ВНИМИ-Сибирь» и другие. Значительная часть крупных организаций Омска так или иначе с нами сотрудничала. Если говорить про Москву, то там наш клиент – это средний бизнес. Но он средний для столицы, а по омским меркам – очень крупный. Причем это не только в чистом виде московские клиенты, но и межрегионального и федерального уровня. Сферы деятельности у нас были практически все – и ритейл, и производство, и торговля, и сельское хозяйство.

– А какой вид деятельности приносит наибольшие доходы?

– Этот вопрос не имеет однозначного ответа – выручка по разным направлениям гуляет вверх-вниз. Когда-то впереди банкротные вопросы, когда-то – корпоративные или строительные. Финансово-экономическая практика стабильно прирастает по выручке и уже вносит весьма заметный вклад в экономику компании. Главное, что в целом у нас год от года доходы растут. А переменчивость по направлениям естественна в сложном консалтинге.

– Обычно московские компании открывают филиалы в Омске, а у вас наоборот. Давно заработал офис в столице?

– Мы его открыли в 2019 году. Теперь базируемся в двух точках страны. Это очень удобно. Однако проекты мы продолжаем выполнять по всей России.

– А поточнее? Какова география вашей деятельности?

– Кроме Омска и Москвы у нас прямо сейчас проекты от Сахалина до Ростова-на-Дону, а по пути встречаются Новосибирск, Саранск, Ставрополь, Краснодарский край, Санкт-Петербург, в проработке проект в Тюмени. Все довольно динамично меняется. Сегодня технологии позволяют решать задачи, физически не присутствуя в другом регионе. После ввода ковидных ограничений в судебных заседаниях стало возможно участвовать онлайн. Это серьезно расширило нашу географию. И конечно, она увеличилась за счет офиса в Москве.

– В последние три года в стране и в мире много чего происходило. Как это повлияло на работу компании?

– Мы в какой-то момент переживали из-за ввода ограничений на банкротства, опасались, что у нас упадет количество проектов. Да и в целом экономический прогноз на ближайшее будущее неясен, а состояние дел в предпринимательской среде на нашу востребованность влияет напрямую. Пока мы зашиваемся от работы и продолжаем расти. Посмотрим, что будет дальше.

Мы мониторим ситуацию, смотрим, в каких нишах в данный момент нужно прилагать усилия, чтобы оставаться на плаву. Наши услуги в кейсах о субсидиарной ответственности и в корпоративных конфликтах сейчас очень востребованы, также серьезный объем работы есть по крупным строительным проектам. Думаю, потому, что все эти проекты сложные, и не все консультанты способны их вести.

Мы рады, что в период ковидных ограничений нам удалось сохранить штат, выручку. В данный момент компания растет, ищет новых сотрудников. Текучки кадров нет, у нас редко увольняются. Но недавно две сотрудницы ушли в декретный отпуск, поэтому ощущаем определенный кадровый голод. Сейчас на рынке труда все-таки есть недостаток квалифицированного персонала. Чтобы находить сотрудников, используем большое количество ресурсов, взаимодействуем с институтами, ходим на олимпиады, где ищем креативных ребят. Кадровый голод в нашей сфере появился не вчера, но, на мой взгляд, сегодня он ощущается более ярко.

– Большой у вас коллектив?

– В целом в омском и московском офисах в ковид нас было 12, а сейчас – 14.

– Можете назвать топ-3 задач, с которыми к вам наиболее часто обращаются клиенты?

– Не стану ранжировать, просто перечислю. Во-первых, это ведение сложных судебных споров – бизнес-конфликтов. Во-вторых, корпоративные конфликты – там тоже идут суды, но специфические, и много и внесудебной работы. И третье – в банкротствах защита при привлечении к субсидиарной ответственности и работа в делах по оспариванию сделок.

Мы ежегодно участвуем в различных рейтингах. В том числе в международных. Много лет занимали ведущие позиции в известном рейтинге Chambers&Partners (в разделе российских регионов), который охватывает 190 стран мира. Наши юристы несколько лет до ухода международных рейтингов из России были номинированы в авторитетном Best Lawyers. Сейчас заявляемся только в российские и тоже успешно. Например, нас отметили Право.ru, КоммерсантЪ, Российская арбитражная ассоциация.

– А есть у вас постоянные клиенты?

– Большинство из тех, кто к нам обращался. В нашем клиентском портфеле ежегодно в среднем 82 клиента, из них 3-4 новые. Это если говорить о значимых поручениях, но немало бывает и небольших разовых обращений.

– Почему к вам идет крупный бизнес, ведь у него обычно есть свои юридические отделы?

– Все дело в специфике вопросов и задач. Банкротство или субсидиарная ответственность у организации могут быть только один раз за всю деятельность, поэтому штатные юристы с подобными проблемами чаще всего не соприкасаются, им будет сложно начинать решать их с нуля. В тех же корпоративных конфликтах юридический отдел часто не участвует или занимает одну из сторон. А что касается в принципе сложных споров в суде, то очень часто инхаусы (внутренние юристы) просто не имеют нужного опыта. Им доводится приходить в суд несколько раз в год или даже реже. В нашем же графике от 3 до 10 судебных заседаний ежедневно, а бывает и больше.

Иногда владелец бизнеса просто понимает, что одна голова хорошо, а три – прекрасно! Хочет иметь альтернативное мнение. Главное – не подтверждать поговорку «два юриста – три мнения», а стремиться выработать и реализовать решение задачи клиента. Если же предлагаются несколько вариантов, нужно иметь компетенцию и смелось настаивать на оптимальном с твоей точки зрения решении. Мы со штатными специалистами всегда хорошо взаимодействуем, ведь именно они знают деятельность компании изнутри и помогают нам в спорах. Идет тесное сотрудничество.

– Надежда, расскажите о себе. Как вы пришли в Центр правовых стратегий «Лексфорт»?

– Я много лет занимала должность начальника экономического отдела, финансового директора, работала на Морозовской птицефабрике. И в 2011 году у нас был совместный проект со старшим партнером компании «Лексфорт», ее создателем и идейным вдохновителем Игорем ЖУРИКОВЫМ. Он сейчас развивает наш офис в Москве. После окончания проекта Игорь мне предложил перейти в «Лексфорт». Я согласилась. Сначала была задача построить финансовую модель внутри самой юридической компании, а потом к нам пришли мои бывшие коллеги и попросили помочь в проектах. В итоге я осталась насовсем и возглавила финансово-экономическое направление.

– Пришлось осваивать юридические тонкости?

– Конечно. В первое время было сложно, но потом, когда уже начинаешь этим жить, втягиваешься, становится невероятно интересно. Каждый проект – это вызов, что-то новое, всегда повод подумать. Очень редко идет повторение, потому что, как я уже отметила, к нам приходят не со стандартными задачами, а со сложными, которые штатный специалист решить не может. Возможностей обучаться в ходе реализации проекта чаще всего не бывает, поскольку работа обычно идет в режиме цейтнота. Поэтому мы должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. У нас даже есть норма часов, предназначенных для самообразования. Законодательство постоянно меняется, а нам нужно быть в курсе современные изменений, тенденций, нюансов судебной практики. Раз в месяц по субботам у нас проходит внутренний семинар, на который мы приглашаем экспертов, либо один из сотрудников компании прорабатывает тему и проводит обучение других.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерчески вести» от 28 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
коп 14 августа 2023 в 14:50:
когда бухгалтер начинает управлять юр организацией...и не только юр организацией ей рано или поздно приходит конец...
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.